У Бога всё как всегда просто. |
У Бога всё как всегда просто.
Завтра, 3 июня будет день смерти знаменитого европейского екзистенциалиста ХХ века Франца Кафки. Он умер моим ровесником. В 40 лет.
Самое главное в жизни любого человека, это найти Бога и постараться не потерять Его по пути. Нашёл ли Франц Его? Вероятно, даже при жизни, в её трагическом конце он подошёл очень близко к пониманию того, Кто же и Что есть Бог. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику Максу Броду сжечь без исключения всё им написанное. Макс завещания не исполнил.
В кафкианских произведениях читатель видит, как правило, характерные для него и для его времени безысходность и абсурд. Бесконечное хождение мысли и героев очень ярко выражены в «Замке». Роман так и остаётся незаконченным, а главный герой остаётся ни с чем в своём неутомимом титаническом, и, становящемся полубессмысленным желании, добраться таки до недосягаемого начальства и решить свою участь простого землемера. Вероятно этот сюжет может в какой-то степени являться проекцией того, как Франц Кафка искал в своей жизни истину и Бога. Казавшиеся ему, вероятно, неким недосягаемым начальством, а данный утомительный поиск совершенно бесплодным и нескончаемым. Дай Бог, когда они всё же встретились, Бог принял Его. Ведь тот жест, который был выражен Францем в завещании, говорит об очень многом.
Человек ищет Бога всю свою жизнь. И в тот самый момент, когда этот поиск прекращается, нетрудно заметить, что душа его как будто умирает. Впадает в некую духовную кому. Возможно ли как нибудь и каким нибудь определённо пронзительным моментом воскликнуть,- Я наконец нашёл Его! И да. И нет. Ты мог на какую то долю почувствовать дыхание Его. Ощутить аромат великой благодати. Кожей и нутром прикоснуться к этой великой Тайне и Истине. Но… это будет подобно, в лучшем случае, крутящемуся колесу, прикасающемуся только одной своей точкой к дороге, тогда как охватить всю необьятную землю оно будет просто не в состоянии.
Господь явил себя когда-то святому Силуану Афонскому. Явил именно в тот момент, когда Силуан, боримый адовыми силами и почти до смерти истощённый этим борением, с горечью произнёс в сердце своём,- Господи… Ты неумолим. И когда Иисус Христос вышел из иконы навстречу святому, тот почувствовал, что… ещё какое то мгновение и благодать божия просто спалит его.
Что значит искать Господа?.. И что значит – найти Господа?.. И Его ли мы ищем?.. Если заглянуть за риторику данных вопросов можно увидеть много интересного.
Мы, христиане, знаем о том, что Господь может быть в нищем. Он может быть в больном. На удивление Он может оказаться и там, где шуршат богатые одежды и витают изысканные запахи. И всякое сокрушение сердечное, спелёнутое в покаяние, приветствуется Им также, как любящим отцом приветствуется всякий его новорождённый ребёнок. С любовью и лаской. Конечно Он там. Но мы забываем самое главное. Что нет ни места, ни миллиметра ни на земле ни на небе, где бы Его ни было. «…Аз есмь с вами во вся дни до скончания века…» - сказал он перед своим Вознесением. А дальше? А дальше… Дальше, после своего духовного рождения, человек, как это ни парадоксально прозвучит, и идёт Его искать. Прорывая тернии земных попечений, брякаясь то и дело в канавы уныния и греха, запинаясь о вражьи кочки болезненных страстей, он ищет. Кто с тростью-посохом. Кто с путеводителем. Кто с вагоном и маленькой тележкой сопроводительной группы. Кто с чем. Или старательно убегает от Него. И в этом старании превосходит самого себя.
Я спрашиваю себя,- идя к Богу, думая искренне, что я к Нему иду, именно к Нему и ни к кому другому, и каждодневно, вроде бы, пытаясь выискивать Его во всяком мановении места и времени, может быть, я, на самом деле, всё более отдаляюсь от Него? Всё больше впадаю в ту самую пресловутую душевную кому и воспринимаю её призраки и сны за реальную данность?
Когда-то одному подвижнику явилась во сне потрясающей красоты девушка. В её красоте не было совершенно ничего чувственно падшего. Она звала к самым прекрасным порывам духа. И назвалась эта красавица благодатью божией. Так, всю оставшуюся жизнь подвижник искал её в надежде когда-нибудь увидеться снова.
Мы ищем благодать. Ищем Его. Воскресшего на третий день и вознесшегося на сороковой. Но в бесконечных хитросплетениях, подобным кафкианским лабиринтам, чаще всего теряем и смысл поиска и Сам объект. Истово ныряя в святых водах чудотворных источников, прикладываясь к исцеляющим иконам, ставя им горы свеч, исполняя некое, становящееся в воспалённом понимании почти магическим, правило, отматывая десятки и сотни поклонных траекторий… Мы часто отдаляемся всё дальше и дальше от Христа, забывая самое главное. Надо искать Его. Христа, а не то, что давным-давно стало лично для тебя некими атрибутами душевной благостной дрёмы, за которыми Его то ты и потерял. Тогда как со дня твоего крещального рождения Он и был и есть и останется навсегда, до скончания века именно в твоём сердце. Как и обещал перед Вознесением. И всё, что тебе остаётся, это очистить его. Очистить сердце и узреть Христа. И опять найти Его. В сотый раз невольно поймав себя на вырвавшейся из самой глубины фоминой фразе, - Господь мой и Бог мой! Ведь у Бога всё как всегда просто.
Фото из альбома моих замечательных друзей из Перми - Петра и Маши Зорихиных.
Рубрики: | Православие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |