-неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кахуа

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.01.2011
Записей: 64
Комментариев: 6
Написано: 587


Без заголовка

Вторник, 09 Июля 2013 г. 16:18 + в цитатник
Цитата сообщения Рязаночка- Рубахи из крапивы.

Оригинал взят у в Крапивные рубахи обских угров. Обзор.Часть 1.Рубахи 1 и 2.

Не без трепета и неуверенности начинаю я свой рассказ об одном из самых фантастических и прекрасных канонов народной вышивки, бытовавших на необъятных просторах России. Но дальше уже тянуть и оттягивать некуда, поскольку рассказ свой о них я уже фактически начала своим сообщением о тамбовском путешествии: http://tradtextil.livejournal.com/2007/08/25/ Я повторюсь, но лишь для того, чтобы собрать вместе крупицы моих знаний об этом необыкновенном явлении мирового искусства. Для справки: к обским уграм( которые в свою очередь входят в финно-угорскую группу народов) относятся ханты и манси. Когда я об этом узнала, то очень удивилась, потому что внешне они совершенно непохожи на европейцев, коими являются остальные финно-угорские народы. Более того, и одежда вроде бы (всякие там меховые одёжки), и быт, и занятия, и кухня - всё роднит их с другими народами Сибири. А вот поди ж ты, оказывается, - угры!
Впервые я узнала о рубахах этого семейства на сайте РЭМа (Российский Этнографический музей : http://www.ethnomuseum.ru/). Сайт этот воистину ужасен. Даже зная, что именно я ищу, я не смогла сегодня найти одно из двух найденных там мною три года назад изображений. Впрочем, может быть его уже там и нет, кто знает? Ну да ладно. Чего с них взять - всё равно ничего не дадут! Вот оно, это изображение:
 
 
Как только я увидела ЭТО, я была потрясена до основания.
Во-первых, я никогда не видела ничего подобного и никогда не слышала, чтобы кто-нибудь рассказывал о чём-нибудь подобном! Во-вторых, не менее удивительным для меня было умозаключить, что по-видимому моё сознание не было выколотой точкой во множестве сознаний хотя бы средне-образованных и достаточно любознательных людей.
Мне было совершенно ясно, что я вижу изображение воистину выдающегося предмета, о котором практически ничего неизвестно широкой публике. Ощущение примерно такое, как если бы вы пришли в библиотеку, на самой дальней и неудобной полке нашли бы книжечку, открыли бы, прочли бы: "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь...".
Только представьте себе хотя бы на минутку, что Вы этих строк до этого ни разу не слышали. Каково было бы ваше удивление - так как же это, почему я никогда этого не слышал(а), почему никто и никогда не говорит об этом, о том, как это прекрасно! Вот такое удивление меня до сих пор не покидает. Изображение паршивенькое. Понять ИЗ ЧЕГО это сделано и КАК - абсолютно невозможно. Секреты строительства атомных подлодок думаю охраняются у нас гораздо хуже, чем скрыто от народа народное искусство в темницах наших музеев! Потихоньку оторопь и вызванный ею паралич начали проходить. Начались поиски информации, понемножку-понемножку, между прочими делами. Сейчас это изображение и даже почти нормальную увеличенную версию можно видеть на сайте музеум-ру: http://www.museum.ru/M147item Пояснения там даны такие: "Рубаха из крапивного волокна Тип:одежда Датировка:Конец XIX века Описание: Одежда обских угров (хантов и манси). Ткачество у народов Сибири было известно только у обских угров. По традиции крапиву собирали осенью, вымачивали в воде, высушивали и разбивали специальными колотушками, очищая от кострики и разделяя на волокна. Из полученных волокон, пользуясь веретеном, пряли нитки, затем ткали на станке полотно. Из полотна шились рубахи, которые украшались аппликацией и вышивкой. " Нашла я эту же фотографию в очень хорошем типографском исполнении и в книге Калашниковой и Плужниковой «Одежда народов СССР (Москва, 1990) :
 
 
Отсюда оно наверное и пошло гулять в интернет. В книге оно существенно лучше - а здесь скан и ресайз, вышло плоховато. Но представление какое-то уже даёт. Книга эта - очень добротная. Привожу описание на странице книги с фотографией: "Праздничный женский костюм. Тобольская губ. Ханты. Конец 19в.- начало 20 в." В конце книге, где собраны описания иллюстраций, читаем: "Рубаха. Ткань из крапивного волокна домашнего изготовления, шерстяные нити, бисер, бусины, металлические бляшки. Ручная вышивка шерстяными нитями и бисером". Вот где новое удивление! Ко льну мы привыкли. То, что поволжские или украинские крестьяне одеты были в рубахи из конопляного полотна, знают уже не все. Но чтобы из крапивы делать ткань?!! Вот это да! Неслыханное дело! А потом попалась мне как-то в букинистическом маленькая книжечка(16см х16.5см) в тёрдом переплёте: "Государственный музей этнографии народов СССР, Ленинград", изд-во "Аврора", Ленинград, 1989. Я раскрыла её и на одной из цветных фотографий увидела что-то знакомое, конечно, это была первая рубаха:
 
 
При том, что книжка эта небольшого формата, качество и фотографии и собственно печати было настолько хорошее, что даже в сильных очках я не вижу в книге деталей, которые можно рассмотреть на скане и особенно на фотографии! Стало быть печать "ловит" то, что и вооружённый глаз не видит! Поэтому я помещу здесь ещё две фотографии с этой страницы книги:
 
Рядом с фотографией подпись: "Женская праздничная рубаха. Вторая половина 19 в." А в конце книги более подробно: "Женская праздничная рубаха. Вторая поовина 19в. Тобольская губерния Ханты Крапивный холст, шерстяные нити. Вышивка крестом. Длина 118 Инв номер..." Вот тут-то меня обуяли мягко сказать сомнения. Я не верю, что это - вышивка крестом! Это уж слишком похоже на набор! Классический. Вот только бы мне на саму вещь одним глазком взглянуть для порядку - и я бы утверждала это на все 100 с гаком! Вот кто это писал, хотела бы я знать. Посмотреть на этого человека. Спросить его, из чего он это заключил? Может быть у него глаз нет, у этого эксперта? И поэтому ему(ей) поручили делать пояснения для книги тиражом в 20 000? Концов не сыщешь. Тот, кто хоть раз в детстве иголку в руках держал, может сам сделать некоторые предварительные заключения по технике вышивки вот по этому кропу из фотографии страницы книжки:
 
Видны даже отдельные стежки набора! К тому же этот фрагмент фотографии вдвойне интересен - видна часть изнанки загривочной части. Видно, что там идёт горизонтальная орнаментальная полоса шириной где-то около 12 см. Скорее всего мы видим негатив орнамента, как и полагается в вышивке набором. Можно даже отчасти рассмотреть маленькие стежочки, которые остаются на изнанке в том месте, где нить дошла до края элемента и поворачивает на следующем ряду в обратную сторону!
 
 
На том же сайте РЭМа нашлось ещё одно изображение -теперь мансийской рубахи: http://www.ethnomuseum.ru/section69/24/259/611.htm
 
 
Даны пояснения: "Женский костюм (рубаха из крапивного волокна). Манси. Тобольская губ, Березовский уезд. Начало XX в. Фонды РЭМ. " ****************************************************************************** Составивши некоторое представление о предмете по имеющейся информации об этих двух экземплярах, подводим промежуточные итоги:
Когда: конец 19 века - начало 20 века, а канон так и вовсе архаичный
Кто: ханты, манси
Что: рубахи Материал: крапивное полотно
Декорирование: ручная(естественно) вышивка шерстью.
Теперь вглядимся в изображения этих двух рубах.
Что мы видим? Крой рубах по всей вероятности - самый древний, самый простой - туникообразный. Никаких вставок-поликов, никаких сборок. Обнаруживаем уже общность в декоре - на каких местах расположена вышивка. И отмечаем - таких обширных площадей, почти полностью заполненных вышивкой, пожалуй, мы нигде в России не видели - вот разве что эрзянские рубахи где-то рядом. Общность в макрокомпозиции орнамента. Общность в характере орнамента (так называемый геометрический). Самые распространённые направления прямых линий рисунка - диагональные под 45 градусов к горизонтали.
Явная связь с финно-угорским орнаментом, тот же род, хотя и другой вид. Общность цветового решения вышивки ( несмотря на то, что фотографии двух этих рубах имеют колорит как с разных планет - ну так это ведь с музейного сайта! Вот если бы с рекламы пива были фотографии - вот где передача деталей! - тут все, включая инвалидов по зрению, всё до микропузырьков бы увидели !
Или селёдка , к примеру, с беконом. Ну дак понимать надо - это же бизнес, есть ли корова священнее этой для наших гуру?). Основных цветов - два, главенствует мареновый красный , и немного подчинён ему индиговый синий. Впрочем это суждение я вынесла уже из информации, добытой позже. Остались преинтересные вопросы: 1. А техника вышивки какая? 2. А орнаменты поближе рассмотреть? 3. А можно ли это увидеть в самом РЭМе? 4. А где ещё можно найти фотографии подобных предметов, да существуют ли ещё такие предметы, где их можно увидеть кроме РЭМа ? Случилось так, что на некоторые из этих вопросов я нашла ответ.
В 2005 году приезжала я в Питер на два дня специально для знакомства с экспозициями РЭМа. Так вот, вторая рубаха выставлена в экспозиции "Парад народов" в правом крыле на первом этаже недалеко от входа в зал в витринах, которые стоят по центральной оси зала, а не по стеночкам. Рассматривание сделанных с этой рубахи фотографий числом 78 кроме огромного удовольствия дало много существенных заключений. 1. Крой в самом деле архаичный. Центральное полотно не имеет плечевых швов. Средняя часть переда и спинки есть единый кусок полотна с отверстием для головы и перекинутый через плечи. Следует отметить, что фотоаппарат мой делает в музейных условиях весьма и весьма качественные снимки - на большей части из 78 кадров разрешение такое, что спокойно можно нитки считать. Хоть что-то должно быть хорошо! И это несмотря на то, что объект находится внутри стеклянной витрины. Именно поэтому я уверена в выводах, которые я делаю на основании рассматривания этих фотографий.
Я действительно уверена в том, что на плече нет шва, и любой мог бы в этом убедиться, если бы не тот прискорбное положение вещей, которое не даёт мне возможность поделиться с публикой теми визуальными сокровищами, которыми я могу любоваться дома приватно. Увы! 2. Очень интересно! Орнамент, который имеется на переднем центральном полотнище, не прерываясь, а вплетаясь ( насколько это может быть применимо к геометрическому орнаменту) переходит в орнамент спинки. На спинке расположение орнамента совсем другое - по загривочной части идёт горизонтальная орнаментальная полоса примерно 12-15 см (на глазок и по памяти). Внизу идёт орнаментальная полоса - общая с боковыми частями. На боковых полотнищах есть ещё как минимум 3 горизонтальные орнаментальные полосы (вероятно 3, просто выше загораживает рукав). Есть ещё одна прелюопытная деталь кроя - на подоле между боковым полотнищем и заднем полотнищем есть треугольная вставка для удобства шага - древний вариант годэ, этот приём кроя хорошо известен тем, кто шьёт себе одежду дома. Швы притачивания годэ отмечены швом красной нитью и белым бисером. Можно было бы ещё многое рассказать за неимением права показать фотографии, но в этом я себя ограничу. 3. По поводу техники вышивки - это однозначно и стопроцентно - набор! Мне повезло - рубаха сидит на манекене так, что спинка свисает чуть длиннее, нежели перед. Поэтому максимально пригнувшись к паркету, а тогда у меня физическая форма была очень хорошая, я смогла сделать такой кадр, на котором видна изнанка нижней орнаментальной каймы. Поэтому можно было удостовериться, что на изнанке - точный негатив ! Линии стежков набора идут через ОДНУ нитку полотна - это однозначно. Диагональные линии образуются за счёт того, что стежки сдвигаются на каждом новом ряду ровно на ОДНУ нить полотна. Направление стежков набора на нижней полосе, идущей по краю подола - вертикальное, на большей части центрального полотнища переда - горизонтальное, но там, где находится врезка "домиком" разные элементы вышиты в различных направлениях - иногда в вертикальном, иногда - в горизонтальном.

 

Серия сообщений "Статьи о ткачестве и плетении":
Часть 1 - "Старинные ткани" - мастерская - 1.
Часть 2 - "Старинные ткани" - мастерская - 2.
...
Часть 6 - Молодой ткач из Гродненского медуниверситета
Часть 7 - Детская одежда из тканых квадратов.
Часть 8 - Рубахи из крапивы.
Часть 9 - Мастер по прядению и ткачеству из крапивы.
Часть 10 - Прядение и ткачество на празднике Средневековья.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку