Ночь на кануне Рождества |
Рождественский сочельник, или сочевник, отмечается 6 января (24 декабря по старому стилю). Это канун — день перед Рождеством Христовым. Свое название сочельник получил от слова "сочиво". Это обрядовое кушанье, которое обязательно готовили для этого вечера.
(Сочиво по толковому словарю — сок из конопляных, маковых семян, употребляемый вместо масла, а также кушанье, приготовленное на таком соке.)
Трапеза накануне Рождества проходила в тишине. Во время трапезы гадали о будущем урожае — выдергивали из снопа соломинки. Ребятишек заставляли лезть под стол. Они должны были изображать цыплят, приговаривая "цып-цып-цып", чтобы куры хорошо водились.
Ели постную кутью — сочиво, печеную рыбу, приготовленную целиком, и густой компот — взвар. В древности сочиво представляло собой постную кашу из красной пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, гороха или чечевицы, заправленную конопляным, маковым или миндальным соком — молочком.
Позднее его стали готовить из риса с добавлением меда, измельченных орехов, иногда и изюма. Такая каша была достаточно калорийной, чтобы продержаться до начала Рождества.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем.
Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.
Собиралась вся семья вместе, перед заходом солнца читали вечернюю молитву.
Затем хозяин зажигал свечу и прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе или ставил в зерно. После этого он приносил небольшой сноп соломы или сена и раскладывал в избе — клал на лавки, на стол, на пол. Солома и сено напоминали о том, что родившегося младенца Иисуса Мария положила в ясли. Перед иконой ставили не обмолоченный сноп ржи — символ будущего урожая и кутью.
Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с праздничной кутьей и трижды обходил с ней горницу, выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь, на улицу, угощая духов — хранителей дома.
После этого семья снова читала молитву, и начиналась трапеза.
Рубрики: | православие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |