-Метки

Царское село Ювелирное Юнна Мориц баклажаны вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка крестом галета гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника книги и журналы кремль крым куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пироги пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46479
Комментариев: 3278
Написано: 57074


Никита Кирсанов. "Братья Веденяпины"

Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:27 + в цитатник
Цитата сообщения AWL-PANTERA Никита Кирсанов. "Братья Веденяпины".

IMG_0030 (490x700, 234Kb)

В. Илюхин. Портрет декабриста Аполлона Васильевича Веденяпина. 1968 г.


Братья Аполлон и Алексей Веденяпины происходили из мелкопоместных дворян. Оба родились в селе Веденяпине бывшего Тёмниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район республики Мордовия). Аполлон в 1803 году, Алексей 2 марта 1804 года.

В семье Василия Никитича Веденяпина (1770-1819) и его жены Дарьи Михайловны, урождённой Кашкаровой (ск. 1815), кроме Алексея и Аполлона было ещё пятеро детей: Николай (р. 1806) и Александр (р. 1807), служившие впоследствии в Олонецком полку, Надежда (р. 1809), Иван (р. 1810) и Павел (р. 1811). По смерти родителей досталось неразделённое имение, в котором числилось по 7-й ревизии 33 мужских души и 39 женских. Земли в имении было 66 1/2 десятины пахотной и 5 десятин лугов, причём и земля и крестьяне были разбросаны в разных деревнях: Ибакове, Выполове и других. Кроме того, в Тамбовском приказе общественного призрения находился в обращении денежный капитал в 4388 рублей. Доходы с имения и проценты с капитала шли на содержание детей. Опекала имение тётка Веденяпиных, купецкая жена Матрёна Меднова. Доходы семьи были небольшими. Чиновник, собиравший сведения об имении, уже после суда над братьями, записал, что находятся их "крестьяне в бедном, а семейство Веденяпиных в посредственном положении".

Старший брат, Аполлон Васильевич (Веденяпин 1-й), воспитывался сначала в Тамбовском дворянском училищном корпусе, затем в Петербургском 2-м кадетском корпусе, откуда в 1821 году был выпущен офицером в артиллерию и назначен на службу в 9-ю артиллерийскую бригаду. Учился он хорошо, особенно "прилежал" к математике и военным наукам, как и подобает артиллеристу. Младший брат, Алексей Васильевич (Веденяпин 2-й), также врспитывался в Тамбовском, затем в 1-м кадетском корпусе в Петербурге и был выпущен в артиллерию прапорщиком. Как и старшего брата, его направили на службу в 9-ю артиллерийскую бригаду, квартировавшую в то время на Украине, близ Житомира.

В 1825 году Веденяпины вступили в Общество соединённых славян: Аполлон Васильевич (в чине поручика) в мае этого года, а Алексей Васильевич - несколько позже, в Лещинском лагере. Оба они были активными членами тайной организации, участвовали в совещаниях, на которых обсуждались задачи общества и вопрос о слиянии его с Южным обществом. Особенно выделялся старший брат. "Умный и практичный Веденяпин 1-й, - писала М.В. Нечкина, - принадлежал к группе общества, стоявшей за строгую организацию и ответственность".

После разгрома восстания Черниговского полка Аполлон Веденяпин (как и его брат) был арестован и 31 января 1826 года доставлен из Житомира в Петербург на главную гауптвахту. Через два дня он был допрошен генералом В.В. Левашовым, после чего его отправили в Петропавловскую крепость с отметкой Николая I: "Присылаемого Веденяпина посадить по усмотрению и содержать строго". "Алфавит декабристов" так передаёт заключение по делу Аполлона Веденяпина: "Вступил в Славянское общество в 1825 году. Был на совещании у Пестова и Андреевича, поклялся на образе быть готовым к действию по первому знаку. Знал о предложении ввести в России республиканское правление. Сверх того, уличался в знании о намерении истребить государя императора и всю высочайшую фамилию". Осуждён он был по VIII разряду и приговорён к лишению чинов и дворянства и к ссылке в Сибирь на поселение бессрочно. Высочайшим указом от 22 августа 1826 года повелено оставить его на поселении 20 лет.

Алексей Веденяпин был доставлен в Петербург из Житомира 16 февраля 1826 года и после допроса заключён в Петропавловскую крепость. Обвинение его в "Алфавите" записано так: "Слышал речь Бестужева-Рюмина о несправедливости правительства и необходимости конституции и клялся на образе в принадлежности к обществу и в участии в его действиях... Находился на совещании у Андреевича, где говорено было, что цель Общества есть уничтожение самовластия, а средство - истребление всей императорской фамилии, но в том не сознался и на очной ставке не уличён". Он был осуждён по XI разряду: приговорён "к лишению чинов и написанию в рядовые до выслуги, с определением в дальние гарнизоны".

Дальнейшая судьба братьев Веденяпиных сложилась по-разному.

Алексей Васильевич Веденяпин сначала служил рядовым в Верхнеуральском гарнизонном батальоне. Но на основании указа от 22 августа 1826 года его перевели в полевые полки Кавказского корпуса, "дабы мог заслужить свою вину". На Кавказ он прибыл в январе 1827 года и был зачислен в 42-й егерский полк. За отличие в сражениях против турок произведён был в унтер-офицеры. Позднее он служил в Тенгинском пехотном полку.

Сохранилось письмо Алексея Веденяпина к брату Аполлону, посланное из турецкой крепости Эрзерум и датированное 8 июля 1829 года. Из этого письма видно, что младший Веденяпин в перерывы между боёв много читал, изучал историю Турции, изучал язык и быт турецкого народа. "Мой девиз, - писал он, - век живи, век учись, и, исполняя это правило, в свободное время учусь говорить по-татарски... и вникаю в характер побеждённых, в образ их жизни". Он и здесь, вдали от родины, сохранил верность идеям декабризма, надеялся на лучшее будущее России. "Хотя мы и далеко друг от друга, - говорится в письме, - но наши убеждения остались прежними". Письмо заканчивается такими словами: "Прощай, милый брат, будь покоен, надейся на будущее, а главное не ропщи на судьбу... и не забывай писать брату".

В 1833 году Алексей Веденяпин по состоянию здоровья был уволен от службы с воспрещением въезда в обе столицы и с учреждением секретного надзора по месту жительства в селе Веденяпине Тёмниковского уезда Тамбовской губернии. Здесь, на своей родине, он жил под наблюдением местной полиции до начала 1837 года.

Не имея средств к существованию, Алексей Васильевич вынужден был искать частную службу. Этим, по-видимому, и были вызваны его частые переезды с одного места на другое, из Тамбовской губернии в Пензенскую и обратно. Из дела "О секретном полицейском надзоре за Алексеем Веденяпиным", хранящегося в Пензенском областном архиве, видно, что с февраля по июль 1837 года он управлял имением графа Закревского при селе Муратовке Мокшанского уезда, с июля по октябрь того же года жил в Пензе, а после этого - в имении помещика Фёдора Ивановича Никифорова, в селе Паршине Нижнеломовского уезда. Наконец, в начале декабря 1838 года Алексей Веденяпин, как доносил нижнеломовский исправник, "из имения колежского асессора Никифорова выехал на жительство Тамбовской губернии Тёмниковского уезда в село Богородское". Хотя эти переезды и были "дозволены" начальством (ему запрещался лишь въезд в столицы), но всё это время он находился под постоянным бдительным полицейским надзором.

В конце 1839 года ему было разрешено наконец вступить в гражданскую службу в Тамбове, в Комиссию народного продовольствия. Когда его материальное положение несколько стабилизировалось, Алексей Васильевич вступил в брак с девицей Александрой Ильиничной (ск. в С.-Петербурге в 1883 г.), от которой имел двух сыновей. Старший Аполлон (р. 2.09.1842), впоследствии учился в Гатчинском сиротском институте, служил в таможенном обществе (с 1860), в 1886 г. был управляющим таможней в Новоселицах Бессарабской губернии (ныне Черновицкая область Украины), управляющим Архангельской таможней (1893), а с 1899 г. - начальником Варшавского таможенного округа. К 1903 г. имел чин действительного статского советника и являлся кавалером ордена Св. Владимира 3-й степени. Второй сын Алексея Васильевича - Александр (р. 12.08.1845), впоследствии генерал-инженер (с 1912), заслуженный ординарный профессор Николаевской инженерной академии. Проживал с матерью в Петербурге, где и скончался после 1916 года.

Сам Алексей Васильевич Веденяпин, умер 13 марта 1847 года в имении бывшего министра юстиции Д.В. Дашкова - селе Царёв Курган Самарского уезда (ныне посёлок Волжский Красноярского района Самарской области) и был похоронен в ограде Христорождественской церкви. Могила его не сохранилась.

Старший брат, Аполлон Васильевич Веденяпин, был поселён в Верхневилюйске Якутской области, а оттуда переведён в город Киренск Иркутской губернии, куда он прибыл в ноябре 1826 года. В первые годы жизни в Сибири он занимался сельским хозяйством и, между прочим, производил удачные опыты по выращиванию в условиях сибирского климата многоплодного гималайского ячменя. Но для правильной организации хозяйства нужны были средства (на приобретение скота, инвентаря и проч.), а их у него не было. Пришлось оставить занятие сельским хозяйством. Он вёл жизнь, полную тяжёлых лишений, голодал. Дойдя до нищеты, ссыльный не раз обращался к властям с просьбой разрешить ему поступить на какую-нибудь службу, но на все просьбы он получал отказ.

Только через 15 лет, в 1841 году, Аполлону Веденяпину разрешили поступить на службу младшим писарем в Иркутский военный госпиталь. Спустя три года, он был уволен по болезни от этой должности и в 1844 году назначен помощником смотрителя Иркутской гражданской больницы, а с 1848 года состоял смотрителем этой больницы. В 1850 году был назначен заседателем Иркутского окружного суда. Уволен от службы по его прошению в феврале 1855 года.

По амнистии 26 августа 1856 года Аполлон Веденяпин был освобождён от дальнейшего наказания и получил право проживать в местностях Европейской России, за исключением Москвы и Петербурга. Изгнанник возвратился на родину и поселился в своём небольшом имении при деревне Тройня Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Краснослободский район республики Мордовия). Однако полицейский надзор за ним продолжался до конца 1858 года. Умер он 2 (14) июля 1872 года и похоронен в селе Селищи, расположенном недалеко от Тройни.

В настоящее время на его могиле стоит памятник и на нём мемориальная доска, на которой указано, что здесь похоронен декабрист Аполлон Веденяпин, с датами рождения и смерти.

Аполлон Васильевич Веденяпин был женат на сибирячке Елене Гавриловне (фамилия её неизвестна). У них был сын Николай (р. 1868) и четыре дочери: Александра (15.04.1853-1931), в замужестве Малахова; Надежда (1863-1943); Варвара (1859-1940) и Елена (1862-1944). Старшая из них, Александра Аполлоновна, проживала в селе Арютьеве Краснослободского уезда, Надежда - в Нижнем Новгороде, а две младшие дочери, Варвара и Елена, - в городе Тёмникове. Все умерли в глубокой старости уже в советское время. Все были персональными пенсионерами.
Рубрики:  История России - Декабристы и их жёны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку