"Если бы я знал эти вещи раньше, тогда и жизнь сложилась бы по-другому, но я благодарен за то, что понял их хотя бы сейчас, ведь жизнь пожилого человека может быть чудесной, а путевкой в один конец, как многие считают". Сегодня я хотел бы поделиться летним интервью с Петром Матфеевым о том, как он принял одинокую старость и стал бороться за свое счастье в почтенном возрасте семидесяти четырех лет. (прим. восемьдесят два на момент интервью)
"Нужно принять одиночество и не цепляться за людей, чтобы начать жить" ✔️
«Разница между молодостью и старостью в опыте. Старик все еще познает жизнь, но он делает это размеренно и мудро, в то время как молодой мчится на встречу опыту галопом. Из-за этого часто возникает разрыв между детьми и родителями: одним хочется посидеть, остановить момент и окунуться в него, а другим нужно бежать - разный ритм жизни и приоритеты. Это совершенно нормально, но часто приводит к ощущению одиночества и даже брошенности. Дети, дай Бог, навещают раз в неделю, а то и в несколько раз реже, невольно поднимается вопрос: "А что же делать все остальное время?". Жить от звонка до звонка неохота, а найти хорошую компанию среди ровесников проблематично: сложно слушать какие-то советы, когда многое повидал за жизнь и взгляды уже сформировались, хочется легкого человеческого разговора, а люди любят давать советы и рассуждать о чужой жизни. Да и что не разговор, то упаднический: больше жалуются, чем радуются - такая среда изнашивает психику».
«Дальше, по-моему опыту, у людей всего два пути: либо они все еще продолжают жить от встречи до встречи с родней, а время наедине с собой у них серое и угрюмое, либо они начинают осознавать, что единственный путь - научится жить с самим собой и перестать сетовать на одиночество. Одиночество в старости - данность жизни, никто не будет сидеть дни напролет и развлекать вас, молодежь пытается угнаться за своей жизнью. Сейчас я легко могу отличить счастливого старика от несчастного: счастливый чем-то увлечен, чем-то занят, интересуется. Хоть рыбалкой, хоть пешими походами или пением - чем угодно, но увлечен. Счастливым людям есть чем заняться, они перешагнули через эту стену одиночества и взялись за свою жизнь. Я хоть и поздновато это понял, но все-равно очень этому рад».
"Большинство проблем идет из головы" ✔️
«Мозг - настолько мощная штука, что мы не всегда умеем им нормально управлять. Мы здорово умеем раздувать проблемы, переживать и всячески создавать преграды для счастья в жизни. Иногда мне казалось, что я делаю это слишком хорошо! А старику, поверьте, есть чем загрузить голову: от того, сколько осталось жить и дум о том, можно ли было прожить жизнь иначе, до мыслей о одиночестве, ненужности и том, что все уже кончено и нужно лишь подождать своего часа. Именно мы сами, а не мир вокруг, создаем эту неутешительную картинку у себя в голове, думаем о чем-то плохом - это отравляет жизнь настолько, что сковывает: весь день проходит в этих мыслях, а минутка покоя - глоток свежей воды. Именно поэтому меня тянуло пообщаться с кем-то, мысли заглушить».
«Но со временем я начала замечать, что наибольшие неприятности приносят не реальные события или проблемы, а моя голова, думающая о них целые дни напролет! Я дал себе слово записывать каждую проблему, которая тревожила меня, в тетрадь и стараться забывать о ней. Чудо ждало меня через год: открыв ее, я рассмеялся. Рассмеялся, потому что понял, что прожил этот год счастливо лишь потому, что выкинул из головы ненужные думы: большинство вещей так и осталось простым страхом, записанным в тетради: они никак не повлияли на мою жизнь. Те вещи, которые и так должны были случится, прошли для меня гораздо легче, потому что я не думал о них лишний раз. Тот год прошел у меня здорово: и я понял, что самые большие проблемы - внутри, а не снаружи».
"Старость - это не остатки после пиршества молодости" ✔️
«Я какое-то время полагал, что старость - это задворки жизни, остатки после пиршества молодости. Это сильно удручало меня: просмотрев хорошие, ценные для меня фотографии своей молодости, где я молод и красив, у меня поселялось щемящее ощущение того, что так уже не будет, что все лучшее уже произошло. Это длилось до тех пор, пока меня однажды не прошибло: а если все лучшее произошло, то зачем все это? Может уж на покой пора? Меня, признаюсь, напугал ход таких мыслей, такого "таракана" в своей голове поселять не хотелось. Я взглянул на ситуацию с другой стороны: что мне доступно такого, что недоступно молодому? И оказалось, что многое».