Игры и занятия по развитию речи ребенка.
Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:
« Улыбка ». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно увеличить до 10.
• « Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно увеличить до 10.
• Чередование « Улыбки» и « Трубочки».
автор Тугаринова Полина
Все о пальчиках
Каждая мама знает – занятия с пальчиками чрезвычайно важны для развития ребенка. И действительно, укрепляя пальчики, мы не только делаем их ловкими, сильными, но и развиваем мозговые зоны, ответственные за формирование у ребенка таких важнейших функций как речь и мышление. Занятия с пальчиками полезны для детей любого возраста, но совсем необходимы они будущим первоклассникам, ведь написание букв и их элементов предъявляет особые требования к уровню развития у ребенка так называемой мелкой моторики.
Итак, что же делать, чтобы укрепить пальчики ребенка? И оказывается, что существует много различных приемов и занятий, развивающих пальчики. Вот они:
1. Лепка. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины. Учите ребенка катать шарики и колбаски, расплющивать их в лепешки, просто надавливать пальцами, оставляя углубления, «примазывать» одни детали к другим, «вытягивать» детали из целого.
2. Занятия с мозаикой. Полуторагодовалому малышу достаточно просто учиться захватывать элементы мозаики, круглые, квадратные, треугольные, формируя так называемый захват щепоткой, по-разному приспосабливая ручку к форме предмета. Ребенок постарше уже может вставлять детали мозаики в отверстия игрового поля – составлять узор по образцу, выкладывать «дорожки» разного цвета или же делать свой, пусть хаотичный рисунок. В играх с мозаикой развивается не только мелкая моторика, но и так называемая зрительно-моторная координация – умение выполнять действие под контролем зрения.
4. Упражнения по системе Марии Монтессори. На занятиях по ее системе дети учатся самым разнообразным действиям, так или иначе развивающим пальчики. Это и шнуровка, и застегивание пуговиц, молний, замков, и завязывание ленточек. На уроке Монтессори-педагогики дети перебирают фасоль, сортируют перемешанные рис и гречку, пересыпают их из одной емкости в другую, перекладывают ложкой, пинцетом, переливают воду – пипеткой, из кувшина в кувшин. Как видите, все эти игры можно организовать и в домашней обстановке, достаточно запастись нехитрыми предметами: ложкой, чашкой, «сыпучим материалом», шнурком, картонкой с проделанными в ней дырочками, лоскутками ткани с пришитыми пуговицами и прорезанными петельками.
5. Пальчиковые игры. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид занятий с пальчиками, суть которого заключается в изображении какого-нибудь предмета или животного пальчиками. Например: на обеих руках соедините большой и указательный палец вместе (колечком) и поднесите к глазам – получились очки. Сложите ладони «лодочкой» - получилась лодочка. Или так: левую руку сожмите в кулак, сверху на него опустите раскрытую ладонь правой руки – получился стол.
6. Гимнастика для пальчиков – это упражнения, развивающие пальчики, делающие их подвижными и сильными, а значит, способными красиво и аккуратно писать, ловко и долго выполнять «тонкую работу». Пальчиковая гимнастика включает в себя определенные движения: потряхивание ручками, сжимание и разжимание пальчиков в кулачок (в различном темпе, с разной силой), загибание пальчиков в кулачок (по очереди и одновременно), растопыривание пальчиков (с напряжением, силой, и более расслабленно), переплетение пальчиков вместе, раскачивание и вращение, как самими пальчиками, так и запястьями. При этом можно выполнять движения по отдельности или же разыграть с ребенком какую-нибудь историю, например, такую – «про лягушек»:
«В одном болоте жили-были две лягушки (с этими словами положите руки на стол ладонями вниз и сожмите кулачки). Однажды, когда лягушки проголодались, они стали скакать с одной кувшинки на другую и ловить комаров (резко понимайте руки вверх на 10-15 см, одновременно растопыривая пальчики, и тут же опускайте их обратно, одновременно сжимайте кулачки). Но пока лягушки искали комаров, пошел дождь (выпрямите пальцы и барабаньте ими по столу). И лягушкам пришлось голодными, ни с чем, вернуться обратно на свою кувшинку, чтобы спрятаться там от дождя (опять «прыгайте», как лягушки, а потом сожмите руки в кулаки)».
Другой вариант пальчиковой гимнастики – игра «Покажи, как…» - вы предлагаете ребенку показать, как:
o …кошка точит когти (растопырьте пальцы рук и скребите ими по столу),
o …качаются деревья (выпрямите руки и ладони, качайте запястьями вправо-влево),
o …козы бодаются (сожмите с силой пальчики в кулачки и давите ими друг на друга),
o …мама варит кашу (указательным пальцем одной руки поглаживайте по кругу ладонь другой),
o …пальчики кланяются (выпрямите ладонь и пытайтесь согнуть каждый пальчик по очереди),
o …как зайка ушками шевелит (сожмите пальчики в кулак, указательный и средний вытяните вверх и шевелите ими),
o …как курочка клюет зернышки (большой и указательный пальцы собраны «в щепотку»; постукивайте ими по столу),
o …как гусь щиплет травку (большой и указательный пальцы собраны «в щепотку»; пощипывайте ими малыша).
Итак, занятия с пальчиками не только помогают сформировать тонкие, координированные движения пальцев руки, но и стимулируют речевое развитие ребенка, развитие мыслительных функций, совершенствуют зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Источник:
http://aistenok.ru/458/36145
http://flylady.org.ua/forums/showthread.php?t=5657
О детях с Милой Ловой