-Рубрики

 -Метки

Царское село Ювелирное Юнна Мориц баклажаны блюда в горшочках вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка вышивка крестом гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пикник пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46678
Комментариев: 3285
Написано: 57300


Ожившая богиня. Клео де Мерод.

Суббота, 04 Февраля 2012 г. 23:20 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова

Ожившая богиня. Клео де Мерод.
 

1 (376x551, 26Kb)
...Сначала - была старая-старая фотография-открытка в старинном альбоме моей самарской приятельницы Лидии Васильевны. Как все пожилые люди, Л.В. очень любила вспоминать свою молодость - а вспомнить ей было чего (и как-нибудь я решусь об этом написать - в память о яркой женщине, красавице, несмотря на преклонный возраст, гордой и доброжелательной одновременно). Мои редкие,но многочасовые набеги в её дом на окраине старой Самары превращались в настоящий праздник для меня - я листала старинные книги, смотрела пожелтевшие от времени фотографии и вся превращалась в слух. Хозяйка дОма потчевала меня вкуснейшей домашней выпечкой с восхитительно приготовленным чаем, налитым в старинный фарфор, - и, рассказывая, смотрела на меня из-под густых тёмных бровей блестящими, молодыми чёрными глазами - эти же глаза, как бы повторяясь в зеркале времени, смотрели на меня и с большого живописного портрета в тяжелой раме над её головой - там Лидия Васильевна была изображена в полном расцвете своей смуглой красоты; величавую осанку и роскошные плечи подчеркивали пышные меха широкого золотисто-коричневого палантина...но я отвлеклась.
- Мне очень нравится Ваша причёска,Наташа. Такую носила моя мама, и во времена её молодости эта причёска называлась "Клео де Мерод", - сказала мне как-то Л.В.
Действительно, в этот день для 1980-го года я выглядела необычно - я заплела свои длиннющие тёмно-каштановые волосы на ночь в мелкие косы, а утром уложила волнистые пряди на прямой пробор и на уши, зашпилив тяжёлый пучок на затылке. Результат понравился мне самой; полукружья волос на ушах облагородили не совсем правильный овал моего лица и придали ему что-то даже изысканное. Изысканно-изящным было и произнесенное Л.В. название причёски. А моя старшая приятельница уже доставала из большого альбома старую фотографию-открытку. От красоты изображённой на ней молодой женщины с - да! - похожей на мою причёской просто захватывало дух. Внизу старинной открытки была надпись - "Cléo de Mérode"...

...Сейчас, разглядывая многочисленные фотографии и портреты восхитительной Клео, я не могу точно вспомнить, какой была ТА открытка в альбоме Л.В. - по-моему, всё же вот такой... ... - или вот такой :

-но не в этом суть. Но что-то в этом лице, во взгляде огромных глаз, в пленительной грустной полуулыбке просто как магнитом тянуло узнать, - кто она такая, эта самая Клео де Мерод?..

"Природа, в колдовском смешав сосуде
Блеск золота, рубинов, снега, роз,
Ваш образ создала, что в мир привнес
Красоты, о каких не знали люди."
Камоэнс

... Итак, знаменитая красавица, талантливая танцовщица и звезда Belle Epoque родилась 27 сентября 1875 года в знатной, но обедневшей бельгийской (точнее, голландской) дворянской семье ван Меродов. Принадлежность к аристократии не помешала её отцу, Карлу Фрейхерру фон Мероду, стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.

Уже в самом начале учёбы в Парижской национальной балетной школе юная Клеопатра-Диана обратила на себя внимание любителей балета (и не только балета) своим необыкновенным изяществом, пластичностью, воздушной грацией и безупречной красотой - но не холодной красивостью мраморной богини, а трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства.

В одиннадцать лет (после трёхгодичного обучения) она начала профессиональную карьеру балерины, а в тринадцать лет её избрали для выступления в "Choryhée" - одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже. Именно для этого спектакля она и придумала описанную выше и простую, как всё гениальное, необычайно к ней идущую причёску(носила распущенные волосы или делала бандо (незавитые и ненапомаженные волосы связывала на затылке в пучок и закалывала), ставшую, как бы сказали сейчас, её брэндом.

Правда, в то время очень сильно муссировались слухи о том, что находчивая красавица специально придумала такую причёску, чтобы скрыть некий дефект одного из её ушек. Но разного рода слухи и обвинения преследовали Клео де Мерод - как любую яркую личность - всю её очень долгую, почти столетнюю жизнь. Тем не менее пресловутая прическа, отразившись на тысячах фотооткрыток, вошла в обиход хорошеньких женщин всего мира. Впервые в истории мода стала единой и обошла весь мир. Не только все знатные женщины Европы стали делать себе бандо. Когда в конце XIX века в Москве открылся первый универмаг - «Мюр и Мерелиз» (сегодняшний ЦУМ) - все кассирши были в прическах а ля Клео де Мерод.

...А слухи и сплетни о красавице росли как снежный ком - ВМЕСТЕ С ЕЁ НЕСЛЫХАННОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ. В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать, роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии. Он не был ни меломаном, ни балетоманом - но очень любил хорошеньких актрис. Красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные волосы и огромные глаза потрясли старого ловеласа - ничего подобного до этого он не видал. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, которые Леопольд подарил балерине.

В своих позднейших мемуарах Клео признает только этот факт, а сам роман с королём полностью отвергает - но весёлые французы и бельгийцы уже называют короля(который, кстати, был на 38 лет старше Клео)"Клеопольдом" и приписывают ему и красавице всяческие личные безумства.

Хотя королю и льстило эти слухи, Клео очень сильно протестовала против них и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.

...Король вел сверхсекретные переговоры с Францией по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Он был безоговорочно восхищен красотой балерины, вот и придумал визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что "по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод".

Но до отречения дело все-таки не дошло, зато Франция кое-что выиграла от королевской страсти. Когла монарх задумал сделать для ее страны какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. И в 1900 году была открыта линия Парижского метрополитена, построенная на средства бельгийского короля.Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый "роман" Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Но...как же это может быть - такая красавица, танцовщица, "звезда" - и с безупречной репутацией?! и без скандального романа?! Естественно, падкие до сплетен обыватели предпочли поверить слухам и "жёлтой прессе"...
...А Клео между тем покоряла всё новые и новые страны. Выступала в Гамбурге, Берлине, Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке.

На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы».

Фотопортреты танцовщицы в огромном количестве разлетались по миру - сама того не зная, Клео де Мерод стала одной из первых великих фотомоделей, объектом для подражания многих женщин, идеальной мечтой многих мужчин.

Но её личная жизнь была глубоко скрыта от публики, что порождало домыслы - один нелепее другого. Она НИКОГДА не позировала обнажённой - хотя её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале ХХ вв.



Тем не менее скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген). Клео плакала, протестовала, даже судилась, но доказать ничего не могла.

Картина Карлоса Васкеса "Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года"

При этом она продолжала танцевать, а в 1896 году журнал «Иллюстрасьон» избрал её царицей красоты из 130 современных красавиц.

Но её главной страстью был Танец - и красавица покоряет мир всё новыми и новыми композициями. Её гастрольным поездкам несть числа. Настоящий фурор она произвела и в России.

В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клеопатра возвращается в Париж. Она получает много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалась самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже. Униженная, возмущенная, она немедленно покидает Париж, перебирается на свою родину в Биарриц, чтобы уже больше никогда не вернуться в Париж.

Но она все же продолжает танцевать. Клео де Мерод участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой Мировой войны, желая поднять боевой дух тех, кто защищал страну.

В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме "Frauen der Leidenschaft". В Вене ее красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта, их отношения позднее стали сюжетом фильма Рауля Руиса "Климт" (2006 год, в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Берроуз):

В середине XX века знаменитая писательница Симона де Бовуар опубликовала свою книгу «Второй пол», в которой многих дам полусвета, Клео в том числе, назвала гетерами. Клео подала в суд на писательницу за оскорбление личности и выиграла процесс. Ведь она никогда не спала с мужчинами из-за денег, а только по любви.
Она оставалась в Биаррице до самой смерти в 1966 году. Клео прожида долгую, насыщенную жизнь, оставив после себя Мемуары (Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, 1955 (переизд. 1985)).

Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

И хотя ей так и не удалось избавиться от сплетен о своем прошлом, она остается одной из самых красивых и талантливых женщин того времени, звездой арт-нуво.




источник
Рубрики:  Искусство.Балет и опера.
Искусство.Мода.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку