Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.
Общий вид дворца и каскада.
Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.
Ростовцев, Алексей Иванович (ок. 1690-после 1746)
Вид большого дворца в Петергофе
Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.
Челнаков, Никита Фёдорович (1733/36-1790); Артемьев, Прокофий Артемьевич (1736-1803)
Вид Большого дворца в Петергофе
Челнаков, Никита Фёдорович (1733/36-1790); Артемьев, Прокофий Артемьевич (1736-1803)
Вид Большого дворца в Петергофе со стороны Финского залива. Левая часть
Панорама Петергофа сер.XVIII в.
Грав. К. Челнокова и П. Артемьева по рис. М. Махаева
Купеческая лестница.
Аудиенц-зал.
Белая столовая
Голубая гостиная.
Кабинет Петра I.
Куропаточная гостиная
Портретный зал. 1990
Тронный зал.
Чесменский зал
Тронный зал в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Туалетная императрицы в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Диванная в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Белая столовая в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Куропаточная гостиная в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Коронная в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Картинный зал художника П. Ротари в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Дубовый кабинет Петра I в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
Штандартная в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
1-я выставочная комната в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
3-я выставочная комната в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
4-я выставочная комната в Большом дворце,Александр Платонович Цесевич
В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.
Неизвестный художник. Отъезд Екатерины II из Петергофа в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. 1760-е годы
И. К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837
Большой дворец в Петергофе 18 век
1805-1806 гг. Вид бассейна Самсона с фонтанами и каскадами в нижнем саду Петергофском.грав. И Ческий. (оригин. М.Шотошникова)
1845 г. В. Садовников. Большой каскад и Большой дворец в Петергофе.
Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.
Петергофский дворец.Вид из дворцового сада с Большим каскадом.Иоганн Якоб Мейер
У главного подъезда Большого дворца
Центральный флигель Петергофского дворца со стороны Верхнего парка. 1858 г.
Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.
В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.
Центральная часть дворца - трехэтажная, с крышей сложной конфигурации в стиле барокко. Высота ее 17 м. Крыша увенчана золотой вазой. На фронтоне центральной части фасада - рельефный щит с монограммой Петра I, обрамленные военными доспехами, под императорской короной. Центральная часть фасада переходит в симметричные трехэтажные ризалиты с более низкой крышей. Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа. Балконы подчеркивают три парадных входа северного фасада. Кованые решетки балконов с вензелями Петра и Елизаветы дополняют отделку. Стены, окрашенные в желтый цвет, оживлены белыми пилястрами и рельефными украшениями из светлого пудостского камня.