Цитата сообщения браило
Шелк и бусы в стиле рококо Стеклярусный кабинет Китайский дворц в Ораниенбауме
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым.
На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Панно вышивались в течение двух лет, с июля 1762 по апрель 1764 года
Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас, благодаря архивным исследованиям М.Г. Воронова, установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями:
Анной Андреевой,
Авдотьей Логиновой,
Татьяной и Лукерьей Кусковыми,
Прасковьей и Матреной Петровыми,
Авдотьей Петровой,
Клеопатрой Даниловой,
Марьей Ивановой,
под руководством бывшей актрисы французской труппы при русском дворе
Марии де Шель (де Шен).
Рисунки для панно выполнил С.Бароцци. В них просматриваются мотивы гравюр Ж.Пиллемана, «китайские забавы» которого были широко известны всей Европе.
Панно
Их двенадцать - десять больших полотнищ и два десюдепорта, еще два были изготовлены для оформления каминного экрана.
При разном освещении, при минимальной смене ракурса полностью меняется свет, цвет...
На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая - колокольчиков. Развешенные в саду или в доме, они привлекали удачу, успех и согласие, издавая при этом тонкий перезвон, услаждающий слух и призванный вносить ощущение полной гармонии.
Одно панно имеет вышитую подпись "CheLe FFt". Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.
Рамы были выполнены одновременно со стеклярусными панно русскими мастерами-резчиками:
Гавриилом Туболкиным, Николаем Холщевниковым, Михаилом Кривоноговым.
Десюдепорт
Золоченые рамы в виде стволов деревьев, пальм, увитых листьями аканта и цветами. Рельеф резьбы очень глубокий и сложный, ведь некоторые листья отходят от ствола на 15-20 сантиметров.
Рамы пяти панно увенчаны сверху десятью фигурами драконов - неизменными атрибутами интерьера в стиле «chinoiserie». Эти сказочные существа словно охраняют покой и благоденствие волшебного сада, изображенного на стенах.
Плафон «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани
В аллегорической форме автор изображает борьбу двух противоположных начал: светлого, доброго - в образе богини судьбы Фортуны и темного, злого - в виде фигуры Зависти. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны. Выбор сюжета, по всей видимости, не случаен - это наставление тем, кто попадал сюда и был впечатлен блеском и роскошью убранства этих апартаментов.
Композиция лепки падуг потолка и панно над камином находится в полном единстве с характером рисунков вышивки и резьбы. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки.
В Стеклярусном кабинете императрица давала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки», и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно.
Изначально пол стеклярусного кабинета был мозаичным. Он был выполнен при помощи смальт также в мастерских Ломоносова. Примечательно, что основными элементами орнамента пола были квадраты, когда как на потолке использовались овалы. Подобный диссонанс говорит о том, что пол был изготовлен позже, примерно через десять лет после окончания создания самого кабинета. Какой был пол до этого – неизвестно. Да и сам мозаичный пол также не сохранился. Он пришел в негодность еще в XIX веке. Сегодня пол выполнен из паркета, который, впрочем, повторяет рисунок мозаичного.
Реставрация стеклярусных панно Китайского дворца
Лаборатория реставрации тканей Государственного Эрмитажа
В 2010 г. стеклярусные панно были отреставрированы в Эрмитаже.
Благодаря уникальной и трудоемкой реставрации, включавшей в себя не только очистку и укрепление нитей, но и снятие позднейших наслоений XIX века, вышитым рисункам возвращается первоначальный цвет, такой, каким он был в XVIII столетии.
У панно этих сложная судьба - их несколько раз демонтировали, прибивали гвоздями, поверхность вышивки была грубо записана краской. то есть всего этого объема, акварельной тонкости расцветок не было видно, был только грязный стеклярус, отливающий черным цветом да толстая корка красно-синей краски.
Удивительно, что вся эта гигантская и сложнейшая работа была проведена в Лаборатории научной реставрации силами всего 6 реставраторов (М.В. Денисова, Заведующая Лабораторией, художники-реставраторы Г.Г. Федорова, Л.Н. Логинова, Т.В. Грунина-Шкварок, М.Н. Тихонова, А.А. Шапран). Честь им и хвала!
Для создания панно использовали более 2 000 000 стеклянных трубочек жемчужного цвета с различными оттенками: розовым, желтоватым, светло-зеленым.
Основой декоративных картин служит небеленый холст (в одном сантиметре ткани 16 клеточек), по которому нашит стеклярус - цилиндрические трубочки молочного стекла различной длины (от 2-3 до 15 мм) с волосяным отверстием внутри.
Сам стеклярус имеет жемчужный оттенок и пришит к основе с подхватом одной нити холста, при этом трубочки расположены параллельно друг другу так, что каждая последующая немного выступает, и у зрителя нет впечатления строгих вертикальных линий. Благодаря этому приему за счет игры отраженного света достигается дополнительный эффект мерцания.
ИНТЕРЕСНО
По указу Екатерины II в 1765 году М.В. Ломоносову было уплачено «за стеклярус, сделанный на его фабрике, для убора летнего дому - 18 рублей».
А Марии де Шель Екатерина II выплачивает «за всю выполненную работу 4100 рублей»
Так же сделана вышивка разноцветным ворсистым шелком - синелью.
Синель(от французского «chenille») - это такая крученая нить из шелка и других нитей, вышивка ею позволяет передать объем, тончайшие переходы цвета.
Крученый ворсистый шелк создает впечатление объемности рисунка не только оперения птиц, но и всего декоративного орнамента.
Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. В противовес холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких пастельных тонах, среди которых главенствующим является золотисто-бежевый.
Впечатления от комнаты.
Представьте, что за окном белый-белый Петербург, до самых шпилей занесенный снегом, и вдруг вы входите в павильон прямо посреди сияющего в солнечных лучах пруда. По берегам тончайшие беседки, птички, изысканные растения. И все тонет в бликах, которые перетекают, плещутся, мелко дрожат. Ощущение исключительные - живой воды, теплого летнего пруда, прогретого солнцем. Настоящий праздник для глаз.
https://amethyst-grape.livejournal.com/254074.html
https://mybiser.mirtesen.ru/blog/43107839297/Steklyarusnyiy-kabinet-v-Oranienbaume.-Restavratsiya.?utm_referrer=mirtesen.ru
https://kseniya-1488.livejournal.com/106922.html
Шелк и бусы в стиле рококо Стеклярусный кабинет Китайский дворц в Ораниенбауме