-Метки

Царское село Ювелирное баклажаны блюда в горшочках булочки вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясо овощи ораниенбаум павловск первые блюда петергоф печенье пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия православие пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соль с добавками соусы специи творог флоренция цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 47141
Комментариев: 3296
Написано: 57809


Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 3.

Понедельник, 07 Сентября 2015 г. 22:26 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 3.

Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью..., часть 3.

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Последняя часть рассказа о художнике-декабристе Николае Александровиче Бестужеве посвящена его пребыванию на поселении, куда он с братом Михаилом прибыл в сентябре 1839 года. Ещё в острогах они мечтали попасть в Селенгинск, заштатный городок в Забайкалье, куда их влекла жажда активной трудовой жизни. Бестужевы считали, что именно здесь они смогут найти применение своему трудолюбию и изобретательности. Кроме того, из Селенгинска было рукой подать до городов Верхнеудинска, Нерчинска, Кяхты и Иркутска. Сверх того для удобств самой жизни этот город хорош тем, что пользуется прекрасным климатом на берегу величественной реки, изобилующей рыбой (Михаил Бестужев) 

Николай БЕСТУЖЕВ
Рисунок с утраченного акварельного автопортрета 1840-гг.

***

О том, как выглядели Бестужевы в первые годы на поселении, можно судить по рисункам с их утраченных акварельных портретов начала 1840 годов. Лицо у Николая Александровича было чрезвычайно выразительное, особенно профиль, что он хорошо знал, и потому свой портрет сделал так, что он срисовывает себя в зеркало, в котором виднелся в профиль, а рисовался в 3\4 оборота. Он имел отчасти орлиный нос, высокий лоб, тонкие губы, выдающийся подбородок и чрезычайно подвижные черты лица, придававшие ему особенную занимательность и вполне выражавшие его многосторонние способности, которыми он умел услаждать свое заключение и сохранить себя морально и физически. (Антон Штукенберг)

Михаил Бестужев, начало 40-гг.
Рисунок с утраченной акварели Николая Бестужева 1840-гг.
***
Михаил был моложе брата лишь на девять лет, но выглядел чрезвычайно молодо. Это подчёркивали все их друзья. Кто Вас видел, говорят, однако ж, что Вы, подобно нашему брату, постарели, а Михаила Александрович все молод; прошу ему пожелать от меня не торопиться нас догонять. (из письма С.П. Трубецкого Николаю Бестужеву, 1846 г.)
 
В Селенгинске братья сначала поселились в доме купца Дмитрия Дмитриевича Старцева, а затем переехали к купцу Никифору Григорьевичу Наквасину. Семья Наквасиных отнеслась с большим радушием к Бестужевым. Братья отвечали им взаимностью, Михаил Александрович стал воспитателем и учителем их единственного сына 9-летнего Гриши.

 

Гриша Наквасин, 11 августа 1840 года
***
 
А Николай Александрович выполнил портреты семьи. Портрет Гриши был одним из первых детских портретов, написанных на поселении. К сожалению, через месяц после его написания, мальчик утонул, купаясь в реке Селенге. Убитые горем супруги, не чаявшие души в сыне, решили покинуть Селенгинск и продали принадлежавший им дом Бестужевым. 
 
Местные власти периодически разрешали Николаю Бестужеву выезжать в Кяхту для написания портретов. Занятия живописью на поселении служили ему единственным средством к существованию. Впервые художник побывал в Кяхте в конце 1840 – начале 1841 года, где за три с лишним месяца выполнил несколько десятков акварельных портретов, заработав достаточно значительную по тем временам сумму. В Кяхте он занялся рисованием портретов. Дело шло вначале туго: все как-то дичились писать свое обличье. Но когда сняты были портреты с двух-трёх модных дам и львов Кяхты, когда все увидели, что на портретах они изображены не только похожими, но даже лучше настоящего, – все как будто вздурились. Мода взяла свое, и брат в короткое время заработал порядочную сумму, потому что обладал даром рисовать скоро и очень похоже. (Михаил Бестужев) Но, к сожалению, на данный момент эти портреты утрачены.
 
Однако эта поездка получила большой резонанс. Слухи о художнике разнеслись по всей Сибири, вплоть до её отдаленных уголков, посыпались заказы. За мужской портрет платили 100 рублей, за женский – 150. Бестужевым удалось выбраться из нищеты, не только отремонтировать купленный дом в Cеленгинске, но и помочь матери, которая почти разорилась из-за недорода, царящего в ее деревне. Надо сказать, что не все бывшие друзья декабристы отнеслись к этому с пониманием. И если, например, Мария Волконская писала, что Николай Бестужев вынужден рисовать портреты, чтобы жить, то Иван Пущин писал не без осуждения: Бестужев пишет портреты, берет за них с купцов от 100 до 300. Кажется можно бы и подешевле брать за свободное искусство Это побудило живописца написать статью О живописи и коммерции.

Пётр Дмитриевич Трапезников с внучкой, 1841 год
Копия Калмынина с утраченной акварели Николая Бестужева 

***

В конце 1841 года художник, заготовив запас кистей и красок, ватмана и бристольской бумаги, отправился на заработки в столицу Восточной Сибири Иркутск, где пробыл около года. К самым богатым и известным семьям этого города принадлежали Трапезниковы, купцы 1 гильдии и владельцы золотых приисков, предки которых обосновались в Иркутске еще во второй половине XVII века. Возглавлял этот род Пётр Дмитриевич Трапезников, отец нескольких дочерей и сыновей. 

Никанор Петрович Трапезников, 1841 год
Копия маслом Николая Климова с утраченной акварели Николая Бестужева

Филипп Петрович Трапезников с женой, 1842 год

Аграфена Ивановна и Николай Петрович Трапезниковы, 1842 год 
***
На портрете Николаю Петровичу около 73 лет; он написан уверенной рукой зрелого мастера. Художник умело схватил и передал характерные черты. Скупыми штрихами, немногими прозрачными и легкими мазками он создал полноценную акварель, реалистически и ярко выписал характер (С.В. Шостакович) Ещё более выразителен и одухотворен портрет Аграфены Ивановны, которая была на тридцать лет моложе своего мужа. К сожалению, иллюстрация не цветная, на самом деле Аграфена Ивановна изображена в сиреневом платье в талию, которое отделано пуговицами, обтянутыми той же материей и расположенными по вертикали в три ряда. Тщательно выписаны двойной кружевной платок тонкой работы и покрывающий волосы легкий кружевной чепец с лентами брусничного цвета, собранными около ушей в небольшие банты, а также коричневая шаль. 

Пётр Николаевич Трапезников
***
Портрет сына Николая Петровича Трапезникова от первого брака Петра Николаевича, выполнен гуашью. Он был старше своей мачехи Аграфены Ивановны на пять лет, ему было уже около пятидесяти. Хмурый взгляд и неприветливость богача подчёркивает фон портрета, воспроизводящий грозовое небо.
 
За время пребывания в Иркутске и его окресностях Николай Александрович написал семьдесят два портрета, согласитесь, это огромный и достаточно изнурительный труд. К сожалению, до нас дошла лишь небольшая часть заказных работ. Вовсе не сохранились портреты, исполненные им в семьях декабристов, живших в деревнях близ Иркутска.

Аграфена Никаноровна Сукачева, урождённая Трапезникова, 1842 год

Платон Петрович Сукачев, 1842 год

Никита Александрович, Александра Михайловна и Степан Никитич Наквасины

Сережа Баснин, 1842 год
***
Портрет сына известного иркутского купца Василия Баснина Серёжи, был написан Бестужевым с пятилетнего ребенка, лежавшего на смертном одре. Мальчик изображен в светлой рубашечке с с розовым поясом в виде шнура, темными волнистыми волосами, большими карими глазами, на протянутой руке сидит белая бабочка. Родители хотели видеть мальчика на портрете весёлым, улыбающимся, чудно-милым малюткой. Но, как писал отец, это было как бы изящнейшее мраморное изваяние величайшего художника. Портрет писал Николай Александрович Бестужев (брат известного русского писателя Марлинского) уже с усопшего...
 
Оторванный на протяжении долгого времени от художественной жизни страны, Николай Бестужев в Иркутске смог по гравюрам и литографиям познакомиться с шедеврами русской школы живописи последних лет, в частности с нашумевшей в своё время картиной Карла Брюллова Последний день Помпеи, вызвавшей у него восторг.

 

Леонид Немировский, 1843 год
***
На поселении Николай Бестужев познакомился и подружился с ссыльным поляком в Сибири Леопольдом Немировским, также живописцем, который был прикреплён в качестве художника к петербургской комиссии, исследовавшей Восточную Сибирь и Камчатку. Ниже несколько работ Немировского. 

Озеро Байкал. Скала Малая Колокольня в Бухте Песчаной. 1840–1850 гг.
Леопольд НЕМИРОВСКИЙ

Якутка и бурятка
Леопольд НЕМИРОВСКИЙ
***
Однако вскоре из столицы пришла горькая весть о том, что император Николай I запретил всем находившимся на поселении декабристам, без особого на то в каждом отдельном случае разрешения из Петербурга, выезжать далее, чем за пятнадцать верст от места поселения. Затем последовал ещё один приказ, запрещавший писать портреты декабристов. Это было связано с появлением в Сибири поручика Давиньона, который при помощи нововведения – дагерротипа – снял портреты со многих поселенцев из числа государственных и политических преступников, которые наводнили крупные города, так как портретируемые пересылали их своим родственникам в европейскую часть России. Эти запреты резко ухудшили положение Бестужевых, лишив их хорошего заработка. Эта мера лишает нас всякой возможности помочь самим себе в таких худых обстоятельствах. Право, не знаешь чему более удивляться – милостям ли правительства, которые как дождь на нас льются, или тому, как не надоест этому правительству возиться с нами... (Михаил Бестужев, сентябрь 1843 года)

Фердинанд Богданович Вольф, масло
***
В своих воспоминаниях Михаил Бестужев называет брата очень хорошим живописцем не только акварелью, но и масляными красками. Освоением живописи маслом Николай Александрович начал заниматься в 1843-1846 годах, чему способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, подарок от генерал-губернатора Иркутска Руперта – полный прибор для письма масляными красками, с изобильным запасом и безвыездное нахождение в Селенгинске. В-вторых, резкое ухудшение остроты зрения, как результат семнадцатилетнего напряженного труда над акварельными портретами, зачастую в сложных условиях: Иногда я занимаюсь живописью масляными красками; акварель, которую очень любил и в которой порядочно усовершенствовался, я оставил с тех пор, как надел на нос очки (из письма к Рейнеке); Гляжу в очки, потому что глаза очень притупились; рисовать водяными красками не могу (из письма к Трубецкому). А, в-третьих, просьба жителей Селенгинска расписать алтарь и образа в новом соборе города, построенном в 1846 году на их средства.

Яков Дмитриевич Казимирский 
Плац-майор в Петровском заводе, позже начальник корпуса жандармов в Иркутске и Омске
***
Достоверно дошли до нашего времени 4 работы Николая Бестужева, написанные маслом: автопортрет и портрет Михаила Бестужева (точные копии из находящхся в основном собрании, на которых он учился), портреты Фердинанда Богдановича Вольфа и Якова Дмитриевича Казмирского, остальные утрачены. 
 
На поселении Бестужевы быстро сблизились и подружились со своими степными соседями бурятами. Николаю Александровичу импонировали их дисциплинированность и исключительное трудолюбие, любовь к ближнему и бескорыстная помощь в нужде и несчастье, честность, почитание старших, гостеприимство, любовь к домашнему очагу. Бурят – и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо. Буряты отвечали братьям взаимностью. Старики нас любят и уважают, – писал Михаил Бестужев. Николай Александрович делал зарисовки из кочевой и полукочевой жизни бурят, их быта, одежды внешнего и внутреннего вида тесных, дымных войлочных юрт, писал лица старых и молодых, женщин с кубунчиками (детьми) на руках... А также запечатлел природу Забайкалья: могучие горные хребты, широкие долины, бескрайние степи. Все материалы были переплетены в тёмнокоричневый кожаный альбом. Существует ли он теперь, увы, не знаю...
 
Кроме того, Николай Александрович жил гражданским браком с буряткой Дулмой Сабилаевой, прозванной на русский лад Душа. У них родилось двое детей: Алексей и Екатерина. Дабы оградить своих детей от произвола властей и мнения общества, обеспечить им приличное будущее, Николай Бестужев записал Алексея и Екатерину на имя их крёстного отца – селенгинского купца и друга Дмитрия Дмитриевича Старцева, который после смерти Николая Александровича взял на себя все заботы, связанные с воспитанием крестников. В дальнейшем Алексей Дмитриевич Старцев быстро разбогател, стал незаурядным коммерсантом и меценатом, крупным сибирским купцом и промышленником. К концу XIX века он был миллионером, построил первую в Китае демонстрационную железную дорогу и типографию, в России ряд заводов и фабрик, много жилых домов.
Алексей Дмитриевич Старцев (1838-1900), купец первой гильдии, промышленник, коммерц-советник
****
А дочь Бестужева Екатерина вышла замуж за чиновника Найдана (Николая Ивановича) Гомбоева, долгие годы возглавлявшего почтово-телеграфную контору русского посольства в Китае. Она дожила до глубокой старости, погибла в 83-летнем возрасте во время известного конфликта на КВЖД в Харбине. Но это, как говорится, уже другая история...
 

Пасковья Анненкова, 1840-гг. 

Сергей Волконский, 1840-гг.
***
 
Из портретов декабристов и их жён селенгинского периода сохранились лишь два, написанные в сороковых годах Сергея Волконского и Прасковьи Анненковой. Особенно прекрасен Сергей Волконский, спокойное лицо которого подчёркивают внимательные глаза с пристальным взглядом, высокий лоб, оттенённый каштановыми волосами, посеребрёнными сединой. Вместе с тем видна франтоватость, появившаяся у декабриста после освобождения из острога; нарочитую тщательность образу придают кирпичного цвета галстук, жёлтый жилет, светло-коричневый модного покроя сюртук.

 

Никита Яковлевич Бичурин 
***
 
Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве Иакинф) – российский этнограф, китаевед, переводчик, историк, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Он 14 лет возглавлял духовную миссию в Пекине. Автор работ по истории и этнографии монголо- и тюркоязычных народов (по китайским источникам), истории, культуре и философии Китая.

 

Агния Никитична Старцева (урождённая Сабашникова), 1848 год.

Марфа Никитична Кондинская (урожденная Сабашникова), 1848 год
***
 
Портрет Марфы Никитичны Кондинской поражает проникновенным взглядом черных глаз; прекрасны волосы, платье, обращает на себя внимание свободное положение руки. Знатоки утверждают, что в этой работе Николай Александрович достиг подлинной вершины исполнения.

Мария Беттихер, урождённая Трапезникова, начало 50-гг. 
****
 
На этом портрете запечатлена дочь Петра Николаевича Трапезникова – Мария Петровна Беттихер, вдова капитана корпуса инженеров путей сообщения И.Ф. Беттихера. Изображена она на фоне лесного пейзажа вместе с дочкой, у которой в левой руке кукла в красном платьице. Как всегда, тщательно выписан белый кружевной воротничок и белые широкие кружевные манжеты. Мария Петровна скончалась в возрасте тридцати трех лет в 1854 году. 

Илларион Сергеевич Сельский, 1853 год
****
Заказы для строящегося селенгинского собора также стали большим подспорьем для Николая Бестужева. ...Николай расписал алтарь и написал образа для новой церкви в своем городе (А.Е. Розен). В Кяхтинском соборе он реставрировал иконы, написанные итальянскими мастерами. В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, одна из последних работ мастера написанная на холсте маслом, которую он писал уже будучи слепым. Но найти её мне не удалось. 
 
Скончался Николай Александрович Бестужев в Селенгинске 15 мая 1855 года. Это были тяжёлые для России дни Севастопольской обороны. Брат Михаил вспоминал: Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал: Скажи, нет ли чего утешительного?
 
За годы пребывания на каторге и в ссылке Николаем Бестужевым было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири. Однако почти все заказные портреты кисти Бестужева, которые хранились в домах иркутян, сгорели во время сильного пожара в в городе в середине XIX века, уцелело всего несколько, представленных выше. Портреты купцов Трапезниковых хранятся у их потомка, профессора университета Болеслава Сергеевича Шостаковича и бережно передаются из поколения в поколение. 

 

http://pro100-mica.livejournal.com/196185.html

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

 

 

Рубрики:  История России - Декабристы и их жёны
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку