Цитата сообщения Оксана_Лютова
Недетский подвиг детского писателя
Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним.
Корчак не только теоретизировал на тему воспитания, но и воплощал свои идеи в жизнь. Человек с научным мышлением, он искал подтверждения своим идеям в практике, практик - он не раз уносился мыслью в заоблачные высоты. Делом его жизни был открытый в 1911 г. Дом сирот для детей еврейской бедноты. Это была настоящая школа жизни, детская республика с самоуправлением, газетой, товарищеским судом, пред которым, кстати, представали не только дети, но и взрослые, нарушавшие права детей. Но главной статьей в судебном кодексе Корчака было – прощение...
Старый Доктор зябно повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцами переносицу. Закончился трудовой день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести...
В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве Дом сирот, содержащийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями Старого Доктора нормальную жизнь в будущее.Он создал настоящую детскую республику, краеугольным камнем ее фундамента были любовь и уважение к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал:"Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что возможно говорить правду... что на свете есть правда".
Старый Доктор долго не мог понять, что есть Бог, пока не решил, что его Бог- глубочайшее уважение и любовь к лучшему, что есть на земле,- детям.
Старый Доктор считал самой главной своей книгой "Как любить ребенка",ведь единственное, что не терпит отсрочек в нашей жизни, считал Корчак, это любовь к детям. Остальное не уйдет никуда. Старый Доктор так и не завел семьи .Незадолго до смерти он скажет:"Сыном своим я выбрал идею служения ребенку".Благодаря стараниям и доброте Старого Доктора сотни детей обрели настоящее и будущее.
В годы оккупации Варшавы последним офицером, носившим мундир Войска Польского, был директор Дома сирот."Вы провоцируете гитлеровцев,- говорили друзья,- такую одежду уже не носят!""Еще бы,- отвечал Корчак,- ведь это мундир солдата, которого предали".
"Все я, Боже, получил сполна.
Где, в какой мне расписаться ведомости?
Об одном прошу - спаси от ненависти,
Мне не причитается она."
До конца своих дней Корчак не утратил способности видеть добро в каждом человеке. Последняя запись в дневнике Старого Доктора не об ужасе грядущего дня, нет... Она об эсесовце, стоящим с карабином у Дома сирот."Что он будет делать ,если я дружески махну ему рукой? Вряд ли выстрелит... Возможно, до службы он был учителем или нотариусом... и не знает, как все на самом деле...".
Наступило завтра - проклятый день 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и 4 воспитателя, не покинувшие ребят, построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, только, как птенцы, жались к Старому Доктору... Он шел впереди, держа на руках маленькую Натю - девочка не могла ходить после тяжелей болезни. Над головами безмолвного строя развивалось клеверно-зеленое знамя героя корчаковской сказки, короля Матиуша Первого...
Старый Доктор давал детям страшный последний урок - он учил их достойно умирать.
-Что это? - закричал комендант пункта перегрузки. Ему сказали: это Корчак с детьми.
- Грузить в вагоны! - скомандовал комендант, но припомнив что-то, бросился к Старому Доктору.
- Вы написали "Банкротство маленького Джека"? Хорошая книга, я читал в детстве... Вам разрешено остаться, доктор!
Но Корчак со словами:"Нет, дети - главное!",захлопнул изнутри дверь вагона.
Даже эсэсовцы не выдержали. Впервые поезд Варшава - Треблинка отправился раньше, чем следовало по расписанию.
"Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.
Ребенок - тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький - значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе, любви... Маленький - не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет....
Чтобы понять ребенка, любить ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки" - таково было кредо этого Великого педагога.
В августе 1942 г. в Треблинкой печи сгорели 200 воспитанников Дома сирот. И с ними их отец - воспитатель Януш Корчак. После войны по миру прошла легенда о Корчаке. Скорбная и правдивая, она на время заслонила от нас невысокого человека с детскими голубыми глазами, застенчивого и одновременно наделенного железной волей. Не святого – он не любил высоких слов, – а просто человека, подвиг которого продолжался не только несколько последних часов или дней, а больше полстолетия, с семи лет, когда он впервые (как все дети, сердцем, а не умом) понял, что сделать мир счастливым без создания справедливой школы нельзя.
" Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится."
Дневник Корчака нашли уже после войны. Он был замурован в стену на чердаке Дома сирот.
В Израиле уже много лет существует и активно работает Общество Януша Корчака, а вот Дом Корчака в Иерусалиме появился совсем недавно.
источник- А.Шаров
http://blogs.mail.ru/mail/raldu/3F4A87DB7D260C89.html
Кто в детстве прочитал Корчака, тот его уже не забудет. В повести «Король Матиуш I» читатель чувствует себя маленьким Наполеоном, на необитаемом острове обдумывающим свои поступки. Повесть «Кайтусь-чародей» показывает ребенку, к чему может привести исполнение всех его желаний, «Маленький бизнесмен» — о первом знакомстве с деньгами… Но детям не до того, чтобы думать, как он погиб — знаменитый детский врач, опекун своего варшавского Дома сирот. 6 августа 1942 года Януш Корчак в газовой камере в Треблинке вместе с 200 воспитанниками Дома сирот принял смерть. Хотя ему предлагали выйти на свободу.
Российский детский фонд и его глава, замечательный писатель Альберт Лиханов, помнят эту дату — 6 августа. В Культурном центре ГлавУпДК при МИДе пройдет памятный вечер, выпущены плакаты и книги, главный адресат которых — региональные библиотеки.
— В Польше этот год объявлен Годом Корчака, — рассказывает «МК» Альберт Лиханов. — Судьба писателя — это выдающийся пример защиты детства, когда человек отдает ради детей жизнь и не думает отходить в сторону, хотя ему и предлагали. Это подвиг учителя, писателя, врача.
— Когда вы впервые познакомились с его судьбой и творчеством?
— Я даже не вспомню. Но 25 лет назад я получил премию Корчака в Польше за книгу «Драматическая педагогика». Книга была острой, трудной, конфликтной. Денежную премию я отдал Фонду Корчака для детского дома имени Корчака. Но это было давно. А перед этим, в 90-е годы, мы выпустили его книгу «Как любить ребенка». Сейчас мы переиздали «Правила жизни» Корчака, к этой книге я написал предисловие. Но главный мой замысел сейчас в том, чтобы детство в нашей стране не забывало о том, что в годы войны происходило в мире. Мы в РДФ видим, как мало сегодняшние дети знают о войне даже в нашей стране, а уж за ее пределами... Так же как британские дети, наверное, слышали о событиях Второй мировой войны, но почти ничего не знают, как воевала Россия. А я отношусь к детям войны, очень хорошо помню ее, и многие мои книги — о детстве во время войны и после. Меня ранит незнание трагедий войны и таких историй, как история Корчака.
— Замечательный плакат фонд придумал к 6 августа.
— Наша инициатива состояла вот в чем. В каждом городе, области, крае есть главная региональная детская библиотека. Ей подчиняются все районные. Региональным мы разослали эти плакаты с изображением Корчака, книги «Правила жизни» и обратились к ним с письмом за подписью замминистра культуры Андрея Бусыгина. Просьба наша такая: чтобы 6 августа не было забыто, чтобы были проведены мероприятия, где детям рассказали бы про Корчака и дали им эту важную, нужную книжку — «Правила жизни».
— Отдельным изданием она вышла впервые — раньше была только в сборниках, насколько я знаю.
— Она замечательна тем, что адресована не только взрослым, но и подросткам. Как раз тем, кому именно сейчас страшно нужно доброе слово. Сегодня и в семье разговаривать некогда. Посадил у телека — всё, живи дальше. Ребенок не получает постоянной, необходимой любви, а это всегда плохо кончается. Нужны инвестиции в детство! Это не только материальное понятие, но и моральное. В детей нужно вкладывать любовь. Наше сиротство — 750 тысяч детей — это же недоцелованное детство. Как будет складываться их взрослая судьба, если они не знают, каково это — тискать, целовать, любить, заботиться... Это беда и родительства, и учительства, и государства.
Наследие Корчака не устарело. Напротив, оно сегодня еще значимее становится. Да, тогда дети погибли от рук фашизма, была явная угроза детской жизни. Но и сегодня в нашей стране жизнь ребенка подвергается гибельной опасности. В школе исчезло воспитание как составная часть обучения. Русская педагогика всегда трактовала просвещение как образование и воспитание. И многие ребята просто не знают, куда кинуться, у них нет смысла в жизни. Учитель не знает, как спасти ребенка, если он в трудной семейной ситуации. Достаточно сказать, сколько совершается разводов, — это число приближается к числу браков! А детские и подростковые самоубийства? За последние 5 лет — 14 тысяч! Тут Корчак снова мог бы помочь — и школе, и педагогике, и родителям. Он один из практиков мировой педагогики, своей жизнью подтвердивших свою чистоту, честность, самоотверженность. Педагогики без самоотверженности быть не может! Учитель должен отдавать себя своим детям — вот один из уроков Корчака.
— Альберт Анатольевич, думая о судьбе Корчака, каждый задаст себе вопрос: а смог бы ли я...
— Если бы он не пошел, он бы себе этого никогда не простил. А это значит, он лишил бы себя сущностного начала. Смог бы он тогда писать с той же искренностью? Остаться жить для него означало предать этих детей. Кто предает, тот в итоге погибает сам. Иуда предал — и повесился. Никто не ответит вам на эти вопросы.
— Корчака преступно мало переиздают. Что может сделать Российский детский фонд, чтобы помочь делу?
— Даже небольшое издательство «Детство. Отрочество. Юность», которое к нам прислушивается, смогло бы это сделать — были бы деньги. Вот сейчас обсуждают список из 100 книг по инициативе Путина. Такие книги должны раздаваться в школах бесплатно.
источник- Московский Комсомолец № 26005 от 3 августа 2012 г.,
http://www.mk.ru/culture/interview/2012/08/02/7328...podvig-detskogo-pisatelya.html
Януш КОРЧАК. 10 заповедей воспитания.
10 заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.