-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чекалин_Владимир

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2011
Записей: 3143
Комментариев: 2962
Написано: 8172


ДУША КОРАБЛЯ

Воскресенье, 15 Мая 2011 г. 23:37 + в цитатник
Цитата сообщения Songwolf Вот ведь как бывает...


ДУША КОРАБЛЯ

То, что моряки одушевляют свои корабли, — это объяснимо, и в этом нет ничего необычного. Но корабли, оказывается, если ве­рить старым морякам, могут любить друг друга, равно как и нена­видеть. Я сначала улыбнулся, когда услышал, что «Аврора» была влюблена в «Олега», что у них был свой «корабельный роман».

«Олег» и «Аврора»... Они родились на одной и той же верфи — Нового Адмиральства. Она — постарше, он на год младше. Впер­вые встретились они в феврале 1905 года у острова Мадагаскар, когда «Олег» догнал свою белоснежную стройную красавицу, ушедшую с Тихоокеанской эскадрой раньше его. В Цусиме приня­ли они свое огненное венчание.

 

РУКОЮ ОЧЕВИДЦА. «Лихо, отважно вел себя наш головной ко­рабль «Олег», — писал в воспоминаниях старший судовой врач «Авро­ры» В. С. Кравченко. — Он не прятался за броненосцы, не избегал стрельбы, а сам первый торопился начать ее. Заметив приближение крейсеров, он тотчас же шел им навстречу, вдвоем с «Авророй» на десятерых, и схватывался с ними на контркурсах. От окончательно­го расстрела «Олега» и «Аврору» спасла быстрота и частая смена ходов: мы сбивали этим неприятеля, не давали ему точно пристреля­ться. За весь бой верная «Аврора» ни на одну пядь не отстала от своего флагмана. Один раз, когда «Олег» почему-то вдруг сразу за­стопорил свои машины, «Аврора» вышла вперед в сторону неприятеля и грудью прикрыла «Олега». (В Маниле всеведущие японцы припомнили авроровцам этот момент.) Около четырех часов с «Олега» стали кричать в рупор и семафорить: «Мина! Мина!» Впереди полевой сто­роне наш курс пересекала мина... «Олег» успел положить руля, «Авро­ра» — нет: все замерли на своих местах, глядя на приближавшуюся по поверхности воды мину. Нас спас хороший ход. Мину отбросило обратной волной, и все видели, как она прошла вдоль судна в двух са­женях от левого борта».

Борт о борт пережили они тоску полуплена в знойной Маниле. Вместе вернулись на родную Балтику. Вместе сожгли не одну тон­ну угля на германской... После Октября «Аврора» ушла в Кронш­тадт и встала там на долгий отдых в старой Военной гавани. «Олег» охранял покой возлюбленной в дозорах у Кронштадта. Там, у Тол­бухина маяка, он и погиб от английской торпеды. «Аврора» взяла на память о верном спутнике его якоря, которые носит и доныне. А когда, очнувшись от долгого сна, она впервые вышла в море, то не захотела уходить от могилы суженого. В этом и в самом деле было что-то мистическое.

РУКОЮ ОЧЕВИДЦА. «Этот выход запомнился мне на всю жизнь, — писал командир «Авроры» в 20-е годы Л.А. Поленов, — осо­бенно эпизод при проходе фарватера около погибшего крейсера «Олег»...

Подходим к затонувшему «Олегу». И вдруг совершенно неожидан­но, без всякой причины, крейсер, миновав «Олега», круто покатился влево.

— Стоп средняя машина! Обеим бортовым полный назад!..

Остановились вовремя, обойдя на циркуляции «Олега». Подошли почти вплотную к зюйдовым вехам, ограждающим отмель. Звоню по телефону в машину. В первый момент мне показалось, что механик остановил левую машину без моего разрешения и крейсер бросило вле­во. Оказалось, что нет. Начинаю работать машинами назад и кладу лево руля, чтобы выйти задним ходом на фарватер. Выхожу хорошо. Ложусь на створ и опять даю передний ход. Машины работают ров­но, руль по показателю перекладывается как следует, но, несмотря на это, опять, пройдя «Олега», крейсер катится влево на то же мес­то. Опять даю назад, выхожу, как в первый раз, задним ходом на фарватер. Даю ход вперед, теперь уже кладу право руля. Машины, средняя и левая, работают вперед, правая остановлена. И опять вы­лезаю к тем же зюйдовым вехам. Уж не «Олег» ли мстит за отня­тые у него якоря?

Был момент, когда показалось, что поломаю винты на заднем ходу — начинало ветром наносить на «Олега». Долго мы бились на том «заколдованном» месте.

Все выяснилось после тщательного осмотра руля. Оказывается, от сотрясения разъединилась шестерня, соединявшая головку руля. Никто этого не заметил. Головка руля вращается, а руль не перекладывает­ся. Поправили это очень быстро, и все пошло как полагается».

Я пришел к «Авроре» в сумерках. Крейсер стоял на «мертвых якорях», и от этой вечной его стоянки веяло чем-то музейно-скорбным. Высокая зеленая ватерлиния яснее ясного говорила, что угольные бункера пусты и что корабль уже не корабль, а действи­тельно памятник, такой же бездвижный, как если бы его сразу от­лили из бронзы.

— Встать к борту! — громыхнула вдруг стальным человечьим голосом «Аврора». — Флаг и гюйс — спустить!

Бодро закурлыкал горн. Едва полотнища коснулись матросских рук, как «Аврора» вместе со всеми кораблями дважды Краснозна­менного Балтийского флота зажгла якорные огни. И тут я заме­тил, как из средней трубы курилась рыжеватая струйка дыма. Корабль жил! Правда, горели топки лишь вспомогательных кот­лов, но вот колокола громкого боя во всю свою звонкую мочь созывают авроровцев на учения по борьбе за живучесть. По суббо­там, как и на всех кораблях флота, на «Авроре» расплескивает свои струи большая приборка...

То, что на легендарном крейсере правится флотская служба, впечатляет не менее, чем медь памятных досок. Это тоже своего рода Вечный огонь... Пока на корабле есть команда — жива его душа.

Особая судьба этого корабля даровала ему пережить всех своих собратьев и недругов. Пережил он и своего безвестного мичмана, младшего артиллериста, начинавшего на крейсере свою долгую одиссею.

В конце концов они оба — и человек, и корабль — вернулись в свой город, а в сорок первом оба встали в общий строй... «Аврора» била из Ораниенбаума по фашистским самолетам точно так же, как по японским крейсерам в Цусиме. И все события этого романа укладываются в жизнь одного корабля, ибо все это, в сущности, было недавно — и тогда, и сегодня. Мы все современники по два­дцатому веку.

 

 

Н. Черкашин "Кровь офицеров"

Рубрики:  Флот и армия (серьёзно)
История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку