Провал политики на Кавказе
Теракт в крупнейшем международном аэропорту России - сильный удар по попыткам властей совладать с проблемой внутреннего терроризма, комментируют мировые СМИ подрыв смертника в Домодедово. Россияне не сознают серьезности положения на Северном Кавказе, где нерешенные проблемы год от года усугубляются. Один из возможных организаторов взрыва - чеченский полевой командир Доку Умаров, считают эксперты.
Было около половины пятого, группы встречающих с цветами толпились около кафе "Азия" в московском аэропорту Домодедово, описывает вчерашнюю трагедию The Guardian. Артем Жиленков, 30 лет, ждал своего коллегу, когда прогремел взрыв. "Раздался мощный взрыв, затем прокатилась тепловая и ударная волна, которая сбила меня с ног и повалила на пол", - рассказал он. Оставшись невредимым и поднявшись, Жиленков обнаружил, что его пальто забрызгано кровью других людей. "Когда это произошло, я смотрел на человека с темной кожей. Думаю, взорвался чемодан, стоявший рядом с ним", - сказал он.
Погибли не менее 35 человек, 168 пострадали. "Точные обстоятельства взрыва остаются неясными, но все указывает на то, что исламистские боевики из неспокойного Северокавказского региона России снова перенесли свою борьбу в Москву", - пишут авторы статьи Том Парфитт и Рубен Сергеев.
Среди погибших, по сообщениям, было не менее пяти иностранцев. Марк Грин, который только что прибыл рейсом British Airways, сказал BBC News: "Когда мы поднимали сумки, чтобы положить их в багажник машины, раздался страшный взрыв. Через 30 секунд из терминала стали выбегать люди, некоторые были ранены, некоторые в крови и в чем-то черном. Люди явно были в состоянии шока и паники".
Администрация аэропорта Домодедово как минимум за неделю знала о планируемом теракте и даже о том, в каком месте потенциально возможен взрыв, - в переполненном людьми зале прилета, но никакие дополнительные меры безопасности не были приняты, утверждает в американском онлайновом журнале Slate журналистка Маша Гессен. Как и прежде, в зал прилета с улицы мог попасть любой, не проходя через рамку металлоискателя. "Вдобавок, судя по всему, за несколько месяцев до взрыва штат охранников аэропорта сократили вдвое", - говорится в статье.
По мнению Гессен, для России все это - более-менее норма. "Я знаю только одну страну мира, где опасность тоже витает совсем близко, - это Израиль", - пишет автор. Но в Израиле в торговый центр не войдешь без проверки, в Москве же никаких проверок нет, а детекторы в аэропортах обычно отключены.
"Неужели русские так беспечно относятся к личной и общественной безопасности? Ну, в общем-то да. Россия - единственная в мире развитая страна, где последние полвека средняя продолжительность жизни устойчиво снижалась", - поясняет автор. Причины смерти россиян - сердечно-сосудистые заболевания, СПИД, несчастные случаи, самоубийства, алкогольные отравления и т.п. - имеют между собой нечто общее, полагает Гессен: "все это риски, на которые люди напрашиваются сами". Поэтому рискованные поступки начинают казаться абсолютно рациональными: если в 15 лет не рассчитываешь дожить до 50, зачем волноваться из-за курения или непристегнутого ремня в автомобиле?
Как полностью оградить огромный международный аэропорт от теракта? - вопрошает корреспондент The New York Times Джо Шарки. "Это невозможно, говорят опрошенные мной эксперты по безопасности. Аэропорт - по определению общественное место, к которому необходим относительно свободный доступ". Так, консультант по технологиям безопасности Брюс Шнейер давно заявляет, что идеальной системы безопасности не существует и глупо притворяться, будто она возможна.
"Неважно, что за объект - терминал аэропорта, вокзал, вход в универмаг "Мейсиз". Пока к объекту существует свободный доступ, потенциальные проблемы будут", - подтверждает Дуглас Р.Лэрд, в прошлом сотрудник Секретной службы США, ныне возглавляющий службу безопасности авиакомпании Northwest Airlines.
Одна из мер предотвращения терактов, уже действующая в США, - использование так называемых "инспекторов по поведению". Сотрудники в штатском, обученные неагрессивно отслеживать и анализировать поведение окружающих, смешиваются с толпой и высматривают потенциальных злоумышленников. В коммерческих аэропортах США работает более 3 тыс. таких сотрудников.
Ужесточение физических мер безопасности в большинстве аэропортов - еще и инженерно-архитектурная проблема, отметил Лэрд. "Технологии обнаружения взрывчатки совершенствуются, но главное средство защиты - бдительность, хотя и она не всесильна", - говорится в статье.
Теракт в крупнейшем международном аэропорту России - сильный удар по попыткам страны совладать с проблемой внутреннего терроризма, а в потенциале - по надеждам на привлечение иностранных инвестиций, пишет The Financial Times. "В России много рисков, о существовании этого риска инвесторы знали, - сказал Роланд Нэш из Verno Capital. - Это человеческая трагедия, а не трагедия с инвестициями", - подчеркнул он.
По данным газеты, аналитики связывают теракт с распространением радикального ислама на Северном Кавказе, а также предполагают, что отчасти он мог быть реакцией на беспорядки, устроенные в декабре российскими ультраправыми. "Бессмысленно обсуждать, кто это сделал - дагестанцы или чеченцы. Это ответ на полный провал политики Кремля на Кавказе", - сказал Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Депутат Госдумы, единоросс Сергей Марков заявил, что на Кавказе Кремль "проиграл", когда сепаратистов сменил "новый враг, пришедший с усилением радикального международного ислама, который смог глубоко проникнуть в регион и воспользоваться социальной ситуацией, при которой молодежь не имеет работы, образования и будущего".
Теракт в московском аэропорту Домодедово в очередной раз продемонстрировал неэффективность российской политики на Северном Кавказе и несостоятельность спецслужб, считают российские эксперты. Андрей Солдатов в беседе с корреспондентом L'Express сказал, что "ничуть не удивлен". "Это не стало большой неожиданностью, потому что практика терактов-самоубийств возродилась в 2010 году как в Северокавказском регионе, так и в Москве", - цитирует его слова издание. Несмотря на то, что режим КТО в Чечне был отменен в 2009 году, "ситуация существенно ухудшилась в 2009 и 2010 годах", подчеркнул Солдатов.
Пока никто не взял на себя ответственность за взрыв, но все указывает на то, что авторы теракта 24 января - выходцы с Кавказа, говорится в статье. "Это доказывает, что российская политика в регионе не приносит результатов", - констатирует независимый военный аналитик Александр Гольц.
Теракт в московском аэропорту показывает также, что российские спецслужбы не в состоянии внедриться в подпольные кавказские сети, до уничтожения которых еще далеко, пишет издание. По словам Андрея Солдатова, "есть основания беспокоиться за зимние Олимпийские игры 2014 года, которые пройдут в Сочи, неподалеку от кавказской пороховой бочки".
Несмотря на провал политики Владимира Путина, его позиции ничуть не ослабели, признает издание. Напротив, после терактов в московском метро в марте прошлого года премьер-министр активизировал свою воинственную риторику, а все российское руководство сделало вид, что верит, будто ситуация под контролем.
По словам экспертов, след теракта в Домодедово наверняка протянется до Северного Кавказа, пишет The Christian Science Monitor. Журналист Леонид Млечин заявил, что, судя по случившемуся, российские спецслужбы не извлекли уроков из предыдущих терактов. "Никто не может осуществить такой акт в одиночку. Его нужно обучить, снабдить, его должна поддерживать организованная группа. Очевидно, наши спецслужбы не могут изловить эти группы", - сказал Млечин. Он также добавил, что российское общество не осознает серьезности положения на Северном Кавказе, где нерешенные проблемы год от года все труднее устранить.
"Один из возможных подозреваемых - Доку Умаров, чеченский полевой командир, который подхватил эстафету мятежников-сепаратистов и придал ей идеологический оттенок воинствующего исламизма", - говорится в статье.
ИСТОЧНИК - сайт InoPressa
Из выпуска от 26-01-2011 рассылки «Зарубежная пресса о России» Подписаться layerspb
Оригинал InoPressa