-Рубрики

 -Метки

Царское село Ювелирное Юнна Мориц баклажаны блюда в горшочках вишня выпечка выпечка не сладкая выпечка с вареньем выпечка с фруктами вышивка вышивка крестом гатчина грибы декабристы десерты дети развитие детям вязание дома москвы дома питера женщина в истории живопись журналы по вязанию заготовки здоровье история россии история руси италия кабачки картофель кекс кексы кефир клубника кремль куриное филе курица легенды и мифы лепешка лицеисты мода мороженое москва музеи россии музыка мысли мясной фарш мясо овощи ораниенбаум павловск петергоф печенье пикник пирожки питер питер пригороды пицца пончики поэзия пригороды питера пушкин а.с. романовы романс россия рыба салаты сгущенное молоко секреты вязания спицами слава россии соусы творог флоренция хлеб цветы черешня чтобы помнили школа гастронома шоколад яблоки в тесте

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Басёна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2011
Записей: 46678
Комментариев: 3285
Написано: 57300


Сервиз для русской императрицы.Часть 1

Суббота, 29 Октября 2011 г. 19:31 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Сервиз для русской императрицы.Часть 1.





Часть 1

Чесменский дворец и история бытования сервиза с зеленой лягушкой.

В 1777сервиз был размещен в Кекерекексенинском дворце, построенном архитектором Юрием Фельтеном. 'La Grenouillere' (фр. - лягушачье болото) - так называла дворец Екатерина, выполнял роль придорожного - царский двор имел обыкновение там останавливаться по дороге из столицы в летнюю резиденцию Царское Село.


Чесменский дворец.Архитектор Юрий Фельтен.1777

24 июня 1780 новый каменный дворец получил название Чесменский - в честь годовщины победы русского оружия над турками в бухте Чесма в Эгейском море. Тогда же была освящена церковь, построенная неподалеку по проекту того же архитектора в 1777-1780. Чесменский дворец и церковь были самыми ранними неоготическими постройками в окрестностях Петербурга.


В 1774 в Чесменский дворец прибыл портрет короля Георга и королевы Софии-Шарлотты кисти Натаниэла Данса, за этими произведениями последовал портрет Георга, принца Уэльского, и его брата Фредерика, впоследствии графа Йоркского. Это была копия портрета, написанного в 1777 для Букингемского дворца, заказанная в 1778 Бенджамину Уэсту королем Георгом в качестве подарка Екатерине II. Эта картина также разместилась в Чесменском дворце. Несомненно, помимо чисто художественных и просветительских, русская императрица в своем собирательстве преследовала и политические цели.
Так, для Чесменского дворца императрица заказала Ричарду Бромптону программный портрет-картину, где были представлены ее внуки Александр и Константин. Картина, исполненная между двумя русско-турецкими войнами, должна была показать непоколебимость российской политики. Портрет, с которого Бромптоном было исполнено несколько авторских реплик, насыщен множеством деталей, имеющих глубокий аллегорический смысл, связанный с политикой Екатерины на Востоке и победами империи в русско-турецкой войне.

Посетителей привлекала коллекция живописных портретов в полный рост, запечатлевших правящих королей и королев стран Европы и членов их семей (включая Екатерину II). Портретная галерея занимала центральную залу и десять прилегающих к ней комнат.
В верхней части стен находились барельефы Федота Шубина, изображавшие всех русских правителей и монархов от Рюрика до Елизаветы Петровны.


Ричард Бромптон (Richard Bromton)
Портрет Екатерины II. 1782

Во времена Екатерины II центральная круглая зала служила местом собраний членов Ордена Св. Георгия, возглавляемого императрицей. В зале находился трон, обитый красным бархатом с золотым шитьем. Перед троном, на покрытом бархатом столе, стояла знаменитая Чесменская чернильница, выполненная из золоченой бронзы и украшенная эмалью.


Чесменская чернильница. Барнабе-Августин де Мальи. Золоченая бронза, слоновая кость, эмаль. Конец XVIII
Чернильница предназначалась для украшения Чесменского дворца.

В настоящее время чернильница принадлежит коллекции Эрмитажа. В ранних описаниях дворца, относящихся к 1782, впервые упоминается Сервиз с зеленой лягушкой как одна из его достопримечательностей. Существует несколько свидетельств тому, что сервизом пользовались по особым случаям.


Натаниэль Данс
Портрет Георга III. 1773


Так, в 1777, когда король Швеции Густав III посещал Россию под псевдонимом графа Готланда, он присутствовал при закладке Чесменской церкви. На последующем после церемонии обеде "стол был накрыт с использованием фаянсового сервиза".
Посол Англии в Петербурге Сэр Джеймс Харрис (впоследствии Лорд Малмсбери) также видел сервиз и описал его в письме к своему отцу, датированном 3 июня 1779. Еще раз сервизом пользовались, когда австрийский император Йозеф II посетил Петербург под именем графа Фалкенштейна. Император отметил своим присутствием освящение Чесменской церкви. Кроме того, сервиз упоминается в дневнике польского короля Станислава Понятовского.


Натаниэль Данс. Портрет Софии-Шарлотты. 1773

После кончины Екатерины II в 1796 Чесменский дворец пустовал. Сервиз был забыт и оставлен в тех трех буфетах, в которых он хранился при жизни императрицы. В 1799 император Павел I распорядился о передаче дворца в ведение Собрания Ордена Св. Иоанна Иерусалимского для размещения в нем финансируемой Орденом больницы. Однако эти планы оказались неосуществимыми, т.к. специальная комиссия нашла здание абсолютно непригодным для нахождения в нем медицинского учреждения.


Александр I

В 1812 при императоре Александре I круглая зала на первом этаже дворца превратилась в церковь, и именно здесь, в течение некоторого времени, пребывали останки Александра I на пути из Таганрога, места его гибели, к месту захоронения в Петропавловской крепости в С.-Петербурге.


Бенджамен Уэст (Benjamin West)
Портрет Георга, принца Уэльского и принца Фредерика, герцога Йоркского. 1778

Летом 1827-1828 во дворец переселились молодые девушки из благотворительного института, а два года спустя был издан указ о приведении дворца в соответствующий его статусу вид. За этим последовал ряд донесений о состоянии здания, одно из которых указывало на необходимость замены старых ветхих буфетов, в которых находился веджвудский сервиз. 21 апреля 1830 было вынесено решение о превращении дворца в приют для ветеранов, и сервиз был вскоре перевезен в Петергоф.


Английский дворец в Петергофе (не сохранился)
К.К. Шульц по Д.Д. Мейеру.Литография. 1850

Новым его домом стал Английский дворец в Петергофе, построенный на территории Английского парка в конце XVIII, в тот период, когда многочисленные дворцы и усадебные дома возводились в пределах и окрестностях Петербурга.
В это время интерес к культуре Англии был огромен, и в 1779 для того, чтобы разбить английские сады в Петергофе, из Англии был приглашен известный садовник Джеймс Мидерс. Само здание дворца, спроектированное по заказу Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги, было строгим и внушительным.
На протяжении всего XIX века дворец использовался для различных целей, в частности, там размещались жилые помещения дипломатического корпуса. В 1820-х гг., еще до того, как туда был доставлен сервиз, во время пребывания царского двора в залах дворца проходили парадные обеды для дипломатов. Дворец также являлся излюбленным местом для проведения званого чая.
В 1860-х годах некоторые его помещения занял Комитет Петергофского приюта для ветеранов, а в период с 1885 по 1917 в здании размещался придворный хор. В 1885 в период больших реставрационных работ во дворце была произведена инвентаризация, где большую часть составленных списков представляла опись Сервиза с зеленой лягушкой.


Ричард Бромптон. Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. 1781

Дальнейшие события из истории сервиза связаны с именем английского исследователя Джорджа Уильямсона, чьи отношения с русским императорским двором привели к возрождению интереса к этому забытому памятнику.
Джордж Чарльз Уильямсон (George Charles Williamson) , доктор литературы, кавалер ордена Почетного легиона, художественный эксперт, известный как знаток миниатюры и редактор "Словаря художников и граверов Брайена" (англ. название), автор многих книг о прикладном искусстве был первым, кто начал изучение истории сервиза.
Отправным пунктом для этого послужил интерес доктора Уильямсона к Бург Хаусу в Хемпстеде (Burgh House in Hampstead) - дому, которым его семья владела с 1906 по 1924 (в настоящее время выставочный центр и местный исторический музей).
Собирая информацию о здании, Уильямсон наткнулся на виды Хемпстеда в книге Уильяма Хауита "Северные высоты Лондона" (William Howitt. Nothern Heights of London, 1869) со ссылкой на русский сервиз, и у него возникла идея отыскать этот самый сервиз. Однако в то время считалось, что ансамбль уже давно утрачен.


Каталог Фирмы Веджвуд с посвящением императрице Марии Федоровне. The Wedgwood Museum Etruria. Etruria. Stoke-on-Trent. March, 1909
Внизу поставлены личные подписи директоров Фирмы Джозайя Веджвуд и сыновья, limited: Лоуренса Веджвуда (Lawrence Wedgwood), Сесила Веджвуда (Cecil Wedgwood), Френсиса Гамильтона (Francis Hamilton)

Обращения в администрацию фирмы "Веджвуд" и к российским чиновникам оказались безрезультатным. Однако убежденность д-ра Уильямсона в том, что поиск нужно продолжить, заставила его обратиться к самому императору Николаю II. В результате, сервиз был воскрешен из забвения и выставлен в великолепной витрине в Английском дворце как одна из его центральных достопримечательностей.


Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре. Худ. Д. Доу.
Между 1825 и 1827 гг. Государственный Эрмитаж

В результате последующих обращений к императору и вдовствующей императрице Марии Федоровне 34 предмета знаменитого сервиза были представлены фирме "Веджвуд" для экспонирования на юбилейной выставке 1909, посвященной 150-летию деятельности керамического предприятия Джозайи Веджвуда. Представитель фирмы "Веджвуд" и потомок великого керамиста Джозайи Веджвуда Фрэнсис Веджвуд лично вывозили экспонаты из России.


Титульный лист книги Джорджа Уильямсона, посвященной истории Сервизас зеленой лягушкой
George Williamson The Imperial Russian Dinner Service, 1909


Каталог Бентли (Bentley) из книги Дж. Уильямсона
George Williamson The Imperial Russian Dinner Service, 1909

В 1912 ряд предметов сервиза экспонировался на выставке фирмы "Веджвуд" в Академии художеств в Санкт-Петербурге, в том же году, 22 сентября 1912, его основная часть была передана Эрмитажу, за исключением тех экземпляров, которые находились во дворце Коттедж, летней резиденции вдовствующей императрицы Марии Федоровны в парке Александрия в Петергофе. Эти предметы воссоединились с остальным сервизом в 1921.


Светлов Матвей. Страницы из книги Достопамятности Чесменского дворца. СПб, 1782

Сервиз с зеленой лягушкой пережил две эвакуации. Первая была предпринята временным правительством Керенского, когда в 1917 сервиз перевезли в Москву вместе с частью коллекций Эрмитажа. В 1921 предметы вернулись в Петроград. Во время Великой отечественной войны сервиз снова был эвакуирован, на этот раз на Урал в Свердловск (Екатеринбург). В 1945 сервиз целым и невредимым вернулся в Государственный Эрмитаж, где он занял свое место "одного из самых знаменитых европейских столовых сервизов", являясь жемчужиной коллекции декоративно-прикладного искусства музея.

***

Рубрики:  Искусство.Стекло,фарфор
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку