Пасхальные яйца К. Фаберже “Штандарт”, “Память Азова”, “Военные будни”, "Сибирский поезд". |
Первое пасхальное яйцо “Память Азова” по заказу императора Александра III было выполнено в 1885 году и предназначалось Марии Фёдоровне, супруге царя. С 1885 по 1916 год включительно фирма Фаберже создала пятьдесят пасхальных яиц для августейших особ. Старейшее в коллекции Оружейной Палаты Московского Кремля – яйцо с моделью крейсера “Память Азова”.
Самое раннее пасхальное яйцо из коллекции Оружейной Палаты изготовили в 1891 году в мастерской Михаила Перхина. Почти все императорские яйца, созданные до 1903 года, выполнены под руководством М. Перхина. Он происходил из простого народа. Сумел стать ведущим ювелиром прославленного предприятия.
На изготовление одного яйца уходило около года. “Начатые вскоре после Светлого Воскресенья, они бывали лишь с трудом готовы на Страстной неделе следующего года. Передавались они главою фирмы лично императору в пятницу на Страстной неделе”.
“Память Азова” – единственное яйцо в музее Москвы, выполненное по заказу Александра III.
Это произведение посвятили путешествию на Восток царских сыновей. В путь отправились наследник престола, будущий император Николая II. В ту пору он был ещё цесаревичем. Николай Александрович поехал вместе с братом, Великим Князем Георгием Александровичем. Путь проходил через Индию, Китай Японию. Шли на военном корабле “Память Азова”.
Возвращались же сухопутным путём с Дальнего Востока через всю необъятную Сибирь. Весь поход продолжался почти десять месяцев.
Николай Александрович путешествовал на крейсере пассажиром. Его младший брат – в качестве члена экипажа в чине мичмана. Вот почему сюрпризом яйца является миниатюрная копия корабля из золота и платины.
Модель помещена на пластину из аквамарина цвета морской воды, в золотой оправе с петлёй. За эту петельку модель вытягивалась из гелиотропового футляра. Тёмный цвет камня – гелиотропа напоминает о морских глубинах. Вплетёные в золотую чеканную оправу стилизованные раковины символизируют подвижную, вечно шумящую стихию воды. Оснастка крейсера воспроизведена до мельчайших деталей – крошечные платиновые шлюпки, якоря на цепях, паутина тончайших золотых мачт – всё это различимо глазу. На корме мастерски выгравировано название корабля – “Азов”.
Путешествие, предпринятое в 1890 - 1891 годах оказалось не слишком удачным для Георгия Александровича. У Великого Князя обострился туберкулёз. Самое же неприятное во всём путешествии было ранение Великого Князя. В японском городе Оцу он получил удар мечом по голове от самурая – фанатика. И здесь прослеживается некая мистическая связь между пасхальным подарком и этим инцидентом.
Покушение произошло уже ПОСЛЕ того, как как император подарил яйцо матери – Марии Фёдоровне. А дизайн яйца можно истолковать как некий предупредительный знак, зловещий сигнал о том, что путешествие может плохо закончится. Ведь на густо - зелёной “скорлупе” гелиотропа есть кроваво - красные капельки включений камня. И алое пятно рубина – кнопочного замка футляра.
Поездка будущего императора на Дальний восток имела, по мнению современников, фатальный характер и предрешила многие дальнейшие события его царствования.
Будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги, а к концу 1900 года она была почти закончена.
Этому историческому событию и посвящено пасхальное яйцо “Сибирский поезд”.
Сюрприз яйца – миниатюрный поезд из золота и платины.
(Пасхальные яйца с механическими сюрпризами ценятся особенно высоко. В 1900 году для семьи Варвары Кельх фирмой Фаберже было изготовлено яйцо “Сосновая шишка”, внутри которого находился серебряный заводной слон с фигуркой погонщика. В 1989 году оно было продано на аукционе Christie’s в Женеве за 5,28 миллиона швейцарских франков. В 1997 году его вновь предложили к продаже в Нью-Йорке, но оценили уже в 3,5 - 4,5 миллиона долларов США).
Этот шедевр занимает совершенно особое место в кремлёвской коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже, так как только в нём есть МЕХАНИЧЕСКИЙ сюрприз, который можно вынуть и привести в движение поворотом крошечного золотого ключика. Да и вообще следует заметить, что из всех 50 пасхальных яиц Фаберже только пять (включая модель поезда) имели вынимающиеся сюрпризы-автоматы.
Сюрприз яйца из собрания Музеев Кремля поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших в локомотиве сложный хитроумный механизм. Размер самого механизма в длину не превышает двух сантиметров! Но такой крошечный инструмент приводит в движение весь состав. Более того, поезд украшен рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами. Он состоит из пяти вагончиков с окошками из горного хрусталя.
И это ещё не всё. На каждом вагоне есть своя надпись, прочесть которую можно разве что через увеличительное стекло. “Прямое Сибирское сообщение” – читаем на первом вагоне. Далее – “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”. А рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест – от 18 до 24 и класс вагонов – 1-ый и 2-ой. Последним в составе находится вагон - церковь.
Прообразам для этого вагончика послужил настоящий вагон, который был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь святой Ольги, тезоименинной святой старшей дочери императора.
На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.
Посетители грандиозной Всемирной выставки в Париже 1990 года имели уникальную возможность сравнить настоящий вагон сибирского поезда, который специально привезли во Францию для экспозиции и его миниатюрную копию. Публика могла сначала насладится чудесами инженерного гения, сидя в роскошном вагоне. На выставке в нём был устроен буфет. Кроме того, за окнами мелькали меняющиеся российские пейзажи – от средней полосы до Дальнего Востока: они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было полюбоваться ювелирным мастерством Великой державы.
Поезд - сюрприз складывается втрое и убирается в яйцо - футляр, внутри обитый бархатом.
Снаружи серебряной “скорлупы” выгравирована полихромная карта Российской империи с транссибирской магистралью с надписью “Великий Сибирский железный путь к 1900 году”.
Участки пути, которые ещё не были построены отмечены пунктиром. Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики:
– венчает яйцо двуглавый орёл,
– яйцо поддерживают три серебряные позолоченные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). Такие символы были выбраны в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых – императора Александра III и его сына Николая II.
Думаю, не лишним будет кратко упомянуть здесь, что строительству Великого Сибирского железного пути придавали важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Таким образом Россия “врастала в Азию”, раздвигала свои пределы. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой было мечтой Александра III.
Комитет по руководству строительными работами возглавил тогда ещё цесаревич Николай Александрович и для него это стало “первой начальной школой..ведения государственных дел”. Великое предприятие осуществилось в рекордно короткие сроки – через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.
Весь мир восхищался подвигом русских строителей, которые прокладывали дорогу, преодолевая реки Иртыш, Обь, Енисей, Амур, пробивая многочисленные туннели. В иностранной печати того времени транссибирскую магистраль называли “позвоночным хребтом русского великана”. Её сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и постройке Суэцкого канала.
Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие. Прошло ещё несколько лет, и на Знаменской площади Санкт - Петербурга, напротив Николаевского вокзала, с которого начинал свой долгий путь транссибирский поезд, был воздвигнут грандиозный памятник Александру III. Миниатюрная копия этого монумента стала сюрпризом пасхального яйца, выполненного фирмой Фаберже в 1910 году.
Но это уже – другая история.
Яйцо К. Фаберже яхта Штандарт или “По хрустальным волнам”. История об этом пасхальном подарке тесно связана с историей судна, которое вдохновило прославленного ювелира на создание этого шедевра. Он был ещё одним кораблём, (немного ранее Фаберже уже обращался к корабельной тематике при выполнении яйца в честь знаменательного плавания крейсера «Память Азова»), сошедшим со “стапелей” ювелирной фирмы Фаберже. “Бутылку шампанского торжественно разбили” в 1909 году о борт императорской яхты «Штандарт».
Пасхальный подарок увековечил “любимый корабль императорской семьи. Они называли судно «милым Штандартом». В русском флоте это был четвёртый корабль с таким именем. Первый же так назвал ещё Петр I в 1703 году. Последний «Штандарт» был заказан ещё Александром III в Дании.
Сошедшая со стапеля копенгагенского судостроительного завода «Бурмейстер и Вейнс» 26 февраля 1894 года яхта сразу понравилась Николаю II. Длина яхты составляла 116 метров. Это был самый большой корабль, когда-либо построенный в Скандинавии. Он считался лучшим из судов этого класса во всём мире.
Яхта обошлась казне почти в четыре миллиона рублей. И она стоила того!
Жилые покои для членов императорской семьи отделали ценными породами дерева, бронзой и серебром. Там были салоны для официальных приёмов. Столовая вмещала до 40 человек. Предусмотрели каюты для огромного штата прислуги и команды, насчитывающий более 300 человек. Яхту называли «плавучим дворцом».
На борту «Штандарта» Николай II и Александра Фёдоровна чувствовали себя счастливыми. Распорядок жизни на яхте мало чем отличался от дворцовой. Но официальная сторона была сокращена до минимума. У команды и царской семьи сложились дружеские, доверительные отношения. Они нередко вместе обедали, офицеры были кавалерами старших Великих княжон на балах в Ливадийском дворце, партнёрами при игре в теннис. Офицеров выбирали на яхту с таким расчётом, «чтобы они могли создавать атмосферу идиллии и сказки».
На протяжении многих лет царская семья совершала на этой яхте прогулки и длительные путешествия. В память о счастливых днях, проведённых на «Штандарте», фирма К. Фаберже в 1909 году создала пасхальное яйцо, которое Николай II вручил Александре Фёдоровне.
Миниатюрная копия любимой яхты рассекает хрустальные волны.
На золотой мачте развевается императорский штандарт с двуглавым орлом. Внешний вид и оснастка судна воспроизведены до мельчайших подробностей, включая золотой вращающийся руль, трапы, крошечные платиновые шлюпки. Подвижными были также бортовые пушки и якорь на тонких золотых цепях. Копию яхты создал ведущий ювелир фирмы Фаберже А.Хольмстрем.
Миниатюра вкладывается в хрустальную «скорлупу» яйца. Драгоценное яйцо – футляр с откидной крышкой на шарнире изготовили в мастерской Г. Вигстрема. Сочетание горного хрусталя и ляпис - лазури составляет аккорд редкой красоты.
Подставка, выполненная также из ляпис - лазури глубокого синего цвета, имеет вид двух сплетённых дельфинов, поддерживающих на хвостах яйцо с «плывущей» яхтой. Возможно, это связано с представлением о дельфинах, как о спасителях утопающих. Также дельфины считаются правителями водного царства. Правда, по древнейшей мифологической традиции дельфины считались зловещим божеством, ищущим жертву, символом рока и вестником смерти. И здесь хочется вспомнить о неприятном инциденте, произошедшим на яхте.
В 1907 году в водах Финского залива яхта напоролась на риф и дала сильный крен. Внутрь судна хлынула вода. В это время царская семья обедала в столовой. Все девочки находились вместе, а вот царевича нигде не было видно. Родители пережили страшное волнение. Государь бегал по палубе и кричал, чтобы все искали наследника. Но оказалось, что дядька цесаревича, матрос Деревенько, схватил ребёнка и побежал с ним на бак яхты, откуда было бы легче выбраться в случае гибели судна.
К счастью, этого не случилось, благодаря современной конструкции корабля. Да и сам риф затормозил крен. Пассажиров пересадили на лодки, а затем и на угольщик «Азия».
После этого случая флаг - капитан «Штандарта», «царь и бог на яхте» хотел застрелиться, но царь отговорил его от этого. По закону суда избежать было нельзя, но государь помиловал всех, так как причиной аварии стала скала, о которой раньше ничего не было известно. После ремонта яхта оставалась в составе императорского флота.
После революции «Штандарт» долгое время служил как минный заградитель, потом – как учебное судно. Она несколько раз меняла название, пока не стала «Окой». Любимая яхта пережила своих августейших владельцев, революцию, войны. В одном из самых вдохновенных созданий русского ювелирного искусства она осталась запечатлённой навеки.
"Военные будни". Стальное пасхальное яйцо.
Среди драгоценных яиц из блистательного ряда пасхальных подарков одно выделяется своей простотой. Оно было подарено императрице Александре Фёдоровне в 1916 году. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня.
Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая Мировая война, ювелирные фирмы испытывали недостаток драгоценных камней и металлов. Но всё происходило с точностью до наоборот. В войну количество заказов на дорогие ювелирные изделия даже увеличилось, в магазинах Фаберже баснословно дорогие украшения с большим количеством крупных и редких драгоценных камней раскупали в огромном количестве. Инфляция и нестабильная политическая обстановка подталкивали разбогатевших на военных заказах для армии дельцов вкладывать деньги в драгоценности.
Главной трудностью на фирме Карла Фаберже было то, что многих мастеров взяли на военную службу и на государственные заводы. Ювелирное предприятие работало на оборону, выпуская знаки и награды, а также медицинское оборудование (шприцы) и детали для артиллерии. Случалось так, что заказы для высочайших особ выполнять было просто некому.
Скорее всего, заказ 1916 года получился подчёркнуто скромен, потому что Фаберже был хорошо осведомлён об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжёлые годы и вовсе аскетичным. А. А. Вырубова, близкая подруга императрицы вспоминала, что за годы войны Александра Фёдоровна не приобрела ни одного нового платья. Те 20 миллионов фунтов стерлингов, которые царская семью держала в Лондонском банке, они истратели на содержание госпиталей и другие благотворительные учреждения. Император и императрица курировали их лично. Широкая публика об этом не знала, не в правилах царской семьи было афишировать свои добрые дела.
Александра Фёдоровна и её старшие дочери – Ольга и Татьяна работали сёстрами милосердия. Большая часть Зимнего дворца превратилась в госпиталь. В Царском Селе, Петергофе, Павловске, Луге оборудовали более 20 военных госпиталей. Александра Фёдоровна занималась снабжением санитарных поездов – всего их было 10 и больницы на колёсах носили имена государыни и её детей.
В конце 1915 года император с наследником отбыл в войска Южного и Западного фронтов. Присутствие наследника воодушевляло солдат, и Александра Фёдоровна согласилась отпустить больного сына в действующую армию. Среди многих мероприятий, которые включали знакомство с бытом солдат (император осматривал землянки, пробовал пищу в походных кухнях), государь и наследник вручали отличившимся портсигары с тиснёным названием фирмы К.ФАБЕРЖЕ. В это время появилось множество различных фотографий государя и цесаревича в войсках. Одна из них, вероятно и послужила образцом для миниатюриста Василия Зуева, который трудился над портретами русских монархов, когда создавалось яйцо «Трёхсотлетие Дома Романовых».
Эта миниатюра, выполненная акварелью на кости, стала сюрпризом «Военного» яйца.
Портрет Николая с цесаревичем-наследником Алексеем стоит на мольберте в виде вензеля императрицы Александры Фёдоровны. В верхней части мольберта закреплены знаки ордена Святого Георгия IV степени, которым Николай II был награждён после поездок по фронтам.
Само яйцо помещено на подставку из четырёх снарядов. Оно отличается чистотой формы, сдержанностью и строгостью. Поверхность отливающей холодным блеском стали идеально отполировали.
Официален и накладной декор «скорлупы» из золота – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый орёл со стрелами и лавровым венком в лапах, символами войны и славы. Вся композиция установлена на постаменте из нефрита благородного зелёного цвета. Она блестяще передаёт настроение военных лет, трудных для России и для императорской семьи.
То же настроение звучит и в миниатюре В. Зуева. Преобладающий цвет в картине – серый, им написаны серое небо, хмурый день, свинцовые тучи. Царь и наследник также одеты в серые шинели, среди военачальников – суровые будни войны.
Это яйцо в нашей коллекции завершает ряд императорских пасхальных шедевров. Буря разразилась, трагические для царской семьи и их придворного ювелира дня были уже очень близки.
https://kraeved1147.ru/faberzhe-pamat-azova/ https://kraeved1147.ru/faberzhe-yaytso-shtandart/
Рубрики: | Искусство.Ювелирное - Фаберже |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |