-Метки

Царское село Ювелирное Юнна Мориц баклажаны блюда в горшочках вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музыка мысли мясо овощи ораниенбаум павловск первые блюда петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия православие пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соль с добавками соусы специи творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 47122
Комментариев: 3296
Написано: 57789


Дом Абамелек-Лазарева в Санкт-Петербурге

Вторник, 26 Марта 2024 г. 20:19 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Дом Абамелек-Лазарева в Санкт-Петербурге

Вид дома Абамелек-Лазарева со стороны Миллионной улицы

Дом Абамелек-Лазарева — название, которое носят два памятника архитектуры, два соседних здания, первое из которых было построено в 1735—1737 годах. Объединены в одно здание в 1910х годах[1]. Здание расположено в Санкт-Петербурге, современный адрес дома, известного также как дом Апраксина — Миллионная улица, д. 22 (набережная р. Мойки, 21).

 

Слева: Невский, 40. Справа: Вид дома 21 по набережной р. Мойки. Виды фасада и части интерьера домов повторяются

Изначально, в начале XVIII века, на участке был построен деревянный дом для вице-адмирала М. П. Госслера

Первое каменное здание, дом 22, было построено в 1735—1737 годах для графа Ф. А. Апраксина.

Уже тогда, традиционно для своего времени, у дома по сторонам от среднего выступа в три оси было расположено два двухосевых ризалита[3]. Владельцем дома после Апраксина был брат фаворита, Г. Бирон

В 1770-е годы домом владел князь В. С. Васильчиков При нём при перестройке наружное крыльцо заменили на четырёхколонный портик из мраморных колонн ионического ордера стены гладко отштукатурили

Бело-серый полосатый ювенский мрамор для колонн был взят с северного побережья или с островов Ладожского озера.Предположительно, в перестройке участвовал А. Ринальди

C конца XVIII века участком владели:

В. П. Кочубей, князь В. В. Долгоруков (с 1809 года),

князь А. Б. Куракин,                                                                                                     князь А. М. Потёмкин (в 1822—1872 годах, сам жил в 3 квартире),

князь А. Б. Голицын,                                                                             граф Н. П. Игнатьев.

В здании была расположена домовая церковь Сретения Господня 

Князь Абамелек-Лазарев является одним из крупнейших помещиков России. Он много работал в интересующих его областях горного дела и археологии. Написал книгу "Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в России с 1808 по 1908 г."

Им издано несколько книг по политико-экономическим вопросам. Как археолог князь открыл в 1882 г. в Пальмире известную надпись на греческом и арамейском языках. Надпись эта вычена (прим. описка — прав. = высечена) на громадной доске белого мрамора 6х2 м, она подарена турецким султаном нашему Государю и хранится теперь в Эрмитаже.

Князем написана большая статья о Пальмире, роскошно изданная. Теперь это издание представляет библиографическую редкость. К родне Абамелек-Лазаревых принадлежит кавалерственная дама Анна Давидовна Баратынская (1814-1888), рожденная княжна Абамелек, родная тетка нынешнего князя С. С. Абамелек-Лазарева. Ей посвящены стихи А. С. Пушкина:

Когда-то (помню с умиленьем)

Я смел вас нянчить с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели — с благоговеньем

Вам ныне поклоняюсь я.

За вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь

И вашей славою и вами,

Как нянька старая, горжусь.

Автограф этого стихотворения хранится у князя Абамелек-Лазарева, ровно как и "Последнее новоселье" Лермонтова, писанное рукой поэта и привезенное им для прочтения.

В 1904 году дом приобрёл князь С. С. Абамелек-Лазарев. В 1907 году Е. С. Воротилов построил корпус дома, выходящий на набережную Мойки, причём фасад и часть интерьеров повторили вид дома Армянской церкви (Невский, 40), в котором Семён Семёнович вырос

Возможность переноса интерьеров специально обсуждалась на заседании совета петербургских армянских церквей 30 апреля 1908 года, по настоянию А. И. Таманова было произведено фотографирование изначальных интерьеров дома на Невском для сохранения деталей отделки как ценных художественных памятников архитектуры.

Первой комнатой от входа была большая парадная столовая, украшенная по одной стене колоннадой (в которой размещён буфет), завершающейся статуей Гебы.

Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева (по наб. Мойки)

Двери из столовой вели в большой кабинет князя, украшенный лепными потолками (также воспроизводящими интерьеры Невского, 40), перенесёнными из дома армянской церкви шестью  печами с фигурами и дверями с карнизами.

Из кабинета есть выход в библиотеку, украшенную различными семейными портретами.

Лестница была украшена слепком пальмирской надписи giallo antico.. Интерьеры были украшены белыми с золотом торшерами, нарисованные К. И. Росси для Михайловского дворца, фламандскими гобеленами, старинной бронзой, мрамором, фарфором, канделябрами Томира, двумя брюссельскими гобеленами XVII века, представляющими историю Тамерлана и Баязида .

В 1919 году в здании был открыт Институт Общественного Зубоврачевания; занятия начались 12 октября из-за затянувшегося ремонта. При институте формировались тематические музей и библиотека

На 1922 год в институтском музее было 970 экспонатов, работало 3 квалифицированных сотрудника.

За 1921 год у музея было 840 посетителей, в том числе прошло 2 групповые экскурсии. Зимой 1920-21 года в здании не работало отопление, помещения были сырыми, прохудилась крыша, обвалилась значительная часть штукатурки с потолка одной из комнат.

Когда здание перешло в ведение Академии наук (Пушкинского дома), нижний этаж был отведён под квартиру высокого чина, возникли сложности с доступом сотрудников в музей.

 

Перевести его экспонаты в основное здание на Невский, 46 также было затруднительно из-за недостатка музейного оборудования и транспорта.

Библиотека собиралась из библиотек Петроградских зубоврачебных обществ (преимущественно журналов), покупки собраний у зубных врачей Казарновского, Доброго, Иванчиной-Писаревой и Гинсбурга. Зимой 1922 года З. М. Гринберг передал библиотеке ящик зарубежных книг по зубоврачеванию.

А. Д. Баратынская

К концу 1920 года в библиотеке были английские и американские журналы за 1914—1918 годы. До 15 апреля 1921 года библиотека находилась к неподходящих условиях и обслуживала лишь преподавательский персонал, членов Совета института и небольшой ближний к институту круг учёных, после перевода на Невский она стала доступна для служащих и учащихся на курсах усовершенствования для зубных врачей и техников 

31 марта 1924 года «Врачебная газета» сообщила, что институт был закрыт из-за недофинансирования 

На 2023 год в здании расположен Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга[8], ранее Комитет по физической культуре и спорту областного Совета районных депутатов и Ленгорисполкома

======================

Дом № 23 по набережной реки Мойки был построен в 1913-1914 гг. Его автор — выдающийся архитектор Иван Александрович Фомин. Он возвёл этот чудесный особняк для миллионера — князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева.

Вот, что можно узнать от очевидцев, которые написали. При утверждении проекта между заказчиком и архитектором произошёл серьёзный конфликт. Князь потребовал установить наверху — на парапете 6 ваз в подражание античным образцам.

Архитектор категорически был против, утверждая, что вазы как чужеродный элемент "перегрузят" искусно продуманное декоративное изящество фасада. Фомину пришлось подчиниться старому правилу насчёт того, что клиент всегда прав, и зодчий установил-таки те вазы.

В 1916 году князь умер. Через год случилась революция. Жена князя эмигрировала из России. Архитектор Фомин остался в стране и стал одним из ведущих советских архитекторов. Спор между архитектором и заказчиком разрешился в пользу первого — в соответствии "первоначальному замыслу художника" вычурные вазы, по мнению изысканного зодчего, были убраны.В итоге, победа досталась архитектору, который, казалось бы, потерпел поражение вначале, подчинившись заказчику. 

===========================

https://www.citywalls.ru/house1905.html?s=19bvgdh6f16nlfpoklt2ucl6lp

https://peterburg.center/story/dvorec-knyazya-s-s-abamelek-lazareva-udivitelnoe-mesto-v-centre-sankt-peterburga-interesnye

Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство центра Ленинграда. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. — 296 с.

Рубрики:  Вокруг света - Россия.Питер и пригороды
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку