-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Майя_РОЗОВА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии pro_Chtenie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2011
Записей: 1249
Комментариев: 1029
Написано: 2996


Как давно это было... 1

Среда, 25 Апреля 2012 г. 06:21 + в цитатник

piat1 (300x404, 82Kb)

 

ВИОЛОНЧЕЛИСТ


Автобиография

ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ ПЯТИГОРСКИЙ
 

GREGOR PIATIGORSKY 


17 апреля, 1903 -  6 августа, 1976


Глава СЕДЬМАЯ


Это была революция.  Под могучим  порывом ветра, в хаосе,  меняющемся   и расползающемся лесным  пожаром, всё было нарушено. Это была охота - охота друг на друга:  белых и  красных, привидений  и живых.  С израненными кишками, всё равно, как заведённые, шли  вперёд, уверенные в том, что они бессмертны. Среди  криков  о мести или свободе, призывы к милосердию были слишком слабы. Их было не слыхать. Вчерашние мыши, сегодня были тиграми и кролики хохотали  как гиены. Ах, какое  раздолье для охоты , как  оглушителен шум! Крики, лай, выстрелы заполнили улицы Москвы, еще мокрые от слез со времен Рюрика. Князья были  вытравлены дымом  из дворцов. Бабушки, сыновья, дочери, внуки и правнуки выползали  из под кроватей в стиле Людовика XIV, как травленные паразиты. Фортепиано выбрасывали из окон  и бриллианты обменивались на хлеб. Генералы атаковали фабрику с рабочими. Все убегали с пеной у рта. Они были бешеными собаками, но для них не было  ни Пастера, ни лабораторий, ни больниц.


Это были неистовые конвульсии. Все было в крови. Гигантский вулкан ожил и Россия трепетала. В прошлом, крепостное  право, погромы и восстания  были лишь  незначительным спекталем. Ярость во Франции и её гильотины, в сравнении, выглядели  детскими  играми. Теперь все было иначе . Это был гигантское  представление, шоу монстров и все они были участниками, в смертельных импровизациях, свободно  выражающие  свою гениальность.  Это было время пробудившегося  гнева, и многие  долго этого ждали.
Мне было четырнадцать лет  и я, увлечённый потоком,  хотел участвовать, но  сдерживал себя и  просто прислушивался  к стрельбе оружия и к  голосу, трубящему о том, что боги, полубоги и многовековое правление  дома Романовых -  пали.
Грандиозное  восстание масс было страшным, но на удивление,  многие  продолжали жить повседневной жизнью. У меня была комната, но я не мог даже  думать  об обучении, я должен был работать.
 Моя хозяйка была портнихой, у которой  работали ещё трое. Очень дружелюбная, она часто приглашала меня на обед и просила  не волноваться об аренде. Она вышла замуж и родила ребенка, отец которого посещал их регулярно. Она рассказала, что он был знаком со многими музыкантами.
 - Ты знаешь, что профессор Лев Цейтлин его друг? -   спросила она однажды. -  Он скрипач.
Я ответил:  - Только имя.

4229746_Untitled (134x150, 11Kb)

Лев Моисеевич Цейтлин

Российский и советский скрипач, педагог, доктор искусствоведения 

15 марта, 1881 - 9 января, 1952


Когда я встретил профессора Цейтлина, то сразу же узнал в нем человека, который помог  мне в трактире  подобрать обломки моей  виолончели. Он тоже узнал меня . Я был счастлив, что вновь встретился с ним.  Он сказал, что  часто думал о том, где я и как живу, но что  даже не знал моего имени.  Цейтлин  расcказал, что музыкальная  Москва недавно  потеряла выдающегося   молодого виолончелиста  Василия Подгорного, который был членом его струнного квартета.
Цейтлин заметил: - Возможно это судьба, что мы встретились снова.

Через несколько дней он познакомил меня со своими коллегами – срипачом Константином  Мострасом и Фердинандом Кришом, скрипачом- альтистом. 

 

4229746_Shtilman3 (519x330, 35Kb)

Константин Георгиевич Мострас

16 апрела, 1886 - 6 сентабря, 1965

Российский и советский скрипач и педагог 

 

Фотографию Фердинанда Криша я не нашла, что очень и очень печально... И решила, в память о талантливейшем музыканте, дирижёре и композиторе, поместить запись его оркестра. В комменте нашего друга Коллекционера, к заметке о «Титине», вы можете послушать «Титину» в исполнении оркестра Фердинанда Криша. 


Фокстрот БЛОНДИНКА

Исполняет оркестр Фердинанда Криша

 



4229746_bar45 (540x4, 2Kb)

Они устроили мне прослушивание и пригласили в свой квартет поиграть.  После того,  как я присоединился к ним в исполнении квартетов  Бетховена, Бородина и Чайковского, мне было предложено вступить в знаменитый ансамбль.
 Я очень  привязался к  моим старшим коллегам. Наши ежедневные репетиции, как правило,  начинались  утром и  длились  до тех пор, пока на  гладко выбритом лице  г-на Криша  не пробивались усы. Мы запланировали  циклы концертов  и по совету г-нa Цейтлина, я подал заявку на участие в конкурсе  на первую   виолончель в Большом театре. Он говорил  мне  о большой значимости такого события и что эта должность  считается  лучшей  в России и, возможно, и  в мире. "Все будут бороться за это место", - сказал он.
Большой театр, как для всех остальных,  много для меня значил. Он  был источником национальной гордости и местом почёта для всех музыкантов – участников.  Даже когда я уже  вошел во  внушительное здание, я не мог поверить  тому, что  магическая  дверь  открылась для меня. Я шёл  длинным и узким коридором. Там я увидел небольшую армию виолончелистов. Они сидели вдоль стен  и упражнялись . Я нашел пустой стул и присоединился к ним. Беспощадный шум прекращался только на несколько  секунд, когда объявляли  имя следующего конкурсанта и приглашали  предстать перед судьями  жюри. Они уходили  и появлялись  снова, но выражение беспокойство на их  лицах оставалось прежним. Ко  времени, когда  я был вызван, мои стремления , честолюбивого  артиста  превратились в мысли  лишённого энтузиазма новобранца,  обречённо ожидающего  в очереди, чтобы быть отвергнутым или  призванным.


 И вот я предстал перед судьями, под  председательством почтенного Вячеслава Сук.

4229746_220pxVaclav_Suk (220x267, 11Kb)

Вячеслав Иванович Сук

 Российский и советский дирижёр и композитор 

16 ноября, 1861 - 12 января, 1933

 Пока я настраивал свою виолончель, известные на всю страну  музыканты шепотом  консультировались и  ждали.

 - Что бы вы хотели сыграть? - услышал я  наконец.

 - Я не принёс с собой нот, только виолончель.

Обращаясь к пианисту, г-н Сук спросил: «Что у вас там есть?»

Концерт Дворжака, -  сказал он, как будто ждал именно этого вопроса, и тут же сыграл несколько тактов, перед  вступлением виолончели.

 - Остановитесь, остановитесь!  - воскликнул я. - Пожалуйста, начните  концерт  с самого начала.
Наступило  неловкое молчание.

- Здесь не принято тратить время на длинное вступление фортепиано, - сердито  заметил кто-то,  и фортепиано зазвучало с того места, где остановилось.

Мне повезло, что соло  виолончели, его сила - соответствовали моему  настроению  и ещё, что влияние на меня  самой музыки тоже было сильно. После окончания  первой части,  члены жюри, не пытаясь больше экономить свое время, предложили мне сыграть для  них ещё. Когда я закончил, все, в том числе и  участники конкурса, поздравил меня с новой позицией  первого виолончелиста Большого театра.

 

4229746_age15 (195x305, 12Kb)

Григорию Пятигорскому 15 лет

В оркестровой яме я  располагался  на довольно видном месте, на платформе.  Слева от меня стоял первый бассист  и мы оба были отделены от наших  секций. Мы  с ним делили тот же пюпитер  и играли с тех  же старых, переписанных вручную , нот, на которых были написаны обе партии. Тетрадь нот  была чрезвычайно объёмной и исчерплена различными маркировками и  странными знаками, всех цветов и очертаний.  Первый бас, г-н  Домошевич был очень полезен своими советами:  "Я буду переворачивать страницы. Следуйте за мной. Смотрите на меня, а не на дирижёра. Не обращайте внимания на других", -  предупреждал  он.

В первый вечер в театре давали «Лебединое озеро» . Когда г-н Аренс, дирижер балета, подошел к подиуму, Домошевич  заметил: "Он - старая трескучая черепаха, явившаяся  сюда прямо из Ноева ковчега», и, перелистывая страницы, он быстро показал мне, какие знаки и символы  моей партии нужно игнорировать.

- Те, что чёрными чернилами -  не что иное, как ловушки, синими  и красными пользовались  много лет назад, и только красный карандаш и рисунки  «очков для глаз» -  действительны. На протяжении всего вечера г-н Аренс смотрел на меня, и только один раз, после моего большого  соло, я увидел выражение поощрения на его лице.
Мне нравился балет и я любил играть сложные соло, особенно для нашей  примы-балерины Екатерины Гелзер, которая, несмотря на ее объёмные  икры ног, танцевала  с легкостью и изяществом. Жукова, Балошова, Абрамова, хрупкая Kенгурова - всё было в  удовольствие.

Хотя будучи  официально солистом балетной музыки,  я играл оперы  тоже. Будь это  Вагнер или Верди, под руководством Г-н. Сук, исполнение  было на высоком уровне. В русских операх мне нравился  Голованов.

4229746___1_1 (200x270, 25Kb)

Николай Семёнович Голованов

9 января,1891 - 28 августа, 1953

Русский и советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. 

К сожалению,  современные произведения не были представлены.

По традиции, каждый лидер  несёт ответственность за  свою группу,  так что, например, если я во время не вступал, то группа виолончелей тоже  не вступала, сваливая всю вину на меня. Несколько раз ошибка при моём вступлении, чуть не вылилась в катастрофу. В конце концов я обнаружил, что причиной  моей ошибки были  неправильные  указания,  кем-то преднамеренно вписанные  в мои ноты.

 Вскоре я понял, почему старшие члены коллектива, при возможности,  мне вредили.  Каждому повышению по должности,  предшествовали годы и даже самые незначительные были поводом к празднованию и потому многим было обидно глядеть на мальчишку, заполучившего всё с самого начала.  Чтобы завоевать их уважение, я должен был  сделать что-то серьёзно убедительное.
 На одном спектакле, во время  длительный паузы в  моей партии, я положил смычок  на пюпитр и, откинувшись в кресле,  отдыхал. Вдруг я схватил свой  смычок и сделал вид, что сейчас вступлю. Вся  группа вступила не там, где надо,  а я в это время, не коснувшись струн,  наблюдал зa ними. После нескольких не менее  вредных  шуток с моей стороны, прекрасные отношения с  коллегами были установлены.

Итак, коммунистическое правительство было создано, но последствия великой борьбы остались. Люди были уставшими и голодными.

Я был единственным членом оркестра, получавшем детскую продовольственную карточку и меня называли «шоколадное дитя». Некоторым это казалось смешным, но я бы лучше получал сырую рыбу и картофельную кожуру,  чем сидеть на своей бесконечной диете сладостей.

Несмотря на голод и холод, искусство в Москве процветало. Художники делились своими идеями друг с другом, а музыканты играли для актеров, и в свою очередь, слушали, как они обсуждают свои спектакли. Это было полезно знать и ещё играть для  Станиславского, Kачалова, В.И.Немировича-Данченко  и Moсквина -  все в Художественном театре. Но когда они говорили о музыке, а  мы о драме, наше наивное взаимное невежество  было очевидным. Меня привлекали поэты, в частности, Maяковский и Есенин, которых я видел в «Табакерке» -  место, где  в то время часто  собирались  поэты. В тайне, я и сам  писал стихи, и еще в большей  тайне, я считал себя поэтом.

Моя жизнь бурлила деятельностью. Устраивались концерты, новые программы, квартеты, и было  вновь созданное  трио с Добровейном

 

4229746_Kovaleva_Issay_Dobrowen227x300 (227x300, 17Kb)

Исай Александрович Добровейн (Ицхок Зорахович Барабейчик)

15 февраля, 1891 -  9 декабря, 1953

Российский пианист, дирижёр и композитор.

От себя замечу, что именно Исай Добровейн  исполнил «Аппассионату» Бетховена перед вождем революции Лениным. Этот факт войдет во все хрестоматии, а в 1963 г. на киностудии «Мосфильм» даже снимут художественный фильм… (прим. М.Р.)  

http://proskurov.info/component/content/article/466 

и Фишбергом, (позже он изменил свое имя на Mишаков). 

4229746_mischa_mischakoff1a_1_ (170x256, 27Kb)

Миша Мишаков

16 апреля, 1896 - 1 февраля, 1981.

Российский и американский скрипач

 

У меня были концерты  с профессорами Игумновым, Гольденвейзером,  Николаем Орловым  и г-жой Бекман-Щербиной - все такие разные, но  выдающиеся  музыканты. Г-жа Бекман-Щербина и я исполнили «Импровизацию» Гедике и, насколько я помню, Сонату  Дебюсси для виолончели и «Балладу» Прокофьева.  С Цейтлиным  мы представили  первое  русское исполнение «Трио»  Равеля. Иногда я включал в свою программу  произведения старинной музыки, редко, или никогда доселе не исполнявшиеся.
Концертная публика  Москвы была чрезвычайно восприимчивой. Казалось, слушатели принимали активное участие в музыке, словно  в отличие от самих музыкантов. Духовная пища здесь не была нормирована, как хлеб и мясо, и многие с удовольствием  воспользовались этим.

В дополнение к балету и опере, в Большом театре также проходили  симфонические концерты с приглашенными солистами и дирижерами. Особенностью этих концертов было то, что, оркестр сидел в яме, как в опере, в то время как солист стоял позади оркестра, но только на сцене. В одном из таких концертов, я впервые  встретился  с Сергеем Кусевицким.

4229746_Serge_Koussevitzky (265x378, 33Kb)

Сергей Александрович Кусевицкий

26 июля, 1874 -  4 июня, 1951

Российский контрабасист и дирижёр, с 1921 года жил  и работал за границей. 

Солистом в этом концерте был Романовский,  в первой части программы, игравший  фортепианный концерт Грига. Не знаю, что произошло, но к концу первой части Кусевицкий  и Романовский  потеряли друг друга. Романовский закончил свою длительную  борьбу неожиданным уходом со сцены, оставив  оркестр и  Кусевицкого самим  заканчивать произведение. Кусевицкий  в ярости, на глазах у недоумевавшей  аудитории, стал указывать  на меня, как будто я был причиной катастрофы. После в спешке наступившего антракта, я не только отказался  от участия в остальной части концерта, но потребовал извинений. Пусть и покажется странным, что такие абсурдные события привели  к нашей с Кусевицким  пожизненной дружбе, но это произошло.
Был еще один инцидент на этих концертах. Дирижер Грегор Фительберг дал концерт, где впервые в России исполнили «Дон Кихота»  Рихарда Штрауса. Он обратился к оркестру:

- Важное соло  виолончели  в этой части очень трудно, - сказал он, глядя на меня. - Я не сомневаюсь, что ваш первый виолончелист, хотя и очень молод,  но  способный мызыкант,  но в Европе  эту партию  всегда играл  приглашенный солист. Партия  виолончели  нуждается в  длительной подготовке и  даже более того. Поэтому я пригласил г-на Гискина.
Вошёл джентльмен с виолончелью.  Он был встречен молчанием. Мне понравился его внешний вид и я был в восторге от перспективы  послушать его игру. Я предложил ему свое место и сразу перешел на второй стул. Г-н Фительберг был готов начать, но стали раздаваться  голоса протеста.

 - Наш виолончелист может играть также, как и все! Нас не интересует, что они делают в Европе. Мы здесь, в Большом театре Москвы, - кричал кто-то. Я был смущен, глядя на уходящего  г-на Гискина, с которым  мы уже пришли к взаимному соглашению.
 В такой  обстановке репетиция началась..

Я был слишком занят чтением с листа, чтобы следить за своей игрой, но после заключительной части  «Дон Кихота», Фительберг обнял меня, и прозвучали фанфары в исполнении оркестра.

Такое  необычное  и триумфальное начало имело  столь же необычный финал. Сразу после репетиции, без всяких видимых причин я был послан дирекцией Большого театра в дом отдыха, концерт состоялся и солировал  Виктор Кубацкий.

http://www.cello.org/heaven/cellist/chap7.htm

Перевод с английского и подборка материала - Майя Розова

http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/34-396-1310-9-1 

 

Продолжение следует 

 

Рубрики:  Дела давно минувших дней
Музыка, песни, танцы и история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку