Пленница судьбы.
Анастасия Вяльцева.
Кажется, чего же такого привлекательного может быть в творчестве певицы, которая родилась в далёком 1871 году, а выступала с 1897 года по 1912-й?
С тех пор появилось много разных музыкальных жанров, стилей, исполнителей и групп, и качество звукозаписи ушло далеко вперед.
Но из-за некоторого "упрощения" пения,...
* * *
До сих пор ведуться споры: кем же была Анастасия Вяльцева -
«жрицей пошлости» или «Чайкой русской эстрады»?
/Из источника - Грандмастер Владимир Рогоза/
* * *
Однажды известный цирковой борец Иван Поддубный шутя заявил:
«В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева».
И значительная доля правды в этой шутке была.
Девушка из крестьянской семьи, начинавшая трудовую жизнь в мастерской дамских нарядов, стала одной из самых известных женщин в России. На её концертах всегда были аншлаги. Граммофонные пластинки с песнями в её исполнении расходились громадными тиражами. Если добавить, что была она не только талантлива, но и красива, обаятельна, добра и счастлива в семейной жизни, получится просто сказочный персонаж, а не живая женщина. Жизнь её и на самом деле была удивительна.
Анастасия родилась 1 марта 1871 года в слободе Алтухово, расположенной недалеко от Трубчевска (сейчас это Навлинский район Брянской области)
в крестьянской семье. Но в деревне практически никогда не жила. После смерти отца семья перебралась в Киев, и для девочки началась трудовая жизнь. Она успела поработать ученицей в мастерской дамского платья, продавщицей минеральной воды, помощницей горничной в гостинице на Крещатике,
а в 13 лет ее приняли статисткой в балетную труппу. Танцовщица из нее не получилась, и Анастасия перебралась в оперетту.
В 1893 году её приняли в труппу петербургского Малого театра, где она пела в хоре, иногда ей доверяли маленькие, даже не второстепенные, роли.
Все круто изменилось, когда ее взял под свою опеку петербургский адвокат присяжный поверенный Н. Холева, известный в столичных светских кругах как завзятый меломан. Он познакомил Анастасию с музыкальным педагогом Станиславом Сонки, который стал с ней заниматься постановкой голоса. Затем оплатил ее занятия с преподавательницей консерватории Е. Цванцигер и прекрасным певцом И. Тартаковым, а также поездку в Италию,
где с Вяльцевой поработал профессор Марти.
Помог подобрать репертуар, основу которого составили романсы и народные песни, создать сценический образ и организовал благожелательные рецензии в прессе после первых сольных выступлений. Стоит отметить, что Анастасия быстро научилась умело себя подавать прессе,
а ее фотогеничность и доброжелательность снискали ей расположение газетчиков.
Но в столице еще помнили Вяльцеву как второстепенную опереточную певицу, поэтому для ее «раскрутки» Холева выбрал Москву.
Дебют Вяльцевой на сцене московского театра «Эрмитаж» публика встретила с восторгом. В России родилась новая «звезда эстрады». Вскоре Вяльцеву знала вся Россия, она стала самой высокооплачиваемой эстрадной певицей, получая за концерт до полутора тысяч рублей – деньги по тем временам огромные. Подобными гонорарами мог похвастаться только Шаляпин.
Для гастрольных поездок Вяльцева заказала в Бельгии салон-вагон с удобными апартаментами, кухней, ванной и помещениями для прислуги. Её концерты проходили с неизменным успехом, зачастую она не составляла для них программы, а исполняла песни своего репертуара только по просьбе публики. В ее исполнении звучали романсы «Уголок», «Признание», «Мой костер», «Какая ночь», «Забыты нежные лобзания», которые восторженно встречались публикой. Не меньшим успехом пользовались и народные песни
«Тройка», «Гони, ямщик», «Калинка», «Чайка».
С легкой руки газетчиков ее саму стали называть «Чайкой русской эстрады». Всего же в ее репертуаре было более 300 произведений.
Мнение критиков о ее творчестве разделилось. Так, Л. Пальмский писал: «Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного
Ф. Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха, как Анастасия Дмитриевна Вяльцева». В тоже время другие критики ее не жаловали, называя «жрицей пошлости». А самый известный российский критик В. Стасов, особенно не любивший Вяльцеву, в приватных разговорах
и письмах даже использовал для характеристики певицы и её репертуара непечатные выражения.
Для большинства же российской публики
она оставалась любимой певицей.
Высокие гонорары позволили ей приобрести поместье у графов Игнатьевых и недвижимость в Петербурге, активно заниматься благотворительностью. Совместно с Шаляпиным и Собиновым она участвовала в благотворительных концертах в поддержку экспедиции Седова к Северному полюсу.
Сложилась и личная жизнь певицы. В нее влюбился гвардейский офицер Василий Бискупский, роман перерос в нечто более серьезное. Когда Василий был тяжело ранен на Русско-японской войне, Вяльцева прервала гастроли и уехала сестрой милосердия на Дальний Восток в госпиталь, где лечился возлюбленный. После войны они тайно обвенчались. Когда о женитьбе стало известно в полку, Бискупскому пришлось уйти в отставку.
Брак гвардейского полковника с певицей
из крестьян офицерское собрание полка одобрить не могло. Но, похоже, молодых это не очень-то и смущало.
К сожалению, их счастье было недолгим.
*
*
*
В декабре 1912 года Анастасия серьезно заболела, врачи нашли у нее рак крови. Самые современные для того времени способы лечения давали только временное облегчение. Вяльцева стала готовиться к смерти, заранее составив завещание, по которому передавала свои доходные дома Петербургу для устройства больницы и приюта для детей, и расписав процедуру похорон.
Но то, во что вылились ее похороны, она даже не могла предположить.
Скончалась «Королева русского романса» 2 февраля 1913 года. Хоронить ее вышел весь Санкт-Петербург: около 150 тысяч человек шли за усыпанным белыми цветами гробом по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.
Часовня на могиле "Чайки русской эстрады"
Похоронили Анастасию Вяльцеву недалеко от могилы Веры Комиссаржевской, установив над местом ее вечного упокоения небольшую часовенку.
Давно уже нет в живых прекрасной певицы,
но все так же волнующе и страстно продолжает звучать ее голос.
* * *
Для петербуржцев
имя Анастасии Дмитриевны Вяльцевой....,
знакомо и дорого."
*
|