-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Майя_РОЗОВА

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2011
Записей: 1249
Комментариев: 1029
Написано: 2996


О Б-ге и Tворце

Понедельник, 19 Октября 2015 г. 22:18 + в цитатник

 

Когда человек понял, что на свете есть Б-г ?

 

4229746_subscriber_359117 (180x180, 7Kb)

Сергей Мурашов 

 

Видимо, очень давно - десятки тысяч лет назад, а возможно и гораздо раньше - нам просто не у кого спросить.

Нынешние оценки времени зарождения религий основаны на том, что самым старым из известных нашим археологам захоронениям людей - около сорока тысяч лет. Считается, что раз наши предки тогда хоронили своих покойников определенным образом, оставляя с ними рядом пищу, питье и необходимые предметы, - то они уже верили в существование некоего "потустороннего мира", следовательно, были религиозны...

Разумеется, это ничего не говорит нам о том, как давно на самом деле началась эта традиция, и насколько раньше человек почувствовал присутствие где-то рядом Высшей Силы, создавшей мир и управляющей им...

 

Можно лишь попробовать представить, как наши далекие предки, знающие об окружающем их мире только то, что было абсолютно необходимо для сиюминутного выживания - как добывать дичь и как спасаться от хищников, что из растений можно употреблять в пищу, а чем вернее натирать стрелы и гарпуны для лучшего поражения добычи, - начали задумываться о том, как устроен мир за пределами их охотничьих угодий, и известного им времени...

 

Возможно, сначала это происходило в форме обмена историями у костра, когда голод уже утолен, а сон еще не совсем сковал разум... Или кто-то наиболее опытный и уважаемый почувствовал непреодолимое желание пролить свет своей мудрости на подрастающее поколение, и поделился с соплеменниками результатами того, что теперь мы называем раздумьями, а тогда еще не имело никакого названия...

К сожалению, мы этого никогда не узнаем.

 

На земле сейчас существует великое множество самых разных религий - от древних, история которых приближается, как минимум, к десятку тысяч лет, до совсем новых, выдуманных букаально вчера, от таких, которые предполагают веру в непознаваемую сверхестественную силу, до устроенных вокруг реальных людей - таких, например, как эфиопский император Хайле Силассие, и совершенно по-разному оценивающих свое место в жизни людей - от таких, которые рассматривают все остальные религии совершенно адекватными альтернативами, до таких, которые и в наши дни неотделимы от физического уничтожения иноверцев...

Я даже не могу сказать, что все эти религии объединяет вера в некую сверхестественную силу, или все они обещают своим последователям вечную жизнь после смерти, поэтому я для реализации своей нынешней цели откажусь от рассмотрения нынешних мировых религий, в пользу совсем короткого обзора.

 

Итак, мы остановились на том, что наши далекие предки начали рассуждать об устройстве своего мира. Как они могли себе представить этот мир? Видимо, как продолжение того же, что было вокруг них: жители леса представляли вселенную лесом, жители степей - степью, а жители островов - островом... При этом, конечно же, никогда не видевшие моря не оставляли места в своих вселенных для морей, никогда не видевшие гор не думали о горах, а никогда не видевшие снега и льда - не представляли себе ни того, ни другого...

 

Если в те времена человек уже придумал себе какие-то сверхестественные силы, на которые можно было бы возложить ответственность за создание мира и разные события, в этом мире происходящие (а безответственность, видимо, одно из древнейших человеческих качеств), то этими силами, скорее всего, должны были стать какие-то окружающие их животные и предметы: "Великий Лес", "Медведь - прародитель", "Мать - Пантера", и т.п.

 

Со временем люди узнавали о своем мире все больше - переходя с места на место, общаясь с другими людьми, имеющими другой опыт, передавая из поколения в поколение сказки и предания старины.

 

С развитием воображения, видимо, развивались и представления о сверхестественном: и кое-где доразвивались-таки до внушительнейших пантеонов, где все виды деятельности и чуть ли не все окружающее было тщательно поделено между множеством богов, богинь а так же сверхестественных предметов, животных и явлений.

 

Видимо, с ростом интеллекта, человека стали все больше волновать проблемы, совершенно не волнующие животных, и следом за необходимостью понять, как и почему мир устроен таким, какой он есть, не могла не возникнуть проблема объяснения смерти - видимо, самого пугающего явления в жизни каждого человека. И человек эту проблему решил - "догадавшись", что смерть - это своего рода "рождение", или "перерождение", за которым другая жизнь - лучшая, чем земная, или более справедливая, в которой каждый получит то, чего не получил при "этой" жизни; награду за добродетель или наказание за прегрешения, или возможность исправить ошибки, допущенные в прежних воплощениях.

 

Эти гипотезы, скорее всего, появились десятки тысяч лет назад, и наверняка старше всех известных сегодня религий, и несут на себе отпечаток определенного уровня развития мысли, и соответствующих этому уровню знаний.

 

Что это были за знания и что это был за уровень - можно понять, ознакомившись с дошедшими до нас представлениями о мироустройстве, принятыми среди людей еще сравнительно недавно - буквально от одной до нескольких тысяч лет нахад: это и плоская Земля, покоящаяся на слонах, стоящих на огромной черепахе, или плоская же Земля, плавающая в океане, находящемся на дне вселенной, имеющей форму сундука, и тщательно подразделенной на обособленные области, в том числе Рай и Ад, или что-то еще, столь же экзотическое, и столь же далекое от того, что мы сегодня считаем реальностью.

 

Если мы обратим взгляд к наиболее популярным нынешним религиям, то увидим в них, в общем-то, все то же: вселенную странного вида, странно созданную и живущую по странным законам, странных богов с экзотическими и часто кажущимися бессмысленными ритуалами и требованиями, и непременную вечную жизнь, без которой публика, наверное, не заинтересовалась бы данной религией, так как первый принцип любой религии - это обмен, в котором одна сторона принимает на себя обязательство верить в определенный набор символов, подкрепляя это установленными ритуальными действиями, а другая обещает взамен вечную жизнь и всяческую помощь и поддержку.

 

Эта схема отношений словно под копирку списана с той самой, которая бытовала в человеческом обществе с давних времен, и была точно так же знакома людям, как их родные лес или степь, и которую им было так же естественно воображать наиболее естественной схемой отношений со своими богами. Эти боги были уж точно могущественнее, чем их вожди, князья, короли и цари, а, значит, должны были требовать к себе еще более уважительного отношения.

 

В этом месте я хочу сделать остановку, чтобы напомнить главное:

 

  1. Представления об устройстве вселенной человек с древности создавал не на основе каким-то образом полученных объективных данных, а - полагаясь лишь на собственную фантазию и воображение, и на собственный опыт, который включал лишь предметы и явления, которые ни при каких условиях не могли помочь в познании мира за пределами его непосредственной досягаемости.

 

  1. Представления о боге и отношениях с ним достаточно точно отражают систему отношений в человеческом обществе с древнейших времен, когда властный лидер требовал от своего племени безусловного подчинения и уважения, раздавая взамен свои милости покорным и карая остальных.

 

По прошествии времени человек научился создавать инструменты, позволившие ему заглянуть туда, где было бессильно его собственное невооруженное зрение. Он сделал удивительные открытия, недоступные прежде: увидел мельчайших животных там, где прежде не различал ничего, и клеточную структуру там, где раньше видел единое целое.

 

В небе, которое прежде представлялось то хрустальным сводом, то ширмой с набитыми для красоты серебрянными гвоздиками, человек разглядел бесконечную пустоту, заполненную небесными телами, среди которых Земля оказалась не единственным, созданным для жизни людей жилищем, но - ничем особым не примечательной планетой, несущейся неизвестно куда среди мириад других небесных тел...

 

А что же человеческие религии? Как они отреагировали на перемены?

 

Предсказуемо: постепенно, нехотя, с боями и жертвами, было признано все то, что отрицать дальше было невозможно, и религиозные представления о вселенной стали во многом повторять научные гипотезы: Земля перестала восприниматься как физический "центр мироздания", "вокруг которого" и "для которого" создано все остальное, динозавры - стали "допотопными животными" в буквальном смысле слова, без излишней фиксации на датировке их гибели, и лишь по поводу родства человека с обезьянами продолжают разгораться жаркие споры, часто доходящие до судебных разбирательств, словно это и впрямь тяжбы о наследстве, цель которых - вычеркнуть из списка дальних и не слишком презентабельных родственников...

 

В связи с этим интересно, как мне кажется, подумать о том, могли бы вообще известные основные религии появиться в их классическом виде, на базе сегодняшних научных знаний, без культурных предпосылок глубокой древности? При нынешнем уровне медицины, гигиены, с нынешним уровнем жизни и образования в обществе? Ориентированные не на установление контроля над паствой, а - на применение новейших научных достижений?

 

На мой взгляд, вряд ли.

 

Начиная с самого начала: представить, что Вселенная, вся, без остатка, создана для нас неким творцом, - гораздо легче, не имея наших нынешних данных об устройстве мира, и полагая наш мир кусочком суши, покоящимся на слонах, или шаром, окруженным "сонмом планет" и Солнцем, создающими нам тщательно продуманные Создателем условия, с добавленным для пущего комфорта "хрустальным свода небес", инкрустированным не то серебром, не то бриллиантами...

В самом деле, попробуйте, не имея всей нашей религиозной предыстории, выдумать некоего заинтересованного в нас творца, создавшего "для нас" бесконечное количество миров, в котором мы и пределы нашей компетенции составляют ничтожнейшую часть, которой, в принципе, можно и принебречь, в масштабах открывающегося нам мира...

 

Далее. Наши боги предельно, критически антропоморфны: даже принимая формулировку "по образу и подобию" подразумевающей лишь сходство нашего с Создателем разума (что, как по мне, в сравнении не с богом, смастерившим кусок суши, и оперевшим его на слонов, но с Творцом, создавшим ВСЕ, что мы сегодня знаем, и неизмеримо больше - чего мы не знаем и никогда не узнаем, - тоже излишне опрометчивое заявление), или вовсе оборотом для успокоения дикарей, мы остаемся со множеством примеров поведения богов, немыслимых для сил такого масштаба, но естественных для членов человеческого общества, пользующихся определенным статусом.

 

Мухаммед, имея возможность подумать над особенностями предшествовавших религий, лишил своего бога детородных функций, чем изрядно упростил для своих последователей восприятие аллаха как внешней силы для нашего мира, силы всемогущей и уникальной, "не имеющей сотоварища". Мусульманские активисты достаточно активно пользуют в своей пропаганде именно эту идеологическую особенность ислама, оказывающуюся серьезным преимуществом по сравнению с мозголомной Троицей христиан... Не встречал такой статистики, но подозреваю, что христианское "триединство" бога подарило исламу огромное преимущество, выражающееся в десятках и сотнях тысяч обращенных христиан...

 

Так или иначе, но боги, которых мы знаем, ведут себя совсем не так, как должны бы себя вести Творцы Вселенной, всемогущие силы, содержащие в себе все законы природы и гарантирующие их постоянное и непреложное исполнение, но - как вздорные и самолюбивые правители человечьего племени, требующие к себе внимания и уважения...

 

Я ничего не имею против народов или групп людей, которым нравится считать себя богоизбранными, но немного забавно, что едва ли не каждый народ Земли считает себя таким богоизбранным народом - и русские, и нигерийцы, и жители государства Самоа-и-Сисифу, все считают, что Господь приготовил именно им особую роль... При чем некоторые, как вот мы, русские, считают так совершенно без каких-бы то ни было фактических оснований, ведь наш бог - выбрал себе как раз другой народ, причем - минимум дважды, что нисколько не мешает нашему русскому антисемитизму, что, если вдуматься, само по себе тянет на лучший анекдот всех времен и народов...

 

Забавно представлять себе, как вот Творец Всего приходит сам к тому или иному земному народу (напомню, что Земля - ничем не примечательная планета, вращающаяся вокруг ничем не примечательной звезды, которых во вселенной - видимо - не видимо, ну вот буквально тьма тьмущая), или присылает "на стрелку" своего представителя, пусть бы даже и из числа местного населения, который дает этому народу "заповеди", учит, как мыть уши, и какими должны быть копыта у животного, чтоб оно было пригодно для употребления в пищу... При чем, эти заповеди, данные разным народам, зачастую противоречат друг другу в части практических требований: для кого-то жизненно важен порядок омовения, а для кого-то он не оговаривается вовсе, кому-то предписано отделять мясо от молока, а кому-то - нет, для кого-то свинья - грязное животное, а кто-то именно свиней приносит в жертву своему богу, чтобы задобрить его...

 

В результате со всем этим выходит такая чехарда, что приходится либо допустить, что на свете есть некоторое немалое количество творцов, "создателей всего", в разное время заботившихся о разных народах Земли, либо что все эти истории являются сильно адаптированным пересказом одного и того же Послания, приноровленным кем-то под местные особенности, или все это вообще лишь выдумки, не имеющие никакой связи с реальностью, и обусловленные лишь особенностями и потребностями человеческой психики.

 

Главная же потребность человеческой психики, нмв, - как-то “разобраться” с неизбежностью физической смерти. Именно поэтому все религии так или иначе решают эту проблему – то-ли предлагая своим последователям ещё одну, загробную жизнь, на этот раз вечную, то-ли объясняя, что смерти нет, а есть последовательность перевоплощений, которые имеют некую привлекательную цель.

 

Однако, давайте честно, без вранья себе, подумаем: зачем создателю ВСЕГО наша вечная жизнь? Моя, ваша, Петра Ивановича из соседнего подъезда, и всех – всех, начиная от Адама (ну или с первого человекообразного предка, которого Создателю вздумалось считать человеком)? Какой такой высшей цели может служить этот фокус? Кому ещё в целом свете может понадобиться лет через триста Пётр Иванович, я, или даже вы? Честно, без вранья? Вот как по мне, - никому.

 

Никаких доказательств этой самой “вечной жизни” у человечества нет. Есть, правда, воспоминания прошедших через клиническую смерть, в которых многим нравится усматривать такое доказательство… Но – мы же договорились не врать: человеческое сознание – такая странная и хрупкая штука, что в такой ситуации полагаться на него было бы ненаучно.

 

Есть ещё один момент: обещание выборочного спасения. Например, католики убеждены, что все остальные верующие, включая и христиан иных конфессий, “не спасутся”. То же и в православии. Т.е., в рамках православия, если ты, допустим, православный убийца и мерзавец, то у тебя всегда есть шанс раскаяться, и получить доступ в “царствие небесное”, а если ты, например, нудный праведник – протестант, всю жизнь творивший добро, только добро, и ничего кроме добра – то ничего у тебя не выйдет, можешь даже и не напрягаться: отправишься, как миленький, куда следует, вместе с остальными убийцами, грабителями и насильниками…

 

Логично?

 

Может это быть планом некоего Создателя?

 

Разумеется, нет – так как, на самом деле, вера не может быть большей благодетелью, чем самоотверженное стремление к добру, и если допустить, что целью Создателя было получение благодетельного человека – то вера тут оказывается совершенно не при чём, а если бы целью было получить человека верующего – то Создателю Всего ничего не стоило бы создать человека со встроенной потребностью в вере…

 

Обо всём об этом можно долго говорить, но когда-то придётся закончить, поэтому буду закругляться: основное сказано, а для перечисления всех аргументов пришлось бы исписать не одну сотню страниц…

 

Итак, вывод: видимо, в представлениях о Создателе нашего мира можно выделить два основных направления:

 

  1. Всемогущий, всезнающий и вечный (ну или “практически вечный”) Творец всего сущего, “внеположенный” нашему миру и отличающийся от человека гораздо больше, чем человек отличается от инфузории. Этот Творец придумал и воплотил все законы природы, предусмотрел и создал всё, что есть – включая и человека (возможно, всего лишь заложив неизбежность эволюции). Это Творец учёных – тот, кого можно разглядеть за проявлениями Его величия, и каждое Его проявление – суть высшая целесообразность и идеальная логика.

 

  1. Злобный, мелочный, властолюбивый и жестокий бог, проявления которого непонятны и нелепы, нелогичны и противоречивы. Этот бог ценит притворство и лесть, и почти всё, что о нём известно, - противоречит научным данным. Это бог “провайдеров веры”, которым он нужен затем, чтобы занять лучшее положение в обществе, получить власть и всё, что идёт с властью впридачу.

 

Эти два представления, сколько ни бейся, - не совместить: либо – либо, или то, или другое. Если мы выбираем верить в первого – то придётся распрощаться с мечтой о загробной жизни и отбросить практически всё, с чем ассоциируются для нас сегодня религии: ритуалы, храмы, молитвы – так как великому Создателю, лишенному человеческих недостатков, всё это не нужно. Если во второго – то придётся отказаться от известного сегодня мира – так как этому богу такое просто технически не по зубам. Плоская земля, покоящаяся на слонах и черепахе, населённая дикарями, чуждыми элементарной гигиены – вот предел его  

https://snob.ru/profile/25185/blog/99076 

 

Серия сообщений "РЕЛИГИЯ":
Язычники, Христиане, Иудеи, Мусульмане
Часть 1 - О Боли, Длиной в 2000 Лет
Часть 2 - Натурей Карта или Стражники Города
...
Часть 13 - Мы обыкновенные мусульмане!
Часть 14 - Кадырову перелили кровь пророка Мухамеда
Часть 15 - О Б-ге и Tворце
Часть 16 - О декларации Nostra Aetate
Часть 17 - Покончим с народом субботы...
...
Часть 20 - Европейские раввины поработали над российским имиджем
Часть 21 - ЕЩЁ РАЗ О МАСОНАХ
Часть 22 - "Способно создать проблемы..."

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку