Диктанты по русскому языку для 4 класса - МНОГО! |
Диктанты по русскому языку для 4 класса
Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам.
Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу, Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру.
Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.
Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.
Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)
(По А. Трофимову)
Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)
Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.
Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.
(88 слов, служебных 19)
Комплексное задание
1.Сказка кажется законченной. А ты сделай так, чтобы последнее предложение оказалось предпоследним.
2. Покажи в тексте 10 любых ловушек.
3. Найди слова с буква «а» на конце. Покажи только те из них, у которых буква «а» оказалась в основе. Нужно, чтобы все увидели, какая это морфема.
4.В самом первом предложении обозначь грамматическую основу. Напиши, с какого острова слова, которые в ней работают.
5. Найди предложение, с которого начинается второй абзац. Нам нужно теперь что-то похожее на волшебные провода между антеннами в прекрасном городе Синтаксисе. Тогда получится показать каждый член предложения. Это важно!
6. Выбери любое слово из этого предложения и расскажи, что можно о нем узнать, если вспомнить, с какого оно острова.
(диктант №1 ОС «Гармония»)
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу! (68 слов)
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Грамматическое задание:
(диктант №2 ОС «Гармония»)
В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой и над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.
Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблести яркими красками осени. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной! (72 слова)
Грамматические задания
I в. Высоко в небе летели журавли.
IIв. На востоке показалась ранняя зорька.
3. Выпишите из текста два словосочетания, существительное с прилагательным.
Обозначьте число, род и падеж имени прилагательного.
4. В первом предложении найти слово (к) отлёту и разобрать его как часть речи (морфологический разбор).
(диктант №3 ОС «Гармония»)
Группа школьников ходила в осенний парк. Все деревья уже сбросили свою золотую листву.
Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.
В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Наталья угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.
Радостные ребята вернулись домой. (75слов)
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.
2. Выпиши из последнего предложения слово радостные и разбери как часть речи (морфологический разбор).
3. Разбери слова по составу: осенний, ходила, (по) тропинке .
(диктант №4 ОС «Гармония»)
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. По Г. Скребицкому (77 слов)
Грамматические задания
1. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания, определите число, род и падеж.
2. В первом и втором предложениях определи склонение и падеж имён существительных.
3. Выполни фонетический разбор слова ели.
(диктант №5 ОС «Гармония»)
Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники. (78 слов)
Грамматическое задание.
В вершине ели затаилась рысь.
(диктант №6 ОС «Гармония»)
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание
1. Разобрать по составу глагол высвистывает.
2. Найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания.
3. Образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.
(диктант №7 ОС «Гармония»)
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.
Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. (73 слова)
Грамматическое задание.
1. Подчеркни однородные члены предложения.
2. Разбери слова по составу: выгнали, кисленьким, погрозил.
3. Выпиши из последнего предложения слово спрятался и разбери его как часть речи (морфологический разбор).
(диктант №8 ОС «Гармония»)
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.
Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад. По Л. Савоненковой (80 слов)
Грамматические задания
1. В первом и последнем предложениях отметить главные члены.
2. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.
3. Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над словом гонится-спряжение.
4. Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.
5. В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.
ТЕМА: «ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Выборочные диктанты
1. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.
1) Медведи идут! 2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4) Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси.
2. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).
1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.
Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.
Свободный диктант
У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.
Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.
И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.
Проверочные диктанты
Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.
Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)
Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотились первые пряди. Желтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхнул солнечный луч. (60 слов)
ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Восстановленные диктанты (выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти все предложение)
Летнее солнце плывет над полями, над пыльной дорогой. Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы.
(И. Соколов-Микитов)
Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, норовят побольше ущипнуть.
(Э. Шим)
Кот увидел Каштанку вскочил, выгнул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту.
(А. Чехов)
По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберезовики, скользкие грузди и душистые рыжики.
(И. Соколов-Микитов)
Зрительные диктанты
Указать устно пропущенные знаки препинания и записать предложения под диктовку.
1) Сидела лягушка-квакушка на болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами (В. Гаршин). 2) Прилетела цапля к озеру вошла в воду по колени наклонила голову и притаилась (И. Дробков). 3) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора (Ф. Тютчев). 4) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую черную серую и почти белую (К. Паустовский). 5) Месяц сентябрь пора пестрых листьев листья летят кружатся падают скачут (Н. Сладков).
Проверочные диктанты
В заповеднике жил Петька. Это была большая, черная, серьезная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже спрятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов)
(И. Соколов-Микитов)
Слова для справок: в заповеднике, монета, тоже, песчаный.
Ночь в густом лесу. Вот вышла из-за тучи луна. Засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. Засеребрился ствол старой осины. У вершины ее чернело дупло. Там жила белка-летяга. По снегу мягкими прыжками подбежал длинный зверек. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась. Мелькнули острые, хищные зубы. Это была куница. Куница бежала по осине к дуплу. Белка заметила хищника и легко прыгнула на ветку соседней сосны. (71 слово)
(В. Бианки)
Слова для справок: ее, из-за, соседней.
Лето кончалось. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.
В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие. (77 слов)
(Г. Скребицкий)
ТЕМА: «НАРЕЧИЕ» И ДРУГИЕ ДИКТАНТЫ ЗДЕСЬ: http://www.klass39.ru/diktanty-po-russkomu-yazyku-4-klass/
РУССКИЙ ЯЗЫК: http://www.klass39.ru/category/internet-urok-3/russkij-yazyk/
МАТЕМАТИКА: http://www.klass39.ru/category/internet-urok-3/matematika/
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ: http://www.klass39.ru/category/gotovimsya-k-shkole/
Серия сообщений "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ":
Часть 1 - Учим дроби и доли 2-4 класс
Часть 2 - Тесты для проверки математических способностей детей 6-7 лет.
...
Часть 21 - Дидактические карточки по математике 1класс
Часть 22 - Правила и упражнения по Математике 2 класс
Часть 23 - Диктанты по русскому языку для 4 класса - МНОГО!
Серия сообщений "
Рубрики: | Школа. Русский язык. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |