Если вдруг на июньских праздниках вы пропустили новый документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», посмотрите обязательно.
Так получилось, что Парфенов снял лучшее патриотическое и одновременно антипутинское кино, какое только можно себе представить. Формула «Гордимся Россией – значит, любим Путина» внезапно оказывается взломана всего за час с небольшим.
Формально «Цвет нации» к политике никакого отношения не имеет: Парфенов исследует работы русского фотографа Прокудина-Горского, в самом начале двадцатого века за несколько лет до войны и революции объехавшего всю Россию, чтобы запечатлеть ее в редком тогда цветном качестве. Сценарий фильма прост: вот фотография, а вот эти же места в наши дни. Выжило ли то, что казалось вечным? Представляете ли вы такую Россию?
От России на цветных фотографиях начала века захватывает дух. Деревенские модницы в алых и лазурных сарафанах, огромные церкви, уткнувшиеся куполами в небо, дворцы и избы – разнообразнее некуда, ни одной детали одинаковой. И – контрастом – кадры современности, никакой пропаганды, просто те же места сто лет спустя. Зарастающая, уходящая в леса центральная Россия, разрушенные церкви, когда-то взорванные варварами и так никем не восстановленные, мертвые деревни, и лишь изредка – случайно уцелевшие крохи: надпись имени любимой, выцарапанная в камне, избушка, дворец, переоборудованный под курорт. Им повезло.
Нужно просто наложить на фильм Парфенова все, что нас окружает. Показную истерику на тему «Крым – наш». Ширпотребные футболки с Владимиром Путиным, продающиеся в ГУМе. Диванных ястребов, строчащих день ото дня в соцсетях про то, что патриотизм означает убийство всех непатриотов. Кремлевских блогеров, зарабатывающих на жизнь написанием комментариев на тему плохих либералов, не знающих Отечества и уезжающих на майские праздники на шопинг в Милан за новой моделькой Louis Vuitton. Словоблудие власть имущих на тему «государственных интересов», по сравнению с которыми жизни отдельных людей – ничто… И все становится ясно. Ни одному псевдопатриоту нового разлива и в голову не мог прийти простой и изящный замысел – изучить свою страну по фотографиям столетней давности.
Более того, ни один псевдопатриот, требующий введения всеобщих комиссий по надзору за моралью и нравственностью, не придумает себе простое и важное дело: попутешествовать по России нынешней и отснять ее не для инстаграма, а для потомков. Запомнить такой, какая есть. Потому что в ходе этой поездки слишком многое может открыться, слишком о многом придется задуматься – тут одной книгой Бердяева, прочитанной в кратком изложении, не отмахнешься. Не плюнешь уже злобно в сторону поганых интеллигентов, требуя прославления только физического труда и только бюджетников, потому что сложно будет требовать этого, когда в Торжке – былой жемчужине – к вам прямо на остановке подбегут нищие русские дети и будут просить рубль на пропитание. Сложно будет говорить о распущенности либеральных СМИ, глядя на разрушенные церкви и одновременно косясь глазом на «Твиттер» лоснящегося петербургского депутата Милонова, который, конечно, никогда восстанавливать эту церковь не приедет, потому что бороться с «кощуницами» Pussy Riot в Интернете ему милее. Про журналистов я вообще молчу – куда проще сочинять передовицы о том, что «вихри враждебные веют над нами», про Донбасс и США, чем набраться раз в жизни храбрости и задать не лизоблюдский, а реальный вопрос своему губернатору или тому же Путину: когда, наконец, вы начнете восстанавливать то, что сейчас у нас в регионе массово рушится? Почему вы по первой команде из Кремля переводите миллионы из областного бюджета на помощь Крыму, а на ремонт дорог у вас денег который год нет - и не будет? Почему хряки, возглавляющие госкорпорации, рассуждают о патриотизме, прицепив на себя гигантский георгиевский бант, но не забывают выписать себе и всему топ-менеджменту премии в миллионы долларов в то время, как в деревнях голодают русские дети (один мой знакомый, побывавший на Дальнем Востоке во время наводнения, обнаружил в лагерях для пострадавших детей, которые впервые в жизни только в этих лагерях поели досыта)?
Фильм Парфенова дает почву для размышлений и представителям оппозиционного лагеря, пребывающим в последние месяцы в депрессии и ожидающих (не могу назвать эти опасения беспочвенными) появления концлагерей для инакомыслящих в путинской России. Можно ли любить Россию и не любить Путина? Легко. Для этого надо противопоставить советскости – настоящую русскость. С Большим театром, Пушкиным, Лермонтовым, Чеховым, русской глубинкой, адресным меценатством, классической музыкой и богатейшим культурным наследием. Ширпотребным майкам – стиль, показной любви миллионеров к рабочим – уважение к человеку в принципе, лизоблюдству – чувство собственного достоинства, рассуждениям об абстрактных государственных интересах – заботу об интересах конкретных граждан и конкретных городов и деревень, культу насилия во имя Родины – культ любви к Родине.
Модная тема эмиграции у Парфенова в фильме затронута вскользь. Русское кладбище в Париже – и ряды могил с русскими именами и званиями, которые уже мало кто может расшифровать и понять. Тоже – выбор, тоже – итог.