-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны блюда в горшочках булочки видео вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясо овощи ораниенбаум павловск первые блюда петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соль с добавками соусы специи творог флоренция цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 47166
Комментариев: 3299
Написано: 57837


«Умно жила, умно и умерла». Удивительная история Надежды Петровны Ламановой, советской Коко Шанель.

Среда, 11 Сентября 2024 г. 18:18 + в цитатник
Цитата сообщения ГалКон «Умно жила, умно и умерла». Удивительная история Надежды Петровны Ламановой, советской Коко Шанель.

******

Московские модницы из уст в уста передавали рассказы о новой молоденькой, но очень талантливой мастерице-моделистке:

— Эта новенькая закройщица, мадемуазель Ламанова, истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа!

К началу XX века имя Надежды Петровны Ла́мановой стало знаком высочайшего качества в отечественной моде. Удивительно, как много она сделала для России, и как мало мы сейчас о ней знаем.

2024-09-11_14-07-01 (456x649, 348Kb)
Надежда Ламанова в молодости

Надежда Петровна была в авангарде искусства почти 60 лет. У нее одевались богатейшие женщины страны, знаменитые актрисы, великие княгини. Она носила почетное звание «Поставщика Ея императорского величества», а после революции фактически стала родоначальницей новой советской моды.

Самородок из провинции

Надежда родилась в 1861 году в селе Шутилово Нижегородской губернии. Она была старшей из пяти дочерей в семье полковника Петра Михайловича Ламанова, потомственного дворянина из старинного, но обедневшего рода, и его супруги Надежды Александровны Лишевой, дочери генерала.

Петр Михайлович женился поздно, после 40 лет, когда вышел в отставку, и был намного старше своей избранницы. Их брак оказался счастливым. Семья была небогатой, но очень дружной и артистичной. Мать получила прекрасное образование, постоянно устраивала домашние спектакли, любила баловать и красиво одевать своих девочек. В их доме всегда было много гостей.

2024-09-11_14-09-50 (699x533, 908Kb)
Иллюстрация

Так Надежда вспоминала свое детство:

Чувство линии, красок, стремление к декоративности были разбужены во мне очень рано. Помню небольшой эпизод: я в розовом платьице и голубых перчатках кажусь себе необычайно шикарной… И вдруг громкий смех и восклицанье: “Что это за попугай?” – Козловский, втайне обожаемый, изящный и недоступный молодой человек, насмешливо смотрит на мой изысканный туалет! Впервые тогда, в 11 лет, я критически осмотрела себя в зеркало и отделила одежду от своего я.

«Что делать?»

Отцу пришлось продать свое имение. Оно было обременено большими долгами, которые когда-то набрал его родной дядя, мот и пьяница. Полковник Ламанов хоть и занимал высокую должность начальника городской полиции, но его жалование было единственным источником доходов семьи и его не хватало, чтобы обеспечить нужды всех его подрастающих детей. Ведь пришло время учебы, и старшая Надежда уже отправилась в Нижний Новгород поступать в Мариинскую гимназию.

2024-09-11_14-11-50 (700x508, 586Kb)
Мариинская женская гимназия. Нижний Новгород

Ламановы после того, как лишились имения, постоянно переезжали с места на место, но на два дома им было жить тяжело. И тогда семья осталась по месту работы отца, а Надю отдали «на хлеба» к родственникам. Там она оказалась в атмосфере, какой жила интеллигентная молодежь 1870-х годов — чтение книг, споры, поиски смысла жизни, увлечение «радикальной литературой», нигилизм…

В 15 лет Надежде в руки попала книга, которая на тот момент ответила на многие ее вопросы и в какой-то степени повлияла на дальнейшую судьбу. Во всяком случае, на выбор профессии точно. Это был роман Чернышевского «Что делать?», героиня которого открывает швейную мастерскую.

2024-09-11_14-58-57 (700x424, 389Kb)
Мастерская Веры Павловны, иллюстрация к роману «Что делать?»

Пока Надя училась, у нее родились еще две сестры. Пришлось оставить свободолюбивые идеи и возвращаться домой помогать матери с малышами. По возрасту она уже и сама была им почти как мать.

«Но жизнь уже стучалась в ее девичью светелку»...

Скандал в благородном семействе

Вскоре Надя встретила и полюбила человека, который был на 20 с лишним лет старше нее, — умный, красивый и, главное, по уши влюбленный. Но… он был женат.

Около года Надежда сопротивлялась своему чувству, а потом собрала немногочисленные вещи и ушла из дома к любимому. Грянул страшный скандал! Своим незаконным сожительством она поставила под удар карьеру отца, занимавшего в городе высокий пост, а вся семья становилась объектом сплетен и осуждений. Однако она считала себя свободной самой решать свою судьбу, до общественных предрассудков ей не было дела. Семья с ней потом еще долго не разговаривала.

2024-09-11_15-05-13 (466x700, 232Kb)
Портрет Надежды Ламановой, работа фотохудожника Андрея Карелина, 1880-e. wikimedia

Кем был этот загадочный мужчина, Ламанова в своих неизданных мемуарах не раскрывает. Возможно, речь идет об отставном поручике Павле Андруцком. Позже он все-таки стал ее мужем, в 1890-х годах Надежда носила его фамилию. Но их счастье было недолгим, он умер от сыпного тифа прямо у нее на руках.

Первые успехи

Вся эта история закалила Надежду, «сформировала из нее человека». Она поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги. Но чем же? И тут она снова вспоминает о Вере Павловне, героине романа Чернышевского…

Ламанова уезжает в Москву, где заканчивает курсы кройки и шитья и устраивается по полученной профессии в известную мастерскую Татьяны Войткевич. Именно здесь к ней пришли первые большие успехи.

2024-09-11_15-07-32 (499x700, 351Kb)
Надежда Ламанова и Мария Воронина (Файдыш). Приблизительно 1887-1889 годы

В то время она ведет довольно смелый для женщины конца XIX века образ жизни. Коротко стрижется, залихватски играет в винт. За этим делом Надежда познакомилась с Марией Степановной Ворониной, не менее азартной владелицей ателье и такой же поклонницей Чернышевского. Позже ее племянница напишет о Ламановой в мемуарах:

Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: “Ну, братцы выпьем!” Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу.

Своя мастерская

Мягкая и компанейская при личном общении, переступая порог мастерской, Ламанова становилась настоящим тираном. Сколько же жалоб приходилось выслушивать мадам Войткевич на свою работницу!

Навязать чье-либо мнение Надежде Петровне было практически невозможно. Если клиентка приносила ей модный парижский журнал и просила сшить так, как там, то непременно получала отповедь, невзирая на титулы и регалии:

Париж дает нам только фасон, но этого еще мало, чтобы человек был красив, а фасон – лишь придаток моды. Однако люди-то все разные, и что идет одному, то на другом сидит как на корове седло...

Удивительное дело — многие терпели и очень долгие примерки, и грубоватое обращение, потому что результат того стоил! К Ламановой всегда были очереди.

2024-09-11_15-09-59 (573x422, 244Kb)
Надежда Ламанова

Вскоре Надежде надоели постоянные споры с хозяйкой мастерской, и она, успев обрасти собственными клиентами, решила открыть свое дело.

Тогда как раз скончался ее отец, а через два года после него — и мать, это подтолкнуло Надежду Петровну к более высоким заработкам, ведь надо было как-то ставить на ноги младших сестер. Естественно, они переехали к ней и впоследствии все также работали с «мамой Надей».

Своих детей у Ламановой не было, видимо, так сошлись звезды, что их заменили сестры и племянники.

2024-09-11_15-12-17 (499x672, 648Kb)
Самая младшая сестра Софья Ламанова-Крахт со своими детьми

Иногда Надежду Петровну называют «русской Коко Шанель» (кстати, это бы ей тоже не понравилось) не только за безупречное чувство стиля, но и за коммерческую жилку. Ее платья стоили сумасшедших денег, доходило до 1000 рублей за штуку. На это можно было купить дом где-нибудь в провинции.

Мадам Ламанова умела заломить цену купечеству, а актрис она одевала в разы дешевле, и не только из любви к искусству — они становились для нее «ходячей рекламой». При этом она совершенно бесплатно обучала швейному делу девочек из бедных семей.

2024-09-11_15-14-32 (394x700, 344Kb)
Актриса Мария Ермолова в платье от Ламановой. Портрет Валентина Серова

Стиль Ламановой

У Ламановой был свой особый стиль работы, сравнимый, разве что, с парижскими мастерами «от кутюр». Она работала без рисунков и выкроек. Ее руки были, как у живописца или скульптора, они «лепили» платье прямо на человеке, а готовый эскиз потом скреплялся множеством булавок и отдавался в пошив ее штатным мастерицам. Надежда Петровна, несмотря на все уговоры и даже требования клиенток, никогда не шила сама:

Архитектор ведь не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.

2024-09-11_15-16-53 (478x700, 446Kb)
Надежда Ламанова. Незаконченный портрет Валентина Серова

Неслучайно на портрете Валентина Серова, который Ламанова заказала у него на свое 50-летие, она изображена с булавками во рту. Они были ее главным инструментом.

К сожалению, эта работа не была закончена. Надежда Петровна оказалась последней, кто позировал великому художнику. Вечером он ушел от нее, отложив последние штрихи к портрету на следующий день. Но утром Серов скончался от сердечного приступа.

2024-09-11_15-19-33 (250x266, 102Kb)
Ламанова позирует Серову для своего портрета

Поставщик Ея императорского величества

В Ламановой всегда была стать, достоинство. Она никогда ни перед кем не заискивала, даже если это были очень титулованные особы, чем завоевала уважение в высших кругах.

Ее клиентками были: богатейшая женщина России Зинаида Юсупова, супруга Саввы Морозова Зинаида Тимофеевна, сестра императора великая княгиня Ксения Александровна, балерина Матильда Кшесинская, связанная с императорской семьей любовными историями, Наталья Брасова, морганатическая супруга великого князя Михаила Александровича… и многие другие.

2024-09-11_15-22-13 (496x500, 396Kb)
В гостях у великого князя Михаила Романова и его супруги Натальи Брасовой: Надежда Ламанова (на переднем плане) с княгиней Александрой Вяземской и личным секретарем Михаила Александровича Николаем Джонсоном


Княгиня Варвара Долгорукая называла Ламанову «русским гением элегантности». Художник Константин Сомов писал портрет Ефимии Носовой, на котором она в платье от Надежды Петровны:

Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой… Она очень красива. Но какое мучение ее платье, ничего не выходит.

2024-09-11_15-24-31 (426x670, 678Kb)
Портрет Ефимии Носовой (Рябушинской) в платье от Ламановой

Приезжали к ней и избалованные выбором портних петербургские модницы. Даже сама императрица Александра Федоровна заказала у Ламановой несколько платьев. Они хранятся сейчас в Эрмитаже.

После этого Надежда получила почетное звание «поставщика Ея императорского величества».

2024-09-11_15-26-34 (499x403, 388Kb)
Платья Александры Федоровны от Ламановой

Пиком сотрудничества Ламановой с императорским двором стал легендарный костюмированный бал 1903 года, где вся российская знать предстала в роскошных костюмах допетровской эпохи. Некоторые из них создавались в ателье Надежды Петровны.

2024-09-11_15-29-21 (502x402, 398Kb)
Костюмы Надежды Ламановой для императорского бала 1903 года

Связующим звеном с высшим светом для Ламановой скорее всего была великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра императрицы. Они обе жили в Москве, много занимались благотворительностью и таким образом подружились.

После гибели ее супруга, московского градоначальника великого князя Сергея Александровича Романова, Елизавета Федоровна от светской жизни отдалилась. И отношения Ламановой с императорским домом сразу же охладели.

2024-09-11_15-33-22 (506x696, 592Kb)
Елизавета Федоровна в платье от Ламановой

Богема

Не сказать, чтобы Надежда сильно переживала разрыв с императорской семьей. Это, конечно, тешило самолюбие, но пользы для дела никакой не несло. Даже наоборот — высокопоставленные особы любили оплату задержать, а то и вовсе забыть заплатить. Наталья Брасова, эмигрировав после революции, так и осталась должна Ламановой очень приличную сумму денег.

2024-09-11_15-35-33 (510x506, 488Kb)
Великий князь Михаил Александрович и Наталья Брасова

Но главное, что эти ее платья видел только очень узкий круг лиц. Другое дело — богема. Актрисы, певицы, танцовщицы, да и художники тоже делали прекрасную рекламу шедеврам от Ламановой на самую что ни на есть широкую публику. Она одевала их и на сцене, и в жизни. А Марина Цветаева рифмовала: «Та богиня – мраморная, Нарядить – от Ламановой».

2024-09-11_15-37-37 (505x405, 166Kb)
Ольга Книппер-Чехова и Алла Тарасова в туалетах от Ламановой

В 1901 году началось сотрудничество Надежды Петровны и Константина Станиславского, оно продлится 40 лет и изменит русский театр, поднимет его на небывалую высоту. И только смерть разлучит этих близких друзей, которые еще не раз подставят плечо друг другу.

Ламанова делала костюмы для всех его спектаклей и образы на сцене обретали гармонию, а Станиславский бесконечно ценил ее. После представления он вставал со своего места и шел через весь зал, чтобы поцеловать Надежде Петровне руку:

Наша драгоценная, незаменимая, гениальная, Шаляпин в своем деле!

2024-09-11_15-39-58 (508x403, 307Kb)
Константин Станиславский и Надежда Ламанова

Новый муж

Любопытно, что со Станиславским Надежду познакомил один актер-любитель, выступавший под псевдонимом Вронский. Его настоящее имя — Андрей Павлович Каютов, и в 1898 году он стал ее вторым супругом.

Они познакомились на каком-то благотворительном мероприятии. Каютов был моложе Ламановой на 6 лет. Актерство оказалось всего лишь его страстным хобби, на самом же деле он делал успехи в карьере страховщика, являясь помощником управляющего Московским отделением Страхового общества «Россия» (в 1911 году он его возглавит).

2024-09-11_15-42-16 (502x405, 333Kb)
Надежда Ламанова и Андрей Каютов

Этот брак оказался счастливым. Андрей Павлович был интереснейшим человеком, Надежда очень его любила. Они прожили вместе более 30 лет.

К 1908 году Каютовы-Ламановы стали очень богатыми людьми и смогли построить себе четырехэтажный особняк на Тверском бульваре. Туда переехало и ателье Надежды Петровны, и вся их большая семья. В советское время это здание приросло еще двумя этажами, сейчас здесь находится информационное агентство ТАСС.

2024-09-11_15-44-18 (508x643, 340Kb)
Тот самый дом на Тверском бульваре

Надежда регулярно бывала в Париже, откуда привозила самые лучшие новинки модных аксессуаров. Познакомилась там с огромным числом знаменитых кутюрье. Сам Поль Пуаре приезжал к ней в Москву и устраивал в ее доме модные показы.

К 1910-м годам у Ламановой был штат из 300 сотрудников и ежедневный доход в 1000 рублей, при среднем по городу жаловании в 35 рублей в месяц. В общем, жила семья на широкую ногу, хлебосольно и много жертвуя на благотворительность.

А на Россию уже надвигалась катастрофа, которая изменит жизнь всех…

2024-09-11_15-46-40 (506x373, 420Kb)
Каютов и Ламанова (стоят) на даче под Сходней с актером Константином Варламовым и одной из сестер Надежды

Революция

«С восторгом встретила революцию», — так писали о Ламановой советские издания, что вряд ли правда. Ей к тому моменту было уже 56 лет и она потеряла практически все, что у нее было.

Однако, благодаря многочисленным и полезным знакомствам, они с мужем быстро сориентировались в условиях буквально на глазах меняющейся страны. Супруги продают дом на Тверском бульваре и покупают квартиру, в которую переезжают всей семьей из 9 человек. Они полностью рассчитываются со всеми своими сотрудниками, поставщиками и заказчиками, а остатки денег отправляют в Народный банк. Это позволило не потерять все, спасти хотя бы малую часть активов, а, может, и свои жизни.

И все-таки Каютовы-Ламановы в 1919 году оказываются в Бутырской тюрьме. Кто-то написал донос, что в их квартире проходят тайные собрания. Вся московская богема поднимается на спасение, в итоге решающую роль сыграл Максим Горький, его гражданская жена актриса Мария Андреева была постоянной клиенткой Надежды Петровны.

2024-09-11_15-49-37 (509x376, 409Kb)
Максим Горький и Мария Андреева

Ее освобождают через два месяца, а Каютова продержали полгода, но в итоге тоже отпустили. До конца своих дней он продолжал заниматься делом, которому посвятил всю свою жизнь — страхованием, он занимал должность инспектора в Госстрахе.

Советская жизнь Ламановой

Ламанова могла бы уехать в любую европейскую страну и была бы востребована там по профессии, но она осталась в России. Здесь были ее родные, одной из сестер требовался уход, да и большая часть ее друзей осталась.

На шестом десятке у Надежды Петровны открывается второе дыхание, ей снова становится интересно жить и работать дома. Последние 24 года своей жизни она посвятит моде для народа, создаст первый советский дом моделей.

Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь.

2024-09-11_16-18-52 (533x700, 525Kb)
Лиля Брик с сестрой Эльзой Триоле в костюмах от Ламановой

Когда не стало ни тканей, ни аксессуаров, Ламанова творила из подручных материалов — полотенец, лоскутных одеял, мешковины, солдатского сукна. Украшения делали из всего подряд, вплоть до хлебного мякиша.

В 1925 году подобная коллекция завоевала Гран-при на выставке в Париже.

2024-09-11_15-53-59 (502x405, 414Kb)
Актриса Александра Хохлова в костюмах от Ламановой

Надежда продолжает работу с несколькими московскими театрами. В ее костюмах выходят на сцену Алла Тарасова, Фаина Раневская, она придумывает образы для нового спектакля «Принцесса Турандот», ставшего впоследствии визитной карточкой Вахтанговского театра.

2024-09-11_15-57-42 (503x405, 159Kb)
Фаина Раневская в костюмах от Ламановой в спектакле «Васса Железнова»

Уникальные ламановские костюмы приходят и в советское кино. Она сотрудничает с лучшими режиссерами Яковом Протазановым, Григорием Александровым, Сергеем Эйзенштейном.

2024-09-11_16-00-04 (505x400, 288Kb)
Костюмы Ламановой в фильмах «Аэлита» (1924) и «Александр Невский» (1938)

Именно Надежда Петровна одевала героиню Любови Орловой в фильме «Цирк».

2024-09-11_16-02-08 (506x458, 461Kb)
Любовь Орлова в фильме «Цирк» (1936)

Советская страна подарила Ламановой лучшую подругу — скульптора Веру Мухину, которая была моложе нее на 28 лет. Это не мешало ни их плодотворному сотрудничеству, ни дружбе.

Вместе они снимали дачу в Подмосковье.

2024-09-11_16-31-43 (700x465, 603Kb)
Надежда Ламанова с Верой Мухиной и ее супругом Алексеем Замковым на даче. 1938 год

Две капли духов

Высокая, статная, всегда с прямой спиной, — Надежда Петровна и в старости не изменяла себе. Актриса Кира Головко вспоминала о ней так:

…в изящном строгом костюме кремового цвета, отделанном бархатом, в юбке длинной, но не слишком – видны были ноги в шелковых чулках и, что удивительно для 80-летней женщины, на высоких каблуках… на руках с ухоженными ногтями были кольца.

Надежда Петровна не могла позволить себе выглядеть по-другому. Уже после начала войны, она как-то сказала Вере Мухиной: «Знаешь, я скоро умру… У меня остались всего только две капли “Коти”». Она не представляла себе жизни без французских духов.

2024-09-11_16-09-51 (505x402, 299Kb)
Надежда Ламанова и шарж актера Бориса Ливанова

«Умно жила, умно и умерла»

Про последние часы жизни Надежды Ламановой ходит много легенд, якобы умерла она на лавочке у Большого театра одна и всеми забытая, но это не совсем так.

Ее не стало 15 октября 1941 года. Накануне Надежда Петровна чувствовала себя неважно. Выли сирены, пришлось ночью спускаться в убежище. Это было страшное для Москвы время: паника, налеты, приближающийся враг. Ее театр должны были эвакуировать, уже первые груженые машины отправлялись в путь, но большая часть труппы оставалась ждать дальнейших распоряжений. Ламанова волновалась, что уезжают без нее, она оказалась не нужна. С сестрой Марией они отправляются к метро, чтобы ехать на дачу и там переждать эту неразбериху, но по дороге прямо у амбулатории Большого театра Надежде Петровне становится плохо, она просит у сестры нашатырь и, вдохнув его, падает к ее ногам замертво.

«Умно жила, умно и умерла», — скажут коллеги. Больше ей не надо было ни о чем беспокоиться… Она и так навсегда вписала свое имя в историю страны.

2024-09-11_16-12-23 (509x325, 389Kb)
Надежда Петровна Ламанова на даче

Хочется завершить рассказ о великой русской женщине словами еще одного великого человека, ее доброго друга К. С. Станиславского:

Нашей драгоценной, незаменимой, гениальной Надежде Петровне Ламановой ору во все горло: “Браво, бис!“

(из mxat.ru; lamanova.com)

Источник:
https://dzen.ru/a/ZQK208ff4C6ZdCxS


 

Рубрики:  Искусство.Мода.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку