Цитата сообщения TimOlya
Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 3.
Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 3.
Последняя часть рассказа о художнике-декабристе Николае Александровиче Бестужеве посвящена его пребыванию на поселении, куда он с братом Михаилом прибыл в сентябре 1839 года. Ещё в острогах они мечтали попасть в Селенгинск, заштатный городок в Забайкалье, куда их влекла жажда активной трудовой жизни. Бестужевы считали, что именно здесь они смогут найти применение своему трудолюбию и изобретательности. Кроме того, из Селенгинска было рукой подать до городов Верхнеудинска, Нерчинска, Кяхты и Иркутска. Сверх того для удобств самой жизни этот город хорош тем, что пользуется прекрасным климатом на берегу величественной реки, изобилующей рыбой (Михаил Бестужев)
Николай БЕСТУЖЕВ
Рисунок с утраченного акварельного автопортрета 1840-гг.
***
О том, как выглядели Бестужевы в первые годы на поселении, можно судить по рисункам с их утраченных акварельных портретов начала 1840 годов. Лицо у Николая Александровича было чрезвычайно выразительное, особенно профиль, что он хорошо знал, и потому свой портрет сделал так, что он срисовывает себя в зеркало, в котором виднелся в профиль, а рисовался в 3\4 оборота. Он имел отчасти орлиный нос, высокий лоб, тонкие губы, выдающийся подбородок и чрезычайно подвижные черты лица, придававшие ему особенную занимательность и вполне выражавшие его многосторонние способности, которыми он умел услаждать свое заключение и сохранить себя морально и физически. (Антон Штукенберг)
Михаил Бестужев, начало 40-гг.
Рисунок с утраченной акварели Николая Бестужева 1840-гг.
***
Михаил был моложе брата лишь на девять лет, но выглядел чрезвычайно молодо. Это подчёркивали все их друзья. Кто Вас видел, говорят, однако ж, что Вы, подобно нашему брату, постарели, а Михаила Александрович все молод; прошу ему пожелать от меня не торопиться нас догонять. (из письма С.П. Трубецкого Николаю Бестужеву, 1846 г.)
В Селенгинске братья сначала поселились в доме купца Дмитрия Дмитриевича Старцева, а затем переехали к купцу Никифору Григорьевичу Наквасину. Семья Наквасиных отнеслась с большим радушием к Бестужевым. Братья отвечали им взаимностью, Михаил Александрович стал воспитателем и учителем их единственного сына 9-летнего Гриши.
Гриша Наквасин, 11 августа 1840 года
***
А Николай Александрович выполнил портреты семьи. Портрет Гриши был одним из первых детских портретов, написанных на поселении. К сожалению, через месяц после его написания, мальчик утонул, купаясь в реке Селенге. Убитые горем супруги, не чаявшие души в сыне, решили покинуть Селенгинск и продали принадлежавший им дом Бестужевым.
Местные власти периодически разрешали Николаю Бестужеву выезжать в Кяхту для написания портретов. Занятия живописью на поселении служили ему единственным средством к существованию. Впервые художник побывал в Кяхте в конце 1840 – начале 1841 года, где за три с лишним месяца выполнил несколько десятков акварельных портретов, заработав достаточно значительную по тем временам сумму. В Кяхте он занялся рисованием портретов. Дело шло вначале туго: все как-то дичились писать свое обличье. Но когда сняты были портреты с двух-трёх модных дам и львов Кяхты, когда все увидели, что на портретах они изображены не только похожими, но даже лучше настоящего, – все как будто вздурились. Мода взяла свое, и брат в короткое время заработал порядочную сумму, потому что обладал даром рисовать скоро и очень похоже. (Михаил Бестужев) Но, к сожалению, на данный момент эти портреты утрачены.
Однако эта поездка получила большой резонанс. Слухи о художнике разнеслись по всей Сибири, вплоть до её отдаленных уголков, посыпались заказы. За мужской портрет платили 100 рублей, за женский – 150. Бестужевым удалось выбраться из нищеты, не только отремонтировать купленный дом в Cеленгинске, но и помочь матери, которая почти разорилась из-за недорода, царящего в ее деревне. Надо сказать, что не все бывшие друзья декабристы отнеслись к этому с пониманием. И если, например, Мария Волконская писала, что Николай Бестужев вынужден рисовать портреты, чтобы жить, то Иван Пущин писал не без осуждения: Бестужев пишет портреты, берет за них с купцов от 100 до 300. Кажется можно бы и подешевле брать за свободное искусство Это побудило живописца написать статью О живописи и коммерции.
Пётр Дмитриевич Трапезников с внучкой, 1841 год
Копия Калмынина с утраченной акварели Николая Бестужева
***
В конце 1841 года художник, заготовив запас кистей и красок, ватмана и бристольской бумаги, отправился на заработки в столицу Восточной Сибири Иркутск, где пробыл около года. К самым богатым и известным семьям этого города принадлежали Трапезниковы, купцы 1 гильдии и владельцы золотых приисков, предки которых обосновались в Иркутске еще во второй половине XVII века. Возглавлял этот род Пётр Дмитриевич Трапезников, отец нескольких дочерей и сыновей.
Никанор Петрович Трапезников, 1841 год
Копия маслом Николая Климова с утраченной акварели Николая Бестужева
Филипп Петрович Трапезников с женой, 1842 год
Аграфена Ивановна и Николай Петрович Трапезниковы, 1842 год
***
На портрете Николаю Петровичу около 73 лет; он написан уверенной рукой зрелого мастера. Художник умело схватил и передал характерные черты. Скупыми штрихами, немногими прозрачными и легкими мазками он создал полноценную акварель, реалистически и ярко выписал характер (С.В. Шостакович) Ещё более выразителен и одухотворен портрет Аграфены Ивановны, которая была на тридцать лет моложе своего мужа. К сожалению, иллюстрация не цветная, на самом деле Аграфена Ивановна изображена в сиреневом платье в талию, которое отделано пуговицами, обтянутыми той же материей и расположенными по вертикали в три ряда. Тщательно выписаны двойной кружевной платок тонкой работы и покрывающий волосы легкий кружевной чепец с лентами брусничного цвета, собранными около ушей в небольшие банты, а также коричневая шаль.
Пётр Николаевич Трапезников
***
Портрет сына Николая Петровича Трапезникова от первого брака Петра Николаевича, выполнен гуашью. Он был старше своей мачехи Аграфены Ивановны на пять лет, ему было уже около пятидесяти. Хмурый взгляд и неприветливость богача подчёркивает фон портрета, воспроизводящий грозовое небо.
За время пребывания в Иркутске и его окресностях Николай Александрович написал семьдесят два портрета, согласитесь, это огромный и достаточно изнурительный труд. К сожалению, до нас дошла лишь небольшая часть заказных работ. Вовсе не сохранились портреты, исполненные им в семьях декабристов, живших в деревнях близ Иркутска.
Аграфена Никаноровна Сукачева, урождённая Трапезникова, 1842 год
Платон Петрович Сукачев, 1842 год
Никита Александрович, Александра Михайловна и Степан Никитич Наквасины
Сережа Баснин, 1842 год
***
Портрет сына известного иркутского купца Василия Баснина Серёжи, был написан Бестужевым с пятилетнего ребенка, лежавшего на смертном одре. Мальчик изображен в светлой рубашечке с с розовым поясом в виде шнура, темными волнистыми волосами, большими карими глазами, на протянутой руке сидит белая бабочка. Родители хотели видеть мальчика на портрете весёлым, улыбающимся, чудно-милым малюткой. Но, как писал отец, это было как бы изящнейшее мраморное изваяние величайшего художника. Портрет писал Николай Александрович Бестужев (брат известного русского писателя Марлинского) уже с усопшего...
Оторванный на протяжении долгого времени от художественной жизни страны, Николай Бестужев в Иркутске смог по гравюрам и литографиям познакомиться с шедеврами русской школы живописи последних лет, в частности с нашумевшей в своё время картиной Карла Брюллова Последний день Помпеи, вызвавшей у него восторг.
Леонид Немировский, 1843 год
***
На поселении Николай Бестужев познакомился и подружился с ссыльным поляком в Сибири Леопольдом Немировским, также живописцем, который был прикреплён в качестве художника к петербургской комиссии, исследовавшей Восточную Сибирь и Камчатку. Ниже несколько работ Немировского.
Озеро Байкал. Скала Малая Колокольня в Бухте Песчаной. 1840–1850 гг.
Леопольд НЕМИРОВСКИЙ
Якутка и бурятка
Леопольд НЕМИРОВСКИЙ
***
Однако вскоре из столицы пришла горькая весть о том, что император Николай I запретил всем находившимся на поселении декабристам, без особого на то в каждом отдельном случае разрешения из Петербурга, выезжать далее, чем за пятнадцать верст от места поселения. Затем последовал ещё один приказ, запрещавший писать портреты декабристов. Это было связано с появлением в Сибири поручика Давиньона, который при помощи нововведения – дагерротипа – снял портреты со многих поселенцев из числа государственных и политических преступников, которые наводнили крупные города, так как портретируемые пересылали их своим родственникам в европейскую часть России. Эти запреты резко ухудшили положение Бестужевых, лишив их хорошего заработка. Эта мера лишает нас всякой возможности помочь самим себе в таких худых обстоятельствах. Право, не знаешь чему более удивляться – милостям ли правительства, которые как дождь на нас льются, или тому, как не надоест этому правительству возиться с нами... (Михаил Бестужев, сентябрь 1843 года)
Фердинанд Богданович Вольф, масло
***
В своих воспоминаниях Михаил Бестужев называет брата очень хорошим живописцем не только акварелью, но и масляными красками. Освоением живописи маслом Николай Александрович начал заниматься в 1843-1846 годах, чему способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, подарок от генерал-губернатора Иркутска Руперта – полный прибор для письма масляными красками, с изобильным запасом и безвыездное нахождение в Селенгинске. В-вторых, резкое ухудшение остроты зрения, как результат семнадцатилетнего напряженного труда над акварельными портретами, зачастую в сложных условиях: Иногда я занимаюсь живописью масляными красками; акварель, которую очень любил и в которой порядочно усовершенствовался, я оставил с тех пор, как надел на нос очки (из письма к Рейнеке); Гляжу в очки, потому что глаза очень притупились; рисовать водяными красками не могу (из письма к Трубецкому). А, в-третьих, просьба жителей Селенгинска расписать алтарь и образа в новом соборе города, построенном в 1846 году на их средства.
Яков Дмитриевич Казимирский
Плац-майор в Петровском заводе, позже начальник корпуса жандармов в Иркутске и Омске
***
Достоверно дошли до нашего времени 4 работы Николая Бестужева, написанные маслом: автопортрет и портрет Михаила Бестужева (точные копии из находящхся в основном собрании, на которых он учился), портреты Фердинанда Богдановича Вольфа и Якова Дмитриевича Казмирского, остальные утрачены.
На поселении Бестужевы быстро сблизились и подружились со своими степными соседями бурятами. Николаю Александровичу импонировали их дисциплинированность и исключительное трудолюбие, любовь к ближнему и бескорыстная помощь в нужде и несчастье, честность, почитание старших, гостеприимство, любовь к домашнему очагу. Бурят – и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо. Буряты отвечали братьям взаимностью. Старики нас любят и уважают, – писал Михаил Бестужев. Николай Александрович делал зарисовки из кочевой и полукочевой жизни бурят, их быта, одежды внешнего и внутреннего вида тесных, дымных войлочных юрт, писал лица старых и молодых, женщин с кубунчиками (детьми) на руках... А также запечатлел природу Забайкалья: могучие горные хребты, широкие долины, бескрайние степи. Все материалы были переплетены в тёмнокоричневый кожаный альбом. Существует ли он теперь, увы, не знаю...
Кроме того, Николай Александрович жил гражданским браком с буряткой Дулмой Сабилаевой, прозванной на русский лад Душа. У них родилось двое детей: Алексей и Екатерина. Дабы оградить своих детей от произвола властей и мнения общества, обеспечить им приличное будущее, Николай Бестужев записал Алексея и Екатерину на имя их крёстного отца – селенгинского купца и друга Дмитрия Дмитриевича Старцева, который после смерти Николая Александровича взял на себя все заботы, связанные с воспитанием крестников. В дальнейшем Алексей Дмитриевич Старцев быстро разбогател, стал незаурядным коммерсантом и меценатом, крупным сибирским купцом и промышленником. К концу XIX века он был миллионером, построил первую в Китае демонстрационную железную дорогу и типографию, в России ряд заводов и фабрик, много жилых домов.
Алексей Дмитриевич Старцев (1838-1900), купец первой гильдии, промышленник, коммерц-советник
****
А дочь Бестужева Екатерина вышла замуж за чиновника Найдана (Николая Ивановича) Гомбоева, долгие годы возглавлявшего почтово-телеграфную контору русского посольства в Китае. Она дожила до глубокой старости, погибла в 83-летнем возрасте во время известного конфликта на КВЖД в Харбине. Но это, как говорится, уже другая история...
Пасковья Анненкова, 1840-гг.
Сергей Волконский, 1840-гг.
***
Из портретов декабристов и их жён селенгинского периода сохранились лишь два, написанные в сороковых годах Сергея Волконского и Прасковьи Анненковой. Особенно прекрасен Сергей Волконский, спокойное лицо которого подчёркивают внимательные глаза с пристальным взглядом, высокий лоб, оттенённый каштановыми волосами, посеребрёнными сединой. Вместе с тем видна франтоватость, появившаяся у декабриста после освобождения из острога; нарочитую тщательность образу придают кирпичного цвета галстук, жёлтый жилет, светло-коричневый модного покроя сюртук.
Никита Яковлевич Бичурин
***
Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве Иакинф) – российский этнограф, китаевед, переводчик, историк, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Он 14 лет возглавлял духовную миссию в Пекине. Автор работ по истории и этнографии монголо- и тюркоязычных народов (по китайским источникам), истории, культуре и философии Китая.
Агния Никитична Старцева (урождённая Сабашникова), 1848 год.
Марфа Никитична Кондинская (урожденная Сабашникова), 1848 год
***
Портрет Марфы Никитичны Кондинской поражает проникновенным взглядом черных глаз; прекрасны волосы, платье, обращает на себя внимание свободное положение руки. Знатоки утверждают, что в этой работе Николай Александрович достиг подлинной вершины исполнения.
Мария Беттихер, урождённая Трапезникова, начало 50-гг.
****
На этом портрете запечатлена дочь Петра Николаевича Трапезникова – Мария Петровна Беттихер, вдова капитана корпуса инженеров путей сообщения И.Ф. Беттихера. Изображена она на фоне лесного пейзажа вместе с дочкой, у которой в левой руке кукла в красном платьице. Как всегда, тщательно выписан белый кружевной воротничок и белые широкие кружевные манжеты. Мария Петровна скончалась в возрасте тридцати трех лет в 1854 году.
Илларион Сергеевич Сельский, 1853 год
****
Заказы для строящегося селенгинского собора также стали большим подспорьем для Николая Бестужева. ...Николай расписал алтарь и написал образа для новой церкви в своем городе (А.Е. Розен). В Кяхтинском соборе он реставрировал иконы, написанные итальянскими мастерами. В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, одна из последних работ мастера написанная на холсте маслом, которую он писал уже будучи слепым. Но найти её мне не удалось.
Скончался Николай Александрович Бестужев в Селенгинске 15 мая 1855 года. Это были тяжёлые для России дни Севастопольской обороны. Брат Михаил вспоминал: Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал: Скажи, нет ли чего утешительного?
За годы пребывания на каторге и в ссылке Николаем Бестужевым было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири. Однако почти все заказные портреты кисти Бестужева, которые хранились в домах иркутян, сгорели во время сильного пожара в в городе в середине XIX века, уцелело всего несколько, представленных выше. Портреты купцов Трапезниковых хранятся у их потомка, профессора университета Болеслава Сергеевича Шостаковича и бережно передаются из поколения в поколение.
http://pro100-mica.livejournal.com/196185.html