Почему великая балерина Плисецкая долгие годы находилась под неусыпным присмотром КГБ |
Вот уже пять лет, как нет с нами Майи Плисецкой, а её творчество продолжает восхищать всех любителей балета. Её талант и грация покорили весь мир, ей рукоплескали в разных странах и городах, а потому даже трудно себе представить, что был период в жизни балерины, когда КГБ не оставляло её своим вниманием. Её категорически не выпускали на зарубежные гастроли за исключением стран соцлагеря, и даже на спектаклях в Большом театре почему-то опасались провокаций от Майи Плисецкой.
Майе Плисецкой было 12, когда арестовали её отца, а уже спустя год, в 1938, маму вместе с младшим сыном отправили в лагерь для жен врагов народа. Отца к тому времени уже расстреляли. Если бы не вмешательство родственников, Майя и ещё один её брат Александр непременно отправились бы в детский дом. Но Александра забрал дядя Асаф Мессерер, служивший балетмейстером, а Майю – тётя Суламифь Мессерер, балерина Большого театра.
Тётя и дядя не только занимались племянниками, но ещё и беспрестанно хлопотали об освобождении их мамы Рахиль Мессерер. И она даже вернулась домой раньше срока, воссоединившись со своими старшими детьми прямо накануне войны. Они все вместе отправились в эвакуацию, но Майя вернулась через год, не желая пропускать больше обучение в хореографическом училище.
Уже в 1943 Майя Плисецкая выпускается из училища и становится балериной Большого театра. Каждый её выход на сцену становился событием, зрители не могли пошевелиться, завороженно глядя на танцующую Майю Плисецкую. Она ездила на гастроли с Большим театром в социалистические страны, но вот дальше её не пускали. По мнению балерины, её внесли в списки невыездных после гастролей в Индии в 1953 году.
Тогда, в Индии, каждый шаг балерина должна была согласовывать с сопровождающими, которые следили за артистами днём и ночью. Учитывая тот факт, что с Майей Плисецкой многие хотели пообщаться, она очень нервничала из-за невозможности без всяких согласований поговорить с индийскими актёрами. Да что там поговорить, она и выйти-то из номера самостоятельно, без сопровождения, не имела права.
Естественно, балерина несколько раз надерзила представителям власти, но после приёма у Джавахарлала Неру, с которым Плисецкая общалась через его личного переводчика, Майя Михайловна превзошла саму себя. Когда сопровождающий спросил о предмете разговора балерины и премьер-министра, Плисецкая откровенно посмеялась над мнительностью силовика и сообщила, что говорили они исключительно о нём.
Естественно, после этой поездки в личном деле Майи Плисецкой появилась соответствующая запись и путь за рубеж оказался для неё закрыт.
Любители балета во всём мире уже знали о том, что в Большом театре в Москве танцует поистине гениальная балерина, тем более, что Никита Хрущёв водил на «Лебединое озеро» всех иностранных гостей, приезжавших в СССР после смерти Сталина. Но труппа Большого театра неизменно отправлялась на гастроли без Майи Плисецкой.
Она бывала на всех правительственных приёмах, была знакома с иностранными дипломатами, но по-прежнему значилась в списке невыездных. Когда же перед гастролями Большого театра в Лондоне на участии Плисецкой настаивал сам британский посол, это обернулось для балерины ещё большими проблемами.
В Великобританию её не выпустили, а в Москве за балериной установили круглосуточное наблюдение. За ней всюду следовала машина с тремя представителями КГБ. Когда же Большой театр отправился в Лондон без Плисецкой, в Москве вдруг назначили два внеочередные спектакля «Лебединое озеро». И телефон Плисецкой буквально разрывался от звонков «сверху» с требованием… предотвратить успех этих самых столичных спектаклей.
С балериной лично беседовала министр культуры Екатерина Фурцева, просившая Плисецкую побеседовать с наиболее активными поклонниками, дабы они выражали свой восторг несколько скромнее. Руководство опасалось чрезмерного внимания к отсутствию Плисецкой в Лондоне и одновременном её шумном успехе в Москве.
Тогда Майя Михайловна ответила просто: она не умеет работать вполсилы на сцене, а запретить людям выражать свои эмоции она не может. Как и следовало ожидать, успех был феноменальным. Несмотря на то, что в зале было множество сотрудников КГБ в штатском, зрители самый первый выход балерины на сцену встретили нескончаемыми овациями. После силовики пытались выводить из зала всех, кто слишком активно выражал свой восторг, их заставляли замолчать, увозили на допрос. Но всё было тщетно – зал взрывался шквалом аплодисментов каждый раз, когда на сцене появлялась Плисецкая.
Лишь в 1959 году, когда руководство КГБ сменилось, с Майи Плисецкой сняли запрет на выезд. Она побывала на гастролях в США, где смогла встретиться со своими родственниками по отцовской линии, устроившими ради неё приём. У неё и в мыслях не было остаться за рубежом. Несмотря ни на что, у неё в Москве была вся жизнь: любимый муж, театр и зрители.
Она выступала на лучших сценах мира, поддерживала связь с Робертом Кеннеди, дружила с Пьером Карденом, общалась с монархами и президентами. Она могла бы попросить убежища в любой стране, но она, несмотря ни на что, любила свою Родину.
Эту удивительную женщину называли не только легендой балета, но и иконой стиля. В те времена, когда Майя Плисецкая была невыездной, она умудрялась выглядеть так, как будто все наряды ей привозили из французских модных домов. С миром моды ее действительно многое связывало: обладая безупречным вкусом и неповторимой пластикой, балерина вдохновляла многих дизайнеров. Она была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой.
____________________________________________________________
kulturologia.ru
Рубрики: | ИСКУССТВО./ Театр,кино |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |