Жостовские подносы |
|
Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного.
Для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и "быстрота рук" мастера.
В сюжетных росписях изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.
Во многих композициях явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", "Розы и птицы" художника Графова, "Осенняя рапсодия", "Розы Гончаровой", "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой , "Осенний букет" Мажаева и т.д. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете, как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно, хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно.
Жостовские металлические подносы разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоемкие операции выполняются на механических прессах. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Специфика работы мастеров Жостова заключается в том, что художник, расписывая поднос, не пользуется натурой. Цветы преображаются по воле и фантазии мастера. С XIX в. в Жостове пишут на черном, синем, желтом и красном фонах. Наиболее распространенным стал черный фон. Крупные цветы, как правило, изображаются в центре и пишутся яркими красками. Мелкие даются по краям: они слегка затемнены и как бы сливаются с фоном. Цветы и листья словно выступают из глубины. Цветовая гамма строится на сочетании красных, розовых, фиолетовых и белых пятен. Между ними - множество тональных переходов при соблюдении цветовых контрастов.
Во время работы над росписью художник сидит на стуле, держа поднос на коленях. Краски на палитре разводятся льняным маслом. Мазок должен быть "долгим", но упругим. Поднос постоянно вращают во время работы, что помогает осмотреть роспись со всех сторон и оценить композицию с разных точек.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с "ЗАМАЛЕВКИ": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. “Замалеванные” подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием "ТЕНЕЖКА" погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.
Затем следует "ПРОКЛАДКА" - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
После этого следует "БЛИКОВКА", то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность.
Последующая операция "ЧЕРТЕЖКА" размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Завершает письмо "ПРИВЯЗКА" – тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, "бликовка" может мягко "сплавляться" с "прокладкой", а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т.д.). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Особое значение в рисунке придается бликам красок. Именно это определяет "почерк" мастера и придает объем, глубину рисунку. Для блика используются особые кисти. Их изготавливают из беличьих хвостов. Кисть собирается вручную, волосок к волоску, который нельзя ни подрезать, ни обламывать. Лак тоже готовится особый. Совершенно уникальный лак в 50-е годы ХХ века изготавливал в Жостове мастер, которого все звали дед Андрей. Он варил лак из смолы капаловой пальмы, привозимой из Саудовской Аравии. Тот лак не боялся ни высокой, ни низкой температуры, покрытые им подносы могут служить не менее ста лет.
Рубрики: | рисование/художественная школа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |