Цитата сообщения TimOlya
Николай Александрович Бестужев, овеянный гениальностью...Часть 1.
Николай Бестужев, овеянный гениальностью...Часть 1.
Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.
Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине
Автопортрет (1837-39 гг.)
Николай БЕСТУЖЕВ
****
Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.(Автор)
Александр Федосеевич Бестужев,Портрет работы В. Л. Боровиковского (1806)
Прасковья Михайловна Бестужева ,Портрет работы В. Л. Боровиковского (1806)
***
Николай Бестужев родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий, – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.
Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814-15 гг.
****
В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.
Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823-24 гг.
Николай БЕСТУЖЕВ
****
После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.
Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год
***
Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.
Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий, в которой изображались морские сражения.
В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.
Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ
***
В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.
Портрет Любиви Ивановны Степовой
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год
***
По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.
Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ
****
Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.
Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова
***
По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.
Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ
****
Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает, – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.
Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ
***
Откуда краски, спросите вы(Автор). Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.
Иван Абрамов
Андрей Ентальцев, Александр Бригген
Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов
****
А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.
Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов
Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)
***
В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.
По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.
Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года
Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год
***
Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.
Пётр Иванович Фаленберг
****
Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.
Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год
****
В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой - шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.
Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
***
На стене висит уже знакомый нам портрет отца - Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.
Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год
****
Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.
Юлиан Люблинский, 1828 год
***
Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.
Сергей Трубецкой, 1828-30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.
Иван Пущин, 1828-30 гг.
***
Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828-30 гг.
***
Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.
Василий Ивашов, конец 1820 годов
Иван Шимков, конец 1820 годов
Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год
Александр Бестужев, 1828-1830 годы
***
Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...
Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829-1830 гг.
Вид Читы, снятый из-под горы, 1829-1830 гг.
****
Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке.
Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год
***
По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)
Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.
Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829-1830 гг.
****
В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.
Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829-30 гг.
***
Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829-1830 гг.
Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.
****
В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.
Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.
Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 гг.
Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829-1830 гг.
****
Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны
Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829-1830 гг.
Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829-1830 гг.
***
А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму.(Н.В. Басаргин.)
Читинский острог. Чёртова могила
Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829 – 1830 гг.
Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата - участника восстания Семёновского полка
Река Чита - место купания декабристов, 1829-30 гг.
Берега реки Ингоды в Чите
****
Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.
Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году.
Продолжение следует.....
http://pro100-mica.livejournal.com/194958.html