«Разведчик, спецназовец, министр»: почему Александра Чернышёва считают одним из самых загадочных царедворцев XIX века |
236 лет назад родился Александр Чернышёв — один из наиболее могущественных военных и государственных деятелей Российской империи XIX века. Перед Отечественной войной 1812 года он выполнял разведывательную миссию во Франции, а затем именно у него в руках оказался ключ к одной из крупнейших исторических загадок в истории династии Романовых: Чернышёв готовил акт о смерти Александра I, которая, согласно одной из версий, была инсценирована. В дальнейшем он возглавлял военное министерство, Госсовет и Комитет министров России. По словам учёных, он оставил яркий след в истории страны.
Александр Чернышёв в молодости (с.ст.30.12.1785 — 08.06.1857 г.г.), портрет находится в галерее 1812 года в Государственном Эрмитаже, Ст.-Петербург.
10 января 1786 года по новому стилю, родился Александр Чернышёв в семье сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва и Евдокии Дмитриевны Ланской, фрейлины Екатерины II. Доводился племянником А.Д.Ланскому (любимцу Екатерины II), происходил из старинного дворянского рода, Многолетний руководитель военного министерства, Госсовета и Комитета министров Российской Империи. Его называют одним из наиболее загадочных русских царедворцев, существенно повлиявшим на историю нашей страны.
«Александр Чернышёв получил добротное домашнее образование у воспитателя-француза, как было принято в те времена. Прослужив некоторое время камер-пажом при дворе, он поступил в престижный кавалергардский полк» - из рассказа сотрудника музея-заповедника «Бородинское поле» Владимира Ушакова.
В начале XIX века Чернышёв принимал участие в наполеоновских войнах. Исполняя обязанности офицера для личных поручений при Александре I, он участвовал в битве при Аустерлице. Затем сражался с французами при Ланау, Гейльсберге и Фридланде. Был награждён орденом святого Георгия 4-й степени и золотой шпагой.
После заключения в 1807 году Тильзитского мира между Россией и Францией Чернышёв был переведён на дипломатическую службу: сначала в качестве курьера, возившего почту между главами государств, а затем — военно-дипломатического агента.
Статус Чернышёва во Франции примерно соответствовал современному военному атташе.
Чернышёв в глазах французской элиты был светским львом, балагуром и дамским угодником. Ему лично симпатизировал Наполеон, считавший русского дипломатического агента человеком приятным в общении, интересным и храбрым, но не особенно глубоким. Однако французский император жестоко ошибался. На самом деле, Чернышёв в это время выступал в роли военного разведчика. В перерывах между балами и приёмами он руководил сетью информаторов и передавал в Россию ценнейшие сведения. В Санкт-Петербург из Парижа уходили документы, подготовленные для самого Наполеона: мобилизационные планы, структура армии, данные о перемещении частей. Задолго до нападения Франции на Россию Чернышёв сообщил Александру I о готовящейся агрессии. Один из информаторов Чернышёва сидел на ключевых потоках информации во французском военном министерстве. Контрразведка докладывала Наполеону о подозрительном поведении русского военно-дипломатического агента, но никаких доказательств против него долгое время собрать не могла.
Наполеон отказывался верить, что недалёкий кутила из России уводит у него из-под носа стратегические секреты. Напротив, император Франции, по всей видимости, полагал, что это он получает от своего русского визави ценные военно-политические сведения о России, в то время как Чернышёв передавал ему лишь то, что было выгодно официальному Санкт-Петербургу. При этом российский дипломат был так мил и обаятелен, что не только расположил к себе императора Франции, но и стал, по словам современников, любовником его сестры Полины Боргезе. Орден Почётного легиона, который является высшим государственным знаком отличия Франции, был вручён Чернышеву уже в июне 1809 года — через полтора года общения с Наполеоном.
Полина Боргезе
Собранную разведывательную информацию Чернышёв отправлял в Россию вместе со своими заметками, содержащими предложения относительно противодействия Наполеону в будущей войне. Так, он предлагал затягивать военные действия и создавать сильные резервы. Эти рекомендации были в дальнейшем реализованы на практике.
В 1812 году, получив от Наполеона письмо для Александра I, Чернышёв покинул Париж. После его отъезда французская тайная полиция смогла получить доказательства разведывательной деятельности русского офицера. Но тот был уже далеко.
В начале боевых действий в 1812 году Чернышёв состоял в императорской свите. Он лично доставил Кутузову план второго этапа войны, а затем отправился на западную границу, где принял под своё командование партизанский рейдовый отряд. В распоряжении Чернышёва находился большой отряд лёгкой кавалерии.
Картина В.В. Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года»
Чернышёв громил коммуникации французов. Его казаки возникали ниоткуда, наносили удары и испарялись. Это было прообразом тех задач, которые в наше время будут решать спецназ ГРУ и Силы специальных операций. Чернышёв был разведчиком-универсалом.
Во время заграничных походов русской армии 1813—1814 годов Чернышёв руководил подразделениями лёгкой кавалерии, действовавшими в авангарде основных сил. Он отличился при взятии Берлина, Люнебурга и Касселя.
Отряд Чернышёва 13 мая 1813 года напал на стоявший лагерем возле Хальберштадта артиллерийский парк наполеоновских войск. Выстроившись в линию, по сигналу Чернышёва гусары, драгуны и казаки провели образцовую кавалерийскую атаку, выдержали картечный залп и, потеряв убитыми около сорока человек, захватили 14 орудий, 11 зарядных ящиков (остальные взорваны), значительный обоз с провиантом, около 800 лошадей и более 1000 пленных (среди которых был генерал Окс).
Самой известной военной операцией А. И. Чернышёва стал его поход на столицу Вестфальского королевства город Кассель. Переправившись с отрядом в 2500 человек конницы в ночь с 9 на 10 сентября 1813 г. через Эльбу, рано утром 16 сентября Чернышёв подошёл к стенам Касселя. Штурм города начался сразу же, несмотря на сильный туман, русские войска атаковали с успехом, но Чернышёву пришлось дать отбой, когда он заметил в тылу войска генерала Бастинеллера. Узнав о нападении русского отряда, из Касселя поспешно бежал король Вестфалии Жером Бонапарт с отрядом гвардии, после чего силы нападавших и оборонявшихся примерно сравнялись. 18 сентября штурм Касселя возобновился, Чернышёв использовал около трёхсот вестфальских дезертиров и два эскадрона драгун как пехоту, ворота обстреливались из 13 орудий, девять из которых были трофейными. Гарнизон под командой дивизионного генерала Алликса де Во имел достаточно сил для обороны города, но были допущены тактические ошибки, и занятие города русским отрядом стало неминуемым. После длительных переговоров, 18/30 сентября в 18.30 были подписаны шесть параграфов предложений по капитуляции, согласно которой французские и вестфальские войска покинули город с оружием и обозами в течение двух часов в сопровождении казачьего конвоя. Добычей отряда стали 32 орудия, боеприпасы, документы Вестфальского королевства и деньги из королевской казны, было взято в плен более 1000 человек, из которых 51 офицер и 200 егерей присоединились к союзным войскам. 21 сентября Чернышёв покинул город, вскоре вновь занятый французскими войсками.
Александр Чернышёв сопровождал императора Александра I на Венском конгрессе и других международных переговорах. В перерывах между заграничными поездками он успел поруководить комитетом об устройстве Войска Донского и лёгкой гвардейской кавалерийской дивизией.
Об этом достаточно редко вспоминают, но в 1825 году Чернышёв стал участником одной из самых загадочных историй, связанных с династией Романовых в XIX веке. 1 декабря в Таганроге скоропостижно скончался Александр I, и именно Чернышёв прибыл туда, чтобы присутствовать при вскрытии и готовить акт о смерти императора. Однако вот уже почти два столетия ходят слухи, что Александр I, устав от власти, инсценировал свою смерть и долгие годы жил потом под видом старца Фёдора Кузьмича. Так это или нет, наука ещё однозначно не ответила, но если данная версия соответствует действительности, то фанатично преданный императору и имевший богатый опыт спецопераций Чернышёв был для царя идеальным помощником.
В дальнейшем произошли события, негативно сказавшиеся на репутации бывшего разведчика.
Николай I привлёк Чернышёва к следствию по делу декабристов. Сначала в обществе пошли слухи, что тот якобы пытается присвоить себе имущество своего родственника — декабриста Захара Чернышёва. Затем его представили одним из основных «палачей» участников восстания. Советская историческая наука в значительной степени идеализировала декабристов, поэтому Александра Чернышёва в ХХ веке изучали очень мало, ограничиваясь лаконичной критикой в его адрес. Сейчас широкой общественности он известен гораздо меньше других участников войны с Наполеоном.
Николай I относился к Чернышёву неоднозначно: он не любил его как человека, но при этом чрезвычайно ценил как профессионала. Во времена царствования Николая I у Чернышёва начался бурный карьерный рост. В 1827 году он был назначен товарищем (заместителем) управляющего Главным штабом, а несколько месяцев спустя — исполняющим обязанности главы военного министерства. В 1832 году он официально стал военным министром Российской империи, а в дальнейшем получил назначение на пост председателя Комитета министров России.
А.И. Чернышев выступал за внедрение в казачьи войска формальной структуры для превращение их в систему с установленными государством правилами и нормами, для упорядочивания казачества как явления, сформировавшегося в эпоху существования на пограничной территории. Необходимо было максимально удобно интегрировать казачество в государственный военный механизм.
В 1825-1845 годах — Чернышёв, который к этому времени уже возглавлял военное министерство, добился одобрения и издания долгожданного донского Положения, а затем распространил его действия и на другие казачьи войска императорской России. Чернышёв, придерживаясь того мнения, что казаки не утратили своего военного значения, приобрёл достаточно влияния и власти для реализации своих идей в отношении более совершенных форм казачьего существования.
Граф (1826), князь (с 1841), светлейший князь (с 1848) Александр Иванович Чернышёв
Герб светлейшего князя Чернышёва внесен в Часть 11 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской Империи, 1863 года.
Несмотря на важную роль Александра Ивановича Чернышёва в истории нашей страны, его часто не замечают историки, изучающие дореволюционную Россию. До сих пор нет удовлетворительной биографии этого человека, который был кавалерийским офицером, разведчиком-шпионом, адъютантом при двух царях, армейским реформатором, военным министром и занимал высшую должность в Российской Империи — Председателя Государственного совета и Кабинета министров.
Проблемы со здоровьем (в 1848 г. Чернышёв перенёс апоплексический удар) и почтенный возраст заставили его просить у императора увольнения с должности военного министра, на что было получено высочайшее соизволение. Председателем Государственного совета он оставался до своей смерти, последовавшей в возрасте 71 года в 1857 году в городе Кастелламмаре-ди-Стабия, близ Неаполя (Италия), где он проходил лечение.. Похоронен в селе Петровском Московской губернии, в усадебном храме Петра и Павла. В 1857 году Елизавета Николаевна Чернышёва захоронила в подклете Петропавловской церкви останки супруга почившего в Италии.
Храм Петра и Павла в городе Лыткарино Московской области.
Храм Петра и Павла находится в живописном месте Лыткарино – на берегу Москвы-реки. После революции здание было наполовину разрушено, разграблено, но в 1990 году началось его восстановление и возрождение. Сейчас там проводятся регулярные богослужения. Восстановленную мраморную плиту с саркофага военного министра Чернышёва и сейчас можно видеть на одной из стен храма Святых Апостолов Петра и Павла. Надпись на ней красноречиво гласит о заслугах Александра Ивановича перед Отечеством: «Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв, служивший верою, правдою и честью Отечеству в три царствования императоров Александра I, Николая I и Александра II, бывший четверть столетия военным министром и кончивший службу России Председателем государственного Совета и Комитета министров. Целью всей его жизни были польза и слава России»
В городе Лыткарино возле краеведческого музея, занимающего здание усадьбы Александра Чернышёва, 15 сентября 2012 года был открыт памятник Александру Ивановичу Чернышёву в парке усадьбы Петровское.
Памятник был создан авторским коллективом скульпторов (А.М. Малашенко, К.В. Кубышкин, И.Т. Яворский, М.А. Михайлов). Высота памятника, выполненного из бронзы, 4,7 метра. Постамент, на котором стоит фигура А.И. Чернышева в полный рост, изготовлен из мрамора.
Первое упоминание села Лыткарино, где позже была выстроена усадьба, датируется 1429 годом – оно значится как собственность Чудова монастыря. В начале XVIII века село перешло по дарственной Петра I Никите Зотову и его потомкам. С 1852 до 1890 года усадьбой Лыткарино и селом Петровским владели дочь Николая Зотова Елизавета, ее муж Чернышёв Александр Иванович и их наследница Чернышева Мария.
Усадьба построена ещё Зотовыми на окраине села. Вокруг неё был разбит парк в английском стиле. К берегу Москвы-реки от дома вела многоярусная терраса. Неподалеку был возведен большой дом для прислуги. Из притоков реки рядом с барским домом образованы многочисленные каскады прудов. Именно хозяева усадьбы Лыткарино впервые высадили в своем парке невиданные для деревенских жителей деревья – пихту, голубую лиственницу, выстроили для прислуги отдельный дом – людскую, а в парке установили солнечные часы.
После революции из усадьбы вывезли все ценности, организовали на её территории музей дворянского быта, который функционирует по сей день.
Александр Иванович был женат трижды и имел шестерых детей.
Первая жена — княгиня Теофила Родзивилл, урождённая Моравская (1791—1828), в 1-м браке Старжинская, вдова князя Д.И.Радзивилла.
Теофила Радзивилл (1781 - 1828)
Брак с Чернышёвым, заключённый в 1817 г. в Польше, по прошению Теофилы Игнатьевны был признан ничтожным и расторгнут в Варшаве по решению двух Римско-католических духовных судов. По решению Синода от 14 апреля 1820 г. брак был расторгнут и по православному обычаю — с разрешением Чернышёву вступить в новое супружество. Бывшая супруга в 1819 году уехала в Париж с Безобразовым.
Вторая жена Чернышёва (с 7 февраля 1823 года) — княжна Елизавета Александровна Белосельская-Белозерская (25.09.1805—12.01.1824), фрейлина двора, дочь князя А.М.Белосельского-Белозерского. Венчались в Петербурге во Владимирском соборе.
Елизавета Александровна Чернышёва (1805 -1824)
Молодая Чернышёва скончалась от несчастных родов. Её смерть вызвала всеобщее сожаление в петербургском свете, К.Я.Булгаков писал брату: «Бедная Чернышёва, жена генерал-адъютанта, которая раз уже в течение своих родов была в горячке, так что отчаивались в её жизни, перестала теперь жить. Два дня она мучилась родами… Наконец разрешилась мёртвым ребёнком и от ослабления сама испустила дух. Не говоря уже о том, что ей 19 было лет, кто немного её только знал, не может не сожалеть о ней; она была мила, умна, скромна, добра, Царство ей небесное. Муж в совершенном отчаянии. Жаль и его: несколько дней перед тем он так был счастлив!» Была похоронена вместе с мертворожденным ребёнком на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Третья жена (с 16 сентября 1825 года) — графиня Елизавета Николаевна Зотова (15.08.1808 - 25.03.1872), дочь действительного статского советника графа Н.И.Зотова от его брака с Еленой Алексеевной Куракиной.
Графиня Елизавета Чернышёва с дочерьми Лизой и Сашей
Родилась в Петербурге. Будучи фрейлиной, была помолвлена с Чернышёвым. Причём разрешение на брак пришлось испрашивать у государя. Венчались в Петербурге в Симеоновской церкви.За невестой было дано богатое приданое: от отца было получено имение Лыткарино в Московской губернии Бронницкого уезда, а имение в Орловской губернии было подарено ей матерью; имение в Ярославской губернии село Гвоздево досталось ей по купчей крепости от дяди — князя Бориса Алексеевича Куракина. Третьей жене Чернышёва суждено было разделить с ним величие и почести, в декабре 1837 года она была пожалована в статс-дамы, а в 1850 году получила орден святой Екатерины первой степени. Будучи женщиной хорошо образованной и высоких достоинств, она занимала первенствующее положение в столичном обществе, гостиная её, в доме на Малой Морской, считалась одной из самых неприступных в Петербурге, а дочерей своих она воспитывала и держала, как великих княжон. Скончалась от «воспаления в печени» в Риме.
Дети Светлейшего князя Александра Чернышёва.
Елизавета Александровна (1826 - 1902), статс-дама, с 1846 года замужем за князем В.И.Барятинским (1817 - 1875).
Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв в окружении близких в день помолвки старшей дочери Елизаветы.
Александра Александровна (11.02.1829 - 1892), крещена 10 марта 1829 года при восприемстве императрицы Александры Фёдоровны и цесаревича Александра; фрейлина, с 1851 года замужем за генерал-майором князем Д.А.Лобановым-Ростовским (1825 - 1908).
Николай Александрович (03.09.1830 - 21.11.1830), крещен 4 сентября 1830 года в Симеоновской церкви при восприемстве императора Николая I и великой княжны Марии Николаевны. Похоронен в Сергиевской пустыни.
Лев Александрович (1837 - 1864), флигель-адьютант, был женат на Марии Владимировне Титовой (1840 - 1878), их сын Лев (1864 - 1891) был последним представителем княжеской ветви рода Чернышёвых по мужской линии.
Владимир Александрович (29.04.1839 - 14.03.1840), по словам барона М. Корфа, «младший сын графа Чернышева, прелестное 9-ти месячное дитя, приводил всех в восторг своею красотою, так что родители решились, наконец, снять с него портрет, что и было сделано вчера утром. Вечером отец, собираясь на раут к Уварову, взял его на руки и ребенок, совершенно до тех пор здоровый, вдруг — умер, пораженный апоплексическим ударом. Это уже третий сын, которого теряет Чернышев. У него остаются еще один сын и две дочери».
Мария Александровна (1847 - 1919), фрейлина, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины. Замужем не была, умерла в Риме.
Портрет А.И.Чернышёва работы Томаса Лоуренса из галереи "Ватерлоо" в Виндзоре, Англия (1818)
Сабля в ножнах. Россия. Санкт-Петербург. Мастер Томас Леннрос. 1836. Золото, бриллианты, булатная сталь, дерево; ковка, литье, гравировка, золотая насечка. Сабля принадлежала А. И. Чернышёву.
Сейчас эта сабля хранится в Государственном историческом музее в Москве. Её можно увидеть в Музее Отечественной войны 1812 года, который входит в структуру ГИМа.
Донское дворянство, желая выразить Чернышёву свою признательность, поднесло ему, с Высочайшего соизволения, золотую саблю, украшенную бриллиантами, с изображением битв, в которых Донцы под предводительством Чернышева принимали участие в Отечественную войну 1812 года.
Рубрики: | История России История России.Славой предков горжусь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |