-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юфан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2011
Записей: 8339
Комментариев: 7769
Написано: 20442


Заполярье-2009 (Часть 1)

Пятница, 13 Апреля 2012 г. 12:40 + в цитатник

...как-то вот собрались и поехали.

Сильно маршрутом никто из нас не заморачивался. Нет, конечно поискали в интернете отчеты, фотографии, но конкретного маршрута у нас не было. Едем в Мурманск, а там по обстоятельствам.
В качестве средства передвижения выступала моя 99-я 2000 г.в. с пробегом 160 000 км. Какой-либо подготовкой машины я не напрягался и был искренне удивлен, когда на всякий случай взглянув вечером перед выездом на элементы подвески увидел треснувший краб. Пришлось почти ночью у друга в гараже его менять. Ладно, поехали )



Слегка проспав, выезжаю из родного Павловского Посада. В Лобне забираю Севу и Костю. Это пятница, 19 июня 2009-го года. Время обеденное, и принимаем решение ехать по Рогачевскому шоссе. Кстати, отличный вариант для желающих объехать Ленинградку. На нее выскакиваешь перед самым въездом в Тверскую область.
Ну а далее - прямая дорога в Питер, дорога федерального значения М10 "Россия". Совершенно безликая и серая, и не подумаешь, что связывает две столицы. Основной трафик - фуры. До Торжка идет четырехполоска, далее сужается до трех, причем средняя - реверсивная участками по 400-1300 м. Иногда этого даже не хватает для обгона фуры, а если не успел, то автоматически оказываешься на встречке. Все эти метания по полосам и постоянное высчитывание в голове оставшихся метров до конца реверса (а участки реверса делают почему-то разными и нужно постоянно следить за табличками с зоной действия) сильно, как мне показалось, повышают утомляемость водителя.




За Новгородом четыре полосы возвращаются, жить становится веселее. Уже начинаются сумерки, когда въезжаем в Ленинградскую область. Плотность населения там 16 чел/км², тогда как в Московской - 145 чел./км². Это понимаешь, не зная цифр. Питерская агломерация и близко не стояла с московской.

В Питер въезжаем к полуночи... Это город с самым неадкеватным движением назменого траспорта. Каналы, мосты, односторонние движения, но хит сезона - пересечения двух (!) шестиполосных проспектов в режиме желтого мигающего. Проезжая одно из таких пересечений остановился на разделительной между потоками и услышал сбоку гудок. Повернулся - на меня едет трамвай. Вот и попробуй, будучи на второстепенно проехать дорогу с шестью автомобильными полосами и двумя трамвайными линиями. Причем в желтый мигающий с наступлением ночи уходят почти все светофоры. И город погружается в анархию ))) несмотря на все трудности, нашли в этом городе оба искомых дома.

Я много раз был в Питере - и зимой, и весной и летом, и в Новый Год, но так получилось, что ни разу не попадал в белые ночи. Напомню, это было уже 20 июня. Один из самых длинных дней в году. то что внизу на фотографии - это не вина фотоаппарата, так действительно выглядело небо. Можно, конечно, свалить все на тучи, пасмурное небо и так далее... как бы там ни было, белые ночи в Питере - это миф, придуманный производителями сувениров =))





Время - второй час ночи, на одометре почти тысяча километров. Остаемся ночевать у Игоря.

Просыпаемся к обеду и к трем часам-таки выезжаем. Ныряем под КАД'овскую эстакаду и вот он - первый указатель на Мурманск. Уже не помню точно, цифра чуть меньше полутора тысяч. На Мурманке - проливной дождь, ни черта не видно. Километров через пятьдесять отличная четырехполосная магистраль превращается в две полосы разбитого асфальта. Позже убедимся, что на федералке М18 "Кола" (Санкт-Петербург - Мурманск) самые разбитые участки в Ленинградской области.

Даже здесь, куда немецкие войска не дошли  - эхо войны. Неподалеку, по льду  Ладожского озера проходила  Дорога жизни. Рядом с памятником  "полуторке" - памятник неизвестному шоферу.

День первый. Москва-Питер.






Часикам к четырем успешно выезжаем из зоны дождя в залитые солнцем луга. Впередиидущая иномарка резко дает по тормозам, я не успеваю и, вылетев через прерывистую на встречку обхожу паровозик из пяти-шести машин. Локомотивом - Жигули, которым не в лом ехать 40 км/ч на отличном участке. Костя улыбается: "А как мы их всех!". И тут взмах волшебной палочки. Оказалось, что там был специально установленный для таких случаев знак "Обгон запрещен". Может быть и "Жигули" специально заточенные под эту конкретную задачу ))) Первая фраза инспектора - "Все вы, москвичи, куда-то торопитесь". Вашу мать, какое отношение 150-й регион имеет к Москве? Почему регистрация моей машины в 150-м регионе для всех них - повод содрать с меня побольше? В машине ГИБДД, на шиномонтаже, в автосервисе? Почему этот долбанный 150-й номер региона обязывает собеседника начинать каждую вторую фразу словами "Вот у вас, москвичей...". Ну это лирика. О следствиях разницы в уровне жизни в разных регионах страны. ну а там, в гибддшной девятке я лишаюсь прав. Начало, безусловно, хорошее. Но, интересная вещь, здесь, дома, я бы рвал волосы на голове, но в тот день уже через полчаса у меня было отличное настроение. хм, такая вещь, дорога )) А  тем временем ко мне домой отправляется повестка  из судебного участка  г. Лодейное Поле ))

Сам город стоит на судоходной реке Свирь. Вообще  близ Ладоги много широких полноводных рек, названия которых  почти никому у нас неизвестны .


На выезде из Лодейного Поля - разводной мест. Ферма центрального пролета поднимается в горизонтальном положени.

Едем дальше. Традиционно самая жесть на границе областей. На последние 3-5 километров областные власти откровенно забили и фуры там ползут со скоростью 10-15 км/ч. Но вот за растяжкой "Республика Карелия" происходят чудеса - идеальнейший асфальт, идеальнейшая разметка, аккуратно покрашенные придорожные столбики. Как две разных страны. Наверное, отчасти это связано с "придаточным" положением Ленобласти. К чему дороги в Карелию, когда область - трудо- и рекреационно-ресурсный придаток Питера?


В Карелии встречаем на обочине красный Москвич 77-го года выпуска с 51-м мурманским номером. Умерла система зажигания. Берем на трос и тащим ) Первые метры еду осторожно, но карельские дороги просто источают флюиды качества и безопасности и я сильнее топчу тапку. Упираемся в КамАЗ, который идет свои честные 95-100 км/ч. ...и в повороте на перегруженной машине с москвичем на хвосте по внутреннему радиусу начинаем его обгонять. Увидев ЭТО он дает двойной гудок ))) С "Москвичем" мы прощаемся уже ночью на заправке под Петрозаводском. Там он найдет трамблер и утром поедет домой в Оленегорск.


Ну а нам пора искать место для ночлега. сворачиваем с федералки и через 5 км грейдера выезжаем в какую-то деревню. Почти идиллия - в лесу, в дали шумных дорог, на берегу красивого озера, ухоженные домики... к нам привязывается какой-то сильно подвыпивший местный. Дружественные контакты с пьяными в стельку аборигенами в планы не входили, поэтому быстренько сваливаем оттуда. Время - около двух-трех ночи (кстати, ночи за Петрозаводском действительно белые), сворачиваем на первую же грунтовку и не заморачиваясь с выбором места ставим лагерь прям у нее. Мимо проезжают две машины с громкой музыкой. Ну, думаем, завтра здесь будет хайвэй. Но как ни странно за все следующее утро не проехало ни одной машины. Как выяснилось - это резервный выезд из Кондопоги на М18 - в объезд постов и всех возможных засад. Как удобно, однако )) Этим и объясняются две ночные машины с подвыпившей молодежью.

Первым пунктом сегодняшнего дня - заезд на Кивач. Это единственная втреченная нами за всю поездку попытка реализовать туристический потенциал природы русского Севера. Поворот с М18, 8 километров асфальтированной дороги, 40 рублей за вход - и мы на месте. На месте также толпы туристов из Питера и Петрозаводска, палатки со стандартным набором сувениров,  аккуратные дорожки, палатки с шашлыками и пивом. Кстати о пиве - латинницей Кивач пишется как Kiwas )) Такое ощущение, что посещаешь какой-нибудь Пшадский водопопад где-нибудь под Новороссийском. Только вот северу, с его совершенно нетронутой природой этот шум и метания туристов между палаткой с сувенирами и палаткой с шашлыками совсем не к лицу.


День второй. Питер-Кондопога





Сам водопад очень красив. Вроде как это самый большой равнинный водопад Европы. Коючевое слово здесь - равнинный. Это действительно тихая, спокойная, почти подмосковная река. Севе (а он автор всех фотографий) удалось щелкнуть несколько кадров, куда не попали люди.





Заезжаем в магазин в городке Медвежьегорск и едем дальше - навстречу солнцу )) Впереди - огромные безжизненные пространства. 500 километров карельских лесов на протяжении которых попадается лишь один небольшой поселочек, пост ДПС, несколько заправок. И эта дорога.

Северная Карелия совершенно незаселена и не освоена. Открыв подробную топографическую карту можно увидеть разбросанные по ней надписи курсивом: "ур.", "нежил." и т.д. Отголоски прошлого. Сейчас уже никаких деревень не осталось, жизнь еще теплится в городках и поселках на побережье Белого моря и вдоль железной дороги - Кемь, Сегежа, Беломорск, Лоухи. Непосредственно на трассе стоит лишь поселок Пушной - и это на 500 километров пути! На протяжении этих пятисот километров (а это 6-8 часов езды) природа меняется. Березы становятся все меньше и меньше и растут все чаще и чаще )) На Полярном круге они уже отдаленно напоминают кустарники.

Местами дорога прорубалась в скалах. Обнаженная порода сплошь исписана памятными надписями - как правило это дата и город. После надписей "Хабаровск" и "Ванино" писать "Киса и Ося были здесь" уже не было никакого смысла ))



На траверсе поселка Лоухи - пост ДПС. При столь малом транзитном трафике (несколько машин в час) они тормозят всех иногородних. Гайцы в таких широтах почти не водятся. Лишь небольшие их популяции еще встречаются в районе Мурманска )) А здесь, на М18, даже преставить сложно гаишную засаду с радаром или что-то подобное... От Петрозаводска и до Мурманска есть лишь две точки, где ты повстречаешь представителя власти - пост у поселка Лоухи и пост у поворота на Кандалакшу. Взглянув на мою времянку инспектор утешил меня, сказав, что "сегодня все вы со времянкой за обгон". Что ж, не мы одни попались в Ленобласти ))))



У моста через реку Кемь - Падужемская ГЭС. То есть, прям совсем у моста. Метрах в пятидесяти буквально - затворы ГЭС. Впервые такое вижу. Сразу за мостом - поворот на Белое море к Кеми. Первая мысль - а мы ведь в той самой Кемской волости, которую Иван Васильевич чуть не отдал шведам ))




Почти к полуночи мы добираемся до Полярного Круга. Ну здравствуй, Заполярье! )) Фотографируемся. Снимки сделаны 21 июня в 23:52 и 23:55. В ту самую ночь, когда на этой самой широте солнце так и не зайдет за горизонт. Ну здравствуй, Полярный день! ))





При нас, около стеллы с надписью "Полярный круг" остановилась машина с итальянскими номерами. Все же любознательные они ))

Марш-бросок к Мурманску. Выезжаем от нашей стоянки на Полярном Круге, через пару километров Мурманская область и традиционно смена качества дорожного полотна. Что самое интересное, в Карелии до Медвежьегорска отличнейший асфальт. А вот дальше - с заплатками и ямами, но самое главное - волнами, от чего задняя подвеска нашей перегруженной машины не выдерживает, раскачивается и протирает подкрылки. Но вот после 500 км плохого асфальта - на границе с Мурманской областью 20-километровый участок идеальнейшего полотна. И когда въезжаешь из Мурманской (да и из Ленинградской) области в Карелию на первых же метрах рот открывается и произносит "Вааау". Вот так карельские власти заботятся о своем нимбе )) На посту ДПС у Кандалакши стоит омоновец в бронежилете, каске, с автоматом. Объехать этот пост - невозможно. Один в поле воин... В Мурманской области чувствуется рельеф,объемы и пространства.

День третий. Кондопога - Полярный Круг.

А чуть позже за горизонтом показываются заснеженные сверкающие вершины Хибин. Восторг! "Мда, после Мурманской области в Карелии делать нечего..." - задумчиво произносит Игорь. Мы так их и не засняли. А когда вернемся сюда через неделю, снежных шапок уже не будет. Нам объяснят, что виденное нами - это были последние дни зимы в горах и буквально за неделю снег сошел, оставшись лишь языками и пятнами на черных склонах. Фотографий нет. Но мы-то их видели! Оставшиеся несколько сотен километров до Мурманска нас сопровождают ЛЭП! Они везде! Такого количества их, как в Мурманской области не встречал нигде. В горах их видно за десятки километров и они удачно вписываются в эти красоты. ...и вот он, Мурманск! Вот так выглядят улицы в историческом центре. Вообще, слово "исторический" не очень подходит- парктически все здесь построено после войны. В войну город приобрел важное стратегическое значение - незамерзающий порт , через который шли все грузы союзников. А после войны он стал столицей Арктики, Советского Заполярья, Северного Морского Пути и так далее. Он был действительно столицей для огромных необжитых территорий севера. Нигде в мире люди не живут в таких условиях. За полярным кругом всего лишь шесть городов с населением свыше 50 тыс. человек, причем пять из них - в России, три - в Мурманской области. В конце 80-х население Мурманска приближалось к полумиллиону. Сейчас - 320 000. Википедия утверждает, что лишь Магадан и Грозный в 90-е имели сопоставимую убыль населения. Здание железнодорожного вокзала. На перроне стоит поезд в Анапу. Счастливые люди заносят сумки в вагоны - три дороги и они у теплого моря. На пару недель вырваться к теплу... Вечером в очереди на кассу в магазине передо мной стояла девушка в черном демисезонном пальто до колена. Такие у нас одевают в октябре, но сегодня - 22 июня. А за день до выезда я зашел на Гисметео и посмотрел погоду в Никеле - крайней точке нашего путешествия. 18-го июня там шел снег, температура 0...-2.

Преживший войну город сохранил память о ней. Причем памятники - не стандартные Т-34 с надписью на постаменте "Никто не забыт, ничто не забыто", а довольно интересные монументы и композици. Например, у нас не встретишь памятник жертвам интервенции 1918-1920-х годов или скульптуру в память о совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции.

Но самый впечатляющий памятник войне - это Алёша. Так называют скульптуру мемориала Защитникам Заполярья. Алеша расположен на сопке между центральной и северной частями и виден почти отовсюду, даже с другого берега Туломы. Он смотрит на запад - там четыре года шла оборона Заполярья. Фронт почти не двигался, но война шла. И на памятниках здесь часто пишут "1941-1944".
У Вечного огня - совсем свежие цветы. Второй раз случайно так получается, совпадение дат и мест. Лагерь на Полярном круге мы разбили в ту единственную ночь в году, когда там не заходит солнце. А к мемориалу попали в день начала войны - 22 июня. С сопки открываются потрясающие виды на порт и город. Город просто огромен. На фотографии - только центральная часть города. За сопкой - южная, у меня за спиной - северная.

Шестнадцатиэтажка книжкой - не самое красивое здание, но тем не менее это один из символов города - гостиница "Арктика", расположенная на центральной площади. Сама площадь носит классное название - Пощадь пяти углов. Причем носит его официально.

Взгляд в сторону устья Туломы.

В черте города есть несколько небольших озер. Чуть правее - церковь из состава мемориального комплекса в память о моряках, погибших в мирное время.

Даже она в окружении опор ЛЭП. Если в Мурманской области поражало из количество, то в самом Мурманске удивляет их расположение - опоры высоковольтки стоят чуть ли не на детских площадках. От церкви по аллее спускаешься к символическому маяку. Комплекс был построен уже в 2000-е.
Около маяка пока на черновую поставлена рубка АПЛ "Курск" . Как это выглядело через месяц - смотрите в ЖЖ у Вот такой он, в лучах ночного солнца ))) В первом часу ночи мы уезжаем в сторону Баренцева моря. За эти шесть-семь часов успел влюбиться в этот город... Сюда мы еще дважды заедем - по дороге из Териберки и на пути из Никеля. Так что рассказ дополнится новыми фотографиями.

Выезжаем уже после обеда. Изначально хромавший распорядок дня окончательно добит полярным днем - ложимся к четырем утра. Сегодняшней ночи не было вовсе - солнце так и не село даже за сопки.

День четвертый. Полярный Круг - Мурманск.




Поселок Туманный и село Териберка расположены в 119 км от Мурманска (если быть точным, от поворота с М18). 75 из них - хорошее асфальтовое шоссе. На первых километрах этой дороги - живописное озеро с чистейшей водой. От Мурманска до него - минут двадцать, поэтому в летние дни сюда приезжает на отдых масса горожан. Как следствие - берега завалены мусором. Власти не удосужились поставить пару контейнеров на въезде, жители не удосуживаются увозить (попасть сюда можно только на машине) с собой свой же мусор. Все привыкли.



 

Окружающие пейзажи более чем пустынны - ближе к морю растительность сводится к мху и каким-то низким цветущим травам вроде нашей черники. Пару раз где-то вдалеке показываются многоэтажные дома, которые на фотографиях оказываются брошенными.



На склонах много снега. Конец июня )))




Через час асфальт заканчивается и дорога делится на два направления. Направо - грейдер в Туманный, налево - тот же грейдер в Териберку. Грейдер - грунтовая дорога, отсыпанная щебнем. Больших ям и провалов нет, но вся поверхность - как стиральная доска, при передвижении в салоне все гремит, а магнитофон отказывается читать диски. Мэстные на подобных дорогах спокойно ездят со скоростью 80-100 км/ч, так что получить камушек в лобовое от коренного жителя - не проблема. Проблема в другом - это пыль. На стеклах, в салоне, на одежде, на лице, узором пыли покрыты вещи даже в багажнике. На задних фонарях и крышке багажника - причудливые узоры. Сложная все-таки наука - аэродинамика )



28 июля 1970 года здесь погиб человек.


Дорога несколько раз идет по дамбам - все это водохранилища Серебрянских ГЭС-15 и ГЭС-16.



И вот когда до Туманного остается немного задняя подвеска дает о себе знать - умирает правый амортизатор. Узнаем об этом по запаху жженой резины в салоне - гайка крепления штока то ли открутилась, то ли на кочке сорвалась резьба и корпус аморта тер колесо... Осматриваю все это дело, попутно замечаю, что подкрылки стерлись просто в лохмотья. Собсно, единственная ошибка путешествия - поехать на перегруженной машине. Вот так на обочине и встали...



Выгружаем все и я в одиночку еду в Туманный. Вроде не трет, доехать можно... Доезжаю. Паркуюсь во дворе дома, поднимаюсь на пятый этаж и делаю эту фотографию...





Детство - всегда счастливое, каким бы оно ни было.



Поселок представляет из себя кажется девять пятиэтажных домов, тупо стоящих на открытом пространстве. Если память не изменяет, пять нежилых, в четырех живут люди. Даже в оставшихся жилых домах часть окон забита фанерой. Есть дорожная база - именно эти люди поддерживаю в рабочем состоянии дорогу на Туманный. Можно представить, насколько это тяжело зимой. Кстати, вдоль всей дороги - деревянные изгороди. Ввиду полного отсутствия растительности дорогу зимой просто переметает снегом и эти заборы призваны собирать перед собой сугробы. Процентов на 80 они повалены и разрушены. Что представляет из себя трасса зимой и для какого траспорта она проходима - можно лишь предполагать.

Еще есть школа (вроде как в районе 30 учеников, могу и ошибаться), детский сад, здание администрации (на фото красное), магазин, почта. В отделении почты мне ответили, что междугородный связи две недели уже нет. Уже достав мобильный спросил телефон справочной города Мурманска - они не знают. И это в отделении связи! То есть привет полный.


 




Нахожу молодых ребят, которые продают мне амортизатор от девятки и соглашаются его поставить. Едем в гаражи. Находятся они метрах в пятидесяти от крайней пятиэтажки. Часть сгоревшая, часть полуразрушенные, рядом свалка, вокруг много мусора - зрелище удручающеею. Особенно если вспомнить, что в поселке живут восемьсот человек а до ближайшего населенного пункта 120 километров. Все знают друг друга в лицо (я здесь был три часа и на следующий день на обратном пути заезжали сюда в магазин. Какой-то мужчина подошел и попросил изоленту. И вдруг говорит "Что-то мне твое лицо знакомо, где я тебя раньше видел?". Вот так, засветился чужой человек). Для молодежи главная проблема - полное отсутствие развлекухи. То есть вообще ее полное отсутствие. Пока делали мне аморт, распили бутылку водки. Полагаю, привычное занятие.
В магазине работает просто источающая добро и положительные флюиды девушка. На кассе у нее - расчерченная таблицей тетрадка. В таблице - фамилии жителей, во второй колонке - сумма долга.
Раньше в поселке жители делились на пограничников, строителей ГЭС и работников ГЭС. Сейчас остались только последние. Спросил у парня, какая зарплата - 55-56 т.р. Насколько я понимаю, это единственная причина существования жизни в поселке.
С иронией отношусь к предупреждениям "не отходить далеко" и фразам "здесь столько людей по болотам лежит". Уже по возвращении домой в чьем-то отчете натыкаюсь на интересные сведения. Люди ездили в Туманный, когда на подъездах еще стоял погранпост и пограничники предупреждали быть поосторожнее, не нарваться на бандитов. Может и не врал тот парень.

Ремонт наконец-таки закончен. Тот парень (не помню его имени) обещает показать мне местные достопримечательности. Остальные не едут на своей машине, потому что "мало бензина". Выясняется еще один нюанс - от ближайшей заправки до поселка 125 км. Это 11-12 литров. Еще 12-15 нужно всегда иметь в резерве, чтобы доехать из поселка до города. В итоге заправляясь в Мурманске под завязку в Туманке имеешь в распоряжении литров 15. Поэтому его экономят и привозят с собой в канистрах.

Выезжаем из поселка, проезжаем дамбу и затворы ГЭС-15 и сворачиваем в сторону ГЭС-16. Вдруг парень говорит мне тормозить. Торможу. Выходим, он тычет пальцем в сторону горизонта и почти шепотом спрашивает "Видишь?". Я ни хера не вижу. Ну вот же, темное пятно, чуть выше и левее его, вот там... Это продолжается минут пять или семь. Какой нафиг медведь? Я реально ни черта не вижу, только карликовые берзы в долине реки. Он уже слегка пьян и мне кажется, что он просто решил разыграть заезжего москвича. Я не верю, что здесь есть медведи. Уже дома я найду в интернете запись репортажа программы "Вести" второго канала, где будут кадры медведя в окрестностях станции и сотрудники ГЭС будут рассказывать о том, как часто они их стали встречать около Туманного... Кажется и в этом тот парень меня не обманывал.



Приезжаем на ГЭС-16. Космос. (фото сделаны уже утром Севой, как и большинство других)



Водосброс



Четкой периодичности сброса нет, в среднем раз в месяц, чуть чаще. В эти часы вода поднимается до низа пролетных балок моста.



Водопадик на впадающей неподалеку реке



Русло водосброса. Ессно, не естественного происхождения. Все это вырубалось в скалах. Грандиозный труд.




Ах да, чуть не забыл. ВСЕ знаки по дороге на Туманный расстреляны. Вот, видимо, и ответ на вопрос "Чем заняться вечером в поселке?". Есть еще рыбалка и грибы ))
 




Дорога уходит дальше в пограничный поселок Дальние Зеленцы на берегу моря. До него километров двадцать. Но это уже другая дорога, в более-менее приличном состоянии она поддерживается лишь до ГЭС и нам по ней не пройти.

Утром, заглянув еще разок в Туманку, выдвигаемся в ТерИберку. До нее от ГЭС-16 ровно сто километров грейдера. Опять трясучка, облака пыли в зркале заднего вида, дамбы, водохранилища... Почти как вчера, только вместо Серебрянских ГЭС-15 и ГЭС-16 сегодня - Териберские ГЭС-7 и ГЭС-8.

День пятый. Мурманск - Туманный.





Териберка - древнее рыбацкое село на побережье Баренцева моря, возможно одно из первых русских поселений в этих краях. Расположено оно в устье одноименной реки, через которую кинули автомобильный мост. Складывается ощущение, что этот мост стОит дороже, чем Териберка вместе со всеми жителями. По крайней мере это единственное "фотогеничное" сооружение.



Все остальное можно фотографировать лишь издали. Разваливающиеся сараи, поломанные заборы, гниющие лодки, все это навевает невыносимую тоску и неприятие. Картина куда более печальнее, чем в Туманном. Все село усеяно какими-то обломками прогнивших досок, кусками проржавевшего железа и прочим промышленным мусором. Что самое страшное и бытовым тоже - в старой части его сваливают прям около некоторых домов.






От крайних домов до берега моря - метров двести. Баренцево море!






Рядом со старой Териберкой находится некое Лодейное - то ли отдельный поселок, то ли новая часть села Териберка... В советское время там был небольшой центр рыбного промысла, построили порт, трансформаторную подстанцию, метеостанцию, жилые трех- и пятиэтажные здания. Выглядит все это чуть лучше самой Териберки. Элемент жизни привносят пара судов на горизонте и автомобили в Лодейном.






Три поколения. вся эволюция в одном кадре )))





В Лодейном и Териберке живет тысяча с небольшим жителей. Интересно, о чем я подумаю, когда лет через тридцать случайно узнаю, что Териберка покинута жителями? А это случится когда-нибудь. Нежелание жителей выбросить мусор на свалку, а не у подъезда, покрасить фасад своего дома или убрать двадцать лет ржавеющий под окном остов автомобиля - уже давно реальность. Когда-нибудь и у властей пропадет желание принудительно поддерживать жизнь в этом месте.
Наверное, забираясь так далеко, нужно сделать фото на память на фоне какой-нибудь достопримечательности. И в числе прочих на днях рождения показывать его гостям, поясняя: "Это я на краю земли". Увы, Териберка не то место, кусочек которого хочется увезти с собой на память. У меня было бы гораздо больше приятных воспоминаний, если бы эта красивая дорога заканчивалась морским побережьем.

Ну что ж, прощай и ты, Териберка!




На обратном пути богатство природы с лихвой компенсирует серость Териберки. Это одно из водохранилищ.






Через два часа мы в Мурманске. Заправляемся, закупаемся и берем курс на северо-запад, к норвежской границе. По дороге заезжаем в Абрам-мыс - небольшой поселок на берегу Туломы напротив Мурманска. В поселке мемориальный комплекс (по совместительству небольшой музей авиационной техники на открытом воздухе) с которого открываются отличные виды на город и порт.




В порту атомные ледоколы - весь наш ледокольный флот базируется в Мурманске.



А вот и новый мост через Кольский залив - самый длинный заполярный мост в мире. Действительно, красивый, длинный, четырехполосный )) Но для чего он нужен мы так и не поняли. Мост через Тулому есть в трех километрах выше по течению в городке Кола, причем там он раз в шесть короче. Далее, город находится на одной стороне реки, так что самими мурманчанами этот мост не востребован. А полезен он транспорту идущему в Норвегию и заезжающим сюда машинам из Никеля, Заполярного, Печенги. Это колоссальное сооружение сокращает путь этим редким автомобилям примерно на 6-7 километров, при том, что до Никеля - 200 км, до Заполярного 170, до Печенги 140! Совершенно непонятно. Как позже выяснилось не мне одному. Наткнулся в интернете на забавный текст:

- Ты в Мурманске, если в июне, увидев на часах 12-00, ты щуришься на солнце и сомневаешься во времени суток. Стоя в сугробе.
- Ты из Мурманска, если ты уже рисовал москвичам схему обращения Земли вокруг Солнца чтобы доказать, что полярный день - не вымысел. А вот в полярную ночь они верят легко и с ходу.
- Ты из Мурманска, если россказни петербуржцев про белые ночи вызывают у тебя только усмешку, а название "Пять углов" и вовсе у тебя с Петербургом не ассоциируется.
- Ты из Мурманска, если слово "Кола" для тебя лишь в третью очередь напиток.
- Ты из Мурманска, если, вызвав такси, ты его сначала помогаешь откопать, вытолкать, а потом только едешь. И не требуешь за это скидки от водителя - ты давно в Мурманске.
- Ты из Мурманска, если ты 12 лет ждал открытия моста через залив, а теперь ездишь по нему просто так кататься. Потому что на ту сторону тебе не надо.
- Когда сибиряки рассказывают про пятидесятиградусные морозы, тебе становится неудобно, и ты вовремя вспоминаешь слово "влажность", чтобы сказать, что у нас тоже холодно.




Лагерь разбиваем поздно вечером на берегу озера.




На другом берегу виднеются какие-то постройки. После недолго обсуждения принимаем их за ГЭС (потому что привычно ))), а озеру присваиваем статус водохранилища. Но когда оттуда с ревом взлетела пара 27-х часть из нас засомневалась, что это ГЭС ))) Севина зеркалка с телевиком раскрыла все секреты.




А вот так эти красавцы смотрятся в гугл эарч:



Около часа пять самолетов отрабатывали взлет-посадку - садились, делали небольшой пробег по полосе и не останавливаясь снова взлетали. Пару раз выбрасывали тепловые ловушки, так что вечернее зрелище было с небольшим фейерверком ))


Пасмурное утро, едем в сторону Никеля. Это все еще М18, она же E105 - федералка не заканчивается в Мурманске, а идет до самого пограничного КПП. Много серьезных дыр в асфальте (в парочку влетели), но трассу активно ремонтируют. Может быть к концу года станет достойной дорого. Нынешнее состояние вызывает вопросы - до Териберки и Туманного 85 км отличного асфальта, а вот в Норвегию - колдобины.
Направо к морю уходят ответвления - Ура-Губа, Полярный, Видяево, Гажиево, Снежногорск... Все это закрытые города и поселки и нам туда, увы, не попасть. Вообще в Мурманской области точки свободного выхода к морю можно пересчитать по пальцам. Точнее, по пальцу ))) Это Териберка.
Недоступно очень многое и нам еще повезло с Никелем - еще год назад иногородним туда можно было попасть только по пропускам. Сейчас режим упростили - на КПП показали лишь паспорта. Рядом с КПП - памятник неизвестной пятерке. Установлен, видимо, для устрашения норвежцев - так будет с каждым. Тогда мы забыли ее сфотографировать а на обратном пути пограничник был настолько суров и так внимательно вглядывался в наши лица и паспорта, что мы побоялись доставать камеры )) Фото по моей просьбе сделал одноклубник с Автолады.ру который выезжал похожим маршрутом спустя пару недель.

День шестой. Туманный - Териберка - Мурманск.





Сразу за КПП деревня Титовка. Вообще деревня здесь - крайне редкое явление. Исторически русское население здесь было крайне малочисленным и сосредотачивалось в единичных рыбацких деревнях на побережье (той же Териберке около пятисот лет). Массово же русские пришли сюда в XX веке в связи с развитием порта и добычи полезных ископаемых. В Первую Мировую был основан Мурманск и построена железная дорога, Вторая Мировая стала толчком развития флота и порта, в послевоенные годы массово строились города и поселки при добывающих комбинатах. Отсюда и характер поселений - сплошь города и поселки городского типа. Собственно, Титовка, Териберка и Лапландия - все сельские поселения встретившиеся нам в области. Также отсутствуют как класс столь нелюбимые мною дачи. Их нет в принципе. И связано это, как мне показалось, не только с суровыми условиями севера (хотя и это значимо), но и с "городской" психологией жителей. Они горожане, жители города, им не нужно выращивать рассаду на балконе 16-го этажа.
В Титовке - поворот на грунтовку, ведущую на полуостров Рыбачий. Там - океан, немецкие окопы, сгнившие мосты, ржавые мины... И там же - самая северная точка Европейской части страны. Мы туда не попали. Но очень хочется до сих пор. В зеркале заднего вида в этот поворот ныряют два боевых внедорожника, УАЗик и кажется ЛэндКрузер. Мы их обогнали чуть ранее, обклеенные номерами и экспедиционными логотипами, на грязевой резине, они неторопливо шли по шоссе. Иномарка питерская, а УАЗик - из Подмосковья. Приятно, не мы одни такие психи )) Через несколько дней мы еще раз где-то мельком увидим их.


Мост через Западную Лицу. Здесь проходила граница, здесь она так и не была нарушена.


















Около трассы сохранили пограничный столб.






Память 95-го стрелкового полка и 100-го погранотряда увековечена на немецком и норвежском языках.






Поселок Печенга - бывшая область Петсамо, вошедшая в состав СССР в 44-м. В Печенгу советские войска входили и раньше, в 39-м во время Зимней войны. На въезде - Алеша.










I'm back in the USSR
You don't know how lucky you are, boy
Back in the US
Back in the US
Back in the USSR






Печенга наводнена военными - до границы здесь всего несколько километров, поэтому идущие по улице солдаты в брониках и с автоматами со штык-ножами - обычная картина. В центре - брошенный торговый центр с выбитыми окнами, а вот военные здания (которых в поселке не меньше половины) выглядят очень опрятно.


Как это понимать? У нас - электростанции и металлургические заводы, а вот за красной полосой и пограничным столбом - горы и чистый воздух? так? ))






Немецкое военное кладбище в Печенге. Здесь похоронены двенадцать тысяч горных егерей, летчиков и моряков.









Памятник Солдатам Второй Мировой войны. "Памятник установлен ветеранами альпийских стран. Мы благодарим русских ветеранов за помощь".






На камнях мелким шрифтом с обеих сторон - бесконечные списки немецких солдат. Для каждого из них - полное имя, дата рождения и дата смерти. Как ни прискорбно это осознавать слова "Никто не забыт, ничто не забыто" здесь звучали бы честнее.










Уезжаем. Еще несколько километров после Печенги вдоль дороги будут стоять ангары с БТРами, огороженные колючей проволокой части, сторожевые вышки по углам бетонным заборов и прочие атрибуты пограничной зоны.

 

Никель! Нереальное место! Сильный ветер, я на обочине М18, фотографирую город и комбинат, которые почти у меня под ногами. Там, за озером - Норвегия.
 





Комбинат - просто фантастика! Весь его чувствуешь там, внизу, когда подходишь близко и смотришь снизу вверх на эти колоссальные, покрытые черной пылью сооружения. Чтобы не ошибиться с масштабом взгляните на опоры ЛЭП. А ведь они ближе к фотографу. Комбинат занимает примерно такую же территорию, как и остальной горой. И он, эти две трубы - главная городская доминанта.







Справа - комбинат, слева - город.




Город очень мил. Центральные улицы - сталинская малоэтажная застройка, с эркерами, лепниной и прочими прелестями.
 





















Вид с площади перед кинотеатром "Восход"
 



Даже страшные северные пятиэтажки без балконов выглядят в Никеле нарядно.
 





Запустения и брошенных домов почти нет, но если найти... Пусть в трех окнах пустота - в четвертом живут тааакие люди )))
 









Скальные породы - прямо на городских улицах.






На улицах мало машин - очень тихий и спокойный городок. За озером - другая страна.





По ощущениям горы вокруг Никеля - отвалы отработанной породы. На них вообще ничего не растет. Вокруг комбината все покрыто черной пылью. Норвежцы ("норги", как их здесь называют) очень переживают по этом поводу и выделяют деньги на очистные сооружения комбината. Несколько красивых зимних видов комбината есть в клипе британской группы White Lies "Farewell to Fairground"


"...Goodbye to this dead town, until the ice begins to thaw..."
 

В ЖЖ его вставить не получилось, вот ссылка - http://www.youtube.com/watch?v=LQ0AFriC7

ZM&feature=fvst


Чуть за Никелем - самая крайняя точка нашего путешествия.




На обратном пути заезжаем в Заполярный - еще один небольшой город, связанный с добычей никеля. Административно он подчинен Никелю, хотя по размерам ему не уступает. Город лет на двадцать моложе - он построен в 60-х, как-раз тогда отказались от всех архитектурных "излишеств" и стали строить серые коробки. Здесь нет тех уютных кварталов, которые мы видели в Никеле. Но есть круглосуточно дымящие трубы своего комбината. Добывают открытым карьерным способом.








На обратной дороге льет как из ведра все два часа. Небо беспросветно - сказывается близость океана. Привычная нам логика "ну если ливень, то даже лучше, за 20 минут все выльется" здесь не работает - лить может очень долго и нудно.


С этого дня мы только приближаемся к дому. На завтра - Мурманск и поездка в центр полуострова.

Днем, пока мы спим Сева успевает отснять морской порт, жд-вокзал и свои любимые 677-е ЛиАЗы ))

День седьмой. Мурманск - Никель - Мурманск.





С сопки у Алеши в глаза бросаются составы с углем и горы угля в порту. Вблизи.... До:




и после:





Кстати, о железных дорогах... Остались фотографии электронных табло на вокзале - поезд в Анапу идет 75 часов... Вот так вот, больше трех суток в пути (!) и столько же обратно.
А поезд до Никеля в пути девять с половиной часов, при том, что расстояние чуть больше двухсот километров. Как выяснилось он два часа стоит в Заполярном, где у всех пассажиров проверяют документы, но все равно мне непонятно, каким образом железнодрожникам удается растягивать это удовольствие почти на десять часов.

Заезд по магазинам и мы окончательно уезжаем из Мурманска.

К южной границе города вплотную примыкает городок Кола. Население чуть больше десяти тысяч жителей, пейзаж - мурманский )) Если бы не было дорожных знаков, никто бы и не подумал, что это отдельный город. Тем не менее Кола - самый старый город полуострова. Если Мурманска нет и ста лет, то Кола была основана в 1565-м году и была опорным поселением русских на полуострове. В Коле же появились первые каменные дома и первые церкви.

Вот так героически выглядел этот город триста лет назад на шведской карте, в окружении гор, рек, и не проходимых лесов )) В земле Moscovit'ов лишь два поселения - Кола и русский монастырь в Печенге (Petzinka). Между ними - река Liets - та самая Западная Лица, где через две сотни лет будет проходить рубеж обороны. За карту спасибо ресурсу http://biarmia.narod.ru/, где собрана потрясающая коллекция карт мурманской земли - от средневековых до современных. Кстати, Мурман - древнее слово и на старых картах пишется Moureman. Наряду со словами Biarmia и Kola - одно из обозначений Кольского полуострова..




Сейчас от славного прошлого остались лишь воспоминания.



Современная Кола - город шлакоблочных хрущевок и панельных девятиэтажек, просто еще один район Мурманска.



И лишь отдельные артефакты напоминают о том, что много лет назад...




Выехав на М18 встречаем автостопщика в традиционном наряде - ярких жилетах, светоотражающих полосках на одежде и т.д. Добрался же сюда... )) У него за спиной - призыв пристегнуться. В Мурманской области нет коммерческой рекламы на трассах, но вот социальной - очень много в сравнении с Подмосковьем. Чаще всего просят пристегнуться, на втором месте - просьба ребенка "Папа, не пей".



С М18 по указателю поворачиваем не куда-нибудь, а в Лапландию! )) Ту самую, из мультфильма про Кайта и Геру )


Но там вместо дома Деда Мороза (да хотя бы Санта-Клауса!) - привычная для русского севера картина разрухи. Здесь же проходит железный дублер М18 - Октябрьская железная дорога. Не знаю, останавливаются ли поезда на станции Лапландия, скорее всего нет. Раньше по железным дорогам осуществовалялось пригородное движение, сейчас остались только поезда дальнего следования.
 





С федералки уходим в центр полуострова, на Ловозеро. До него - 86 километров советского крупнозернистого асфальта. На пути встречается воинская часть, станция предупреждения о ракетном нападении, несколько отвороток и шлагбаумов сомнительного (явно не гражданского) назначения и живописные виды.
 




Километров за 15 до поворота на Ревду - покинутый пост ГАИ. Да, видимо тогда дороги были оживленнее, сейчас странно видеть каменное здание бывшего поста на столь безлюдной дороге. В саму Ревду мы не заезжали. Рабочий поселок

Серия сообщений "Кольский полуостров":
Решил вынести это в отдельную тему.
Часть 1 - Поселок-призрак Дальние Зеленцы
Часть 2 - Полуостров Рыбачий
...
Часть 34 - Вслед за полуночным солнцем...
Часть 35 - Рыбачий-Средний-Хибины-Инга-Муна-Терский берег-Варзуга 2011
Часть 36 - Заполярье-2009 (Часть 1)
Часть 37 - Заполярье-2009 (часть 2)
Часть 38 - Красивое видео Мурманска
...
Часть 44 - Осень на Кольском, полуостров Рыбачий. Часть 1
Часть 45 - Осень на Кольском, полуостров Рыбачий. Часть 2
Часть 46 - Чудеса природы: Слоеное озеро-желе в России, оно же Могильное

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

ларекс   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2012 г. 13:16 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_mogileu   обратиться по имени Пятница, 13 Апреля 2012 г. 20:16 (ссылка)
СПАСИБО! Вот и еще одно путешествие совершила с огромным удовольствием.Картина немного удручающая от брошенных домов, но люди ЖИВУТ и трудятся.А природа великолепная! А это знакомые ребята ездили?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Апреля 2012 г. 20:19ссылка
Природа замечательная
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку