-Рубрики

 -Метки

Царское село Ювелирное Юнна Мориц баклажаны блюда в горшочках вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка вышивка крестом гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пикник пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46678
Комментариев: 3285
Написано: 57300


Из истории моды: каблуки

Вторник, 22 Марта 2022 г. 19:37 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Из истории моды: каблуки

Узнав, что обувь на каблуках принято носить ради красоты, да еще и среди женщин, какой-нибудь персидский всадник тысячу лет назад очень бы удивился. А вот Людовик XIV возмутился бы, прослышав, что кто-то осмеливается, вопреки его приказу, ходить на каблуках красного цвета. Поняла бы, скорее всего, венецианская куртизанка: кому как не ей знать, насколько опасным для здоровья и даже жизни может быть это стремление почувствовать себя на высоте.

 

Если углубляться в прошлое с целью узнать историю каблука, станет ясно, что назначение этой детали обуви поначалу было исключительно практическим. Вероятнее всего, уже в далеком прошлом придумали приспособление, чтобы подняться выше над поверхностью земли – например, чтобы не запачкать ноги в почве во время сельских работ.

В Персии каблуки служили для надежной фиксации стопы в стремени. Источник: today.com

В Персии каблуки служили для надежной фиксации стопы в стремени.

Благодаря каблуку нога не выскальзывала из стремени. Так как каблук был небольшим и широким, он не мешал и при ходьбе. Разумеется, носили такую обувь мужчины – начиная по крайней мере с X века.Но вот именно каблук, как вертикальная опора для пятки, стал известен благодаря персидским всадникам: с помощью такой обуви им было проще держаться в седле.В разные времена и в разных странах каблуки выполняли различные бытовые функции. Как и положено всему древнему, первая обувь на каблуках появилась в Древней Греции и Египте.

Назначением каблуков Средневековья было защитить ноги от грязи и нечистот. Источник: pinterest.com

Землепашцы Древнего Египта носили каблук для того, чтобы удобнее было передвигаться по полям. Каблук создавал упор и давал возможность не падать в рыхлой земле и сохранять равновесие. Это было особенно актуально во время разлива Нила. Мясники надевали такую обувь, чтобы не испачкаться в крови животных.

16 век

В Древней Греции обувь на каблуке использовалась в театральных постановках для увеличения роста актёров. Чем выше каблук — тем более высокопоставленного персонажа изображал актёр. Женщины Древней Греции стали использовать эту находку в своих целях. Они стали прикреплять к обуви гвозди (прообраз шпилек), чтобы оставлять на земле тонкий след. Это считалось сигналом для начала общения.

В VIII веке в Японии обувь на высоком каблуке защищала подолы кимоно японских красавиц от грязи. Высота каблука зависела от погоды. А на Востоке высокий каблук защищал ноги от ожогов, когда люди находились в бане на раскалённом полу.

В средневековой Европе улицы утопали в нечистотах. Чтобы горожане могли спокойно передвигаться по грязи и не испачкаться, изобрели ходульные башмаки. Их называли сабо. Они были похожи на деревянные подошвы с кожаными ремнями, надевалась эта обувь поверх своей повседневной., а платформы – вещь очень полезная: они позволяли ходить по улицам городов, которые, мягко говоря, чистотой не отличались.

Итальянские чопины, ок. 1600 год. Замок Скуклостер (Швеция)

В XV веке венецианки носили чопины – обувь на платформе.Чопины созданы в Венеции под влиянием обуви на платформе из Средней Азии  Они изготавливались из пробки или дерева, в высоту достигали 50 сантиметров , по другим источникам — одного метра (39 дюймов). Это приводило к неуклюжести и неустойчивости женской походки, поэтому служанкам приходилось поддерживать тех, кто их надевал.

Итальянский чопин из красного бархата. XVI век. Торонто (Канада)

Назначение у чопинов было и практическое, и символическое. Высокая подошва защищала от грязи на улицах, увеличивала рост и отражала «уровень благородства и величия венецианских женщин» . Обувь, как и другие предметы средневековой одежды, доносила до окружающих «информацию о личности и статусе своей хозяйки». По утверждению итальянского историка Андреа Вианелло, «в XVI веке границей между тем, что достойно восхищения, и тем, что позорно, а также между приличным и недопустимым поведением или образом жизни могли стать несколько „лишних“ сантиметров платформы на туфлях» 

Чопины из зелёного шёлка, ок 1550–1600 год. Метрополитен-музей

Венецианские аристократки XV века носили чопины, чтобы подчеркнуть свой социальный статус. Католическая церковь называла эту обувь «развратной» и «беспутной», но это не помешало её распространению по всей Европе 

Итальянские чопины, ок. 1600 год. Замок Скуклостер (Швеция)

Чопины нашли отражение в «Гамлете» Шекспира  (перевод М. Лозинского): Тут уже ничего прагматичного: возвыситься над окружающими с помощью этого нехитрого приспособления ставили целью аристократки и куртизанки. Последние пользовались еще и тем, что туфли на высокой платформе делали женщину зависимой от мужской поддержки – в прямом, а порой и в полном смысле слова. Обратной стороной медали была неустойчивость во время ходьбы – для женщины было обычным явлением упасть и даже получить травму: высота платформы была больше 20 и могла достигать 60 сантиметров.

Венецианские чопины. Источник: commons.wikimedia.org

Венецианские чопины. 

Есть версия, что каблуки придумали мужчины. Такие ботинки вошли в военный обиход. Пехотные войска стали обувать в сапоги с утолщенной подошвой. Под пятку устанавливалась небольшая колодка, которую обшивали толстой кожей. Наборная конструкция появилась в 16 веке. Представляла собой наслоение кусочков кожи, скрепленных металлическими скобами и подбитых небольшой подковой.

Важные детали, которые делали обувь неудобной:отсутствие супинатора,отсутствие стельки и язычка,одинаковый изгиб для левой и правой ноги.

17 век


История классического каблука в его традиционном виде начинается с эпохи барокко. Т

Французская королева Екатерина Медичи, итальянка по происхождению, вошла в историю по самым разным поводам и была, безусловно, личностью достойной упоминания в европейских летописях. Она же познакомила королевский двор с женскими туфлями на каблуках, появившись в них на церемонии собственного венчания. Екатерина была невысока ростом и таким образом немного отыграла это отставание от других. Впрочем, нельзя сказать, что именно с нее началась эпоха популярности каблуков у европейских модниц. В тот раз мода быстро угасла.

Легендарная Кровавая Мэри, королева Мария Тюдор не хотела быть на одном уровне со своими подданными. Специально для неё разработали конусовидный каблук, очень похожий на современный. Возвышаясь над придворными, королева приводила дворец в ужас.


А вот в начале XVII века, когда в западном мире стало популярно все восточное, пришел звездный час для мужских каблуков. Персидская обувь для верховой езды прекрасно вписалась в гардероб французских аристократов, которые и сами могли себе позволить скакать в седле.

женские

Кроме того, каблуки особенно пришлись по вкусу Людовику XIV, который комплексовал из-за роста и тоже ввёл в свой гардероб обувь на каблуке. Но, видимо, французский монарх забыл, что такое мера, и в его коллекции обуви числились шестидесятисантиметровые (!) каблуки, украшенные вышивкой, бархатом, пряжками и драгоценными камнями. Кстати, именно во времена Людовика появилась мода на красные каблуки — так можно было отличить знать от простых людей.

мужские

Теперь стало понятно, где Кристиан Лабутен черпал вдохновение.а известно, что в те времена понравиться королю-солнце означало войти в историю и сделаться мейнстримом среди всей аристократической публики. Людовик с удовольствием носил высокую обувь, а вслед за ним и его приближенные.

Король Людовик XIV и его обувь
Король Людовик XIV и его обувь

По распоряжению монарха привилегия эта относилась только к знати: простолюдинам носить каблуки не дозволялось. И лишь за самим собой король оставил право ношения красных каблуков, запретив это придворным. Красный, сам по себе цвет королевский, демонстрировал еще и то, что обладатель таких туфель мог себе позволить вести соответствующий образ жизни – не боясь испачкать обувь столь яркого цвета. Каблуки, сначала захватившие умы модников-мужчин, вскоре стали и женским достоянием тоже.

Англия 17 век

18 век


 18 век

19 век

 

 

Виды каблуков женской обуви:

венский,


кирпичик,

клиновидный,


ковбойский,

рюмочка,


столбик,

 


танкетка,


шпилька.

наборный

фигурный

Ну и, наконец, последний вид каблука в нашем списке – тот самый, который на улице встретишь не часто. Фигурные каблуки – это все те невероятные и немыслимые модели туфель на вычурных, даже безумных платформах и шпильках. «Креативные каблуки», как их часто называют, чаще всего выгуливаются на подиумах ready-to-wear и couture во время недель мод в Париже, Лондоне ну или, скажем, в Нью-Йорке. Особенную любовь к фигурным каблукам испытывал дизайнер Александр МакКуин – вспомните те невероятные, усыпанные стразами и бриллиантами закрытые туфли Леди Гаги для клипа Poker Face. 


Мужчины носили широкие каблуки, женщины – тонкие, это различие, возникнув еще в XVII веке, так и сохраняло справедливость на протяжении веков. Женский каблук в 1770 году оказался в опале – ношение такой обуви приравнивалось к пользованию косметикой, а все вместе – к колдовству, что было уж совсем нежелательно для порядочной женщины и вело к самым суровым наказаниям. Не сказать, правда, что эти меры уничтожили интерес к женской обуви на каблуках (как, впрочем, и к декоративно косметике), к тому же, конец XVIII века негативно сказался и на «мужских» каблуках: после французской революции они из моды вышли.

«Гаганутые» туфли. Идею «стырили» поклонники Леди Гагы у… Леди Гагы. 🙂 Они же и носят  эту странную обувь

Позже каблуки уже связывались преимущественно с женской обувью, но были и исключения: например, связанные с ковбойскими сапогами. Другим распространенным вариантом мужских ботинок на каблуках стали те, что предназначались для танцев – прежде всего для испанского фламенко. Кстати, уже оттуда эту обувь перенимали и приверженцы других музыкальных жанров – например, группа «Битлз» и некоторые из рок-исполнителей XX века.

Шпильки, появившись после войны, надежно обосновались в гардеробе: несмотря на минусы такой обуви, на шпильках не только ходят, но и участвуют в некоторых забегах - занятие рискованное, но увлекательное. Источник: pinterest.com

Шпильки, появившись после войны, надежно обосновались в гардеробе: несмотря на минусы такой обуви, на шпильках не только ходят, но и участвуют в некоторых забегах - занятие рискованное, но увлекательное. 


Женские каблуки стали пользоваться особенной популярностью с изобретением швейных машин, позволявших удешевить и упростить процесс создания такой обуви. Произошло это во второй половине XIX века. На время Первой мировой, а затем и Второй, производство каблуков было сокращено – не до того и слишком затратно по материалам, а вот с середины прошлого века, в послевоенные годы, начался настоящий бум на обувь на каблуках. Стали носить тонкий и длинный каблук – шпильку, не известную модницам раньше.
 

«Мэри Джейн» — модель туфель на плоской подошве с ремешком на подъеме и закругленным носком. Обычно у этой модели каблук достигает максимум 7 см, но в настоящее время можно встретить обувь и на подъеме в 10 см. Хотя, по сути, единственное условие каблука у модели «Мэри Джейн» быть устойчивым. Ведь ещё в 1930-х туфли были созданы для безумных танцев, а не для спокойной ходьбы по улицам. Естественно, обувь для подобной «танцевальной» активности не должны были слетать с ноги, именно поэтому был придуман такой устойчивый, не шаткий каблук. 

Чуть позже в мире моды царила эпоха шпилек и вычурных каблуков, а уже в 1960-х на пике популярности снова были комфортные и элегантные «Мэри Джейн». Это был прообраз своеобразных детских туфелек, которые хотела каждая девушка того времени — и не мудрено, ведь раскруткой этих туфель занималась сама Твигги. Ещё позже, в 90-х их стала носить Кортни Лав, которая снова дала туфлям очередную волну популярности.К слову, своим названием туфли обязаны героине английского комикса «Buster Brown» — девочке Мэри Джейн, которая носила именно такие туфли.

Обувь, конечно, стремиться к тому, чтобы стать максимально удобной и даже незаметной для ее владельца, но не похоже, чтобы каблуки когда-либо сдали свои позиции. Они – неотъемлемая деталь обуви исполнителей многих видов танцев, часть некоторых дресс-кодов и даже участники мероприятий вроде забега на каблуках - бывает и такое.


Источники

https://www.marieclaire.ru/moda/obuvnoy-slovar-loferyi-oksfordyi-i-prochie-monki/

https://kulturologia.ru/blogs/210322/52828/

https://itaita.ru/news/istoriya_vozniknoveniya_kabluka/#:

Рубрики:  Искусство.Мода.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку