Вазы «Дмитрий Донской» и «Александр Невский»
А.В. Щекатихина-Потоцкая. 1925, Париж (фото)
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (1892-1967) — русская и советская художница, график, мастер росписи по фарфору.
Родилась будущий живописец, художник театра, скульптор и фарфорист в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекотихина. Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей.
В 1908-1915 годах училась в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге, под руководством Билибина Ивана Яковлевича и в 1913-1915 годах у Рериха Николая Константиновича.
В летнее время 1912 года, вместе с другими учащимися, участвовала в росписи Н.К.Рерихом Храма Святого Духа в Талашкино (усадьба Тенишевых).
Позже, поехав в Париж, посещала занятия в Академии Поля Рансона, где училась под руководством Феликса Валлоттона и Мориса Дени.
С 1918 года начала работать на Государственном фарфоровом заводе, где исполняла эскизы росписей и создавала скульптурные формы.
Первым мужем художницы был юрист Потоцкий Николай Филиппович (1881-1920), которому Александра Васильевна родила сына Потоцкого Мстислава Николаевича (1916-1998).
В 1923 году Щекатихина-Потоцкая стала женой Билибина Ивана Яковлевича, с которым жила в это время в Египте и во Франции.
В 1936 г. А. В. Щекатихина-Потоцкая вместе с И. Я. Билибиным вернулись в Россию, т.к. в 1930-е годы в Европе они остались без заказов. Билибину предложили принять французское гражданство, чтобы получить работу, но художник отказался.
Её возвращение на Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова произошло в непростой период, когда на заводе плотно шла работа над созданием нового стиля в художественном фарфоре.
В 1931 г. была организована первая лаборатория для выпуска образцов массового потребления. Пост руководителя занял Н. М. Суетин (1897–1954) – ученик и последователь К. С. Малевича (1878– 1935). Под началом Суетина работали такие художники, как А. В. Воробьевский (1906–1992), Н. Я. Данько (1892– 1942), И. И. Ризнич (1908–1998), М. Н. Мох (1911–1978), Т. Н. Беспалова-Михалёва (1912–1991) и др.
А. Щекатихина-Потоцкая. Блюдо «Гармонист», 1920-е гг., Государственный фарфоровый завод
Штоф Рыба - автор формы А. Щекатихина-Потоцкая. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
А. Щекатихина-Потоцкая «Материнство», 1916 год, холст, масло. Частное собрание
Блюдо «Материнство»
Блюдо «1921-й». Роспись Александры Щекатихиной-Потоцкой
Блюдо «1мая в Петрограде». Роспись Александры Щекатихиной-Потоцкой
Щекатихина-Потоцкая. Блюдо «Звонарь. Да Здравствует 8 Съезд Советов», 1920 год, Государственный фарфоровый завод. Русский музей, Санкт-Петербург
Блюдо «Нитки мотают»
Блюдо из сервиза «Снегурочка», Государственный фарфоровый завод
Чашка «Деревня»
Сливочник из сервиза "Ягодный"
Чашка «Венчание»
А. Щекатихина-Потоцкая. Эскиз тарелки. Костюм берендейки к опере «Снегурочка» и перенесённый на фарфор.
А. Щекатихина-Потоцкая. Блюдо «Танцующая крестьянка», 1925 год, Государственный фарфоровый завод
А. Щекатихина-Потоцкая. Блюдо «Гармонист», 1920-е гг., Государственный фарфоровый завод