Немцы приезжали в нашу страну с момента основания Московского государства, но именно в истории Санкт-Петербурга они оставили заметный след.
Сегодня я хочу рассказать о русском архитекторе немецкого происхождения, представителе «кирпичного стиля» и раннего модерна
Карле Карловиче Шмидте.
Особняк В.В.Тиса
Отец Карла родился в Германии, и незадолго до рождения сына, приехал с супругой Ольгой Еленой в Россию, в поисках работы инженера. А Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года уже в Санкт-Петербурге.
Карл учился в немецкой гимназии Петришуле с 1877 по 1886 год.
В этом престижном учебном заведении в разное время учениками были многие выдающиеся петербуржцы: от архитекторов (Тон, Шауб, Бенуа, Шретер) до врачей и учёных (Раухфус, Лесгафт).
По совету школьного товарища Вильгельма Шёне (также будущего архитектора) начал посещать курсы в училище Штиглица. Там он увлёкся рисованием и решил стать архитектором.
После успешного окончания Петришуле, Шмидт поступил в петербургскую Академию художеств. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон 1890—1891 годов Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Верхних торговых рядов (ГУМ).
Москва, Красная площадь, ГУМ
В 1894 году Шмидт, как это было принято в то время у выпускников архитектурных училищ, отправился в поездку по Европе для изучения иностранной архитектуры и посетил Италию, Германию, Францию, Англию , где изучал местную архитектуру.
Шмидт очень быстро заработал славу талантливого, трудолюбивого и честного зодчего, так что заказов у него всегда было много.
В ноябре 1897 года Карл Шмидт обвенчался в Твери с Эрикой Иоганзен. Он часто бывал в этом городе, так как ещё в начале 1890-х в Тверь переехала вся его семья.
В этом же городе Шмидт так-же возвёл несколько интересных построек.
Тогда же Шмидту предложили заняться крупным проектом — постройкой Александринского женского приюта в Петербурге (ныне клиника им. Пирогова). Большое нарядное здание, облицованное жёлтым и красным кирпичом, было закончено в 1899 году. Оно представляет собой произведение поздней эклектики, соединяющее «кирпичный стиль» и элементы неоготики.
Клиника Пирогова
В это же время Шмидт возвёл особняк Тиса в том же духе.
особняк В.В.Тиса
В 1899 году Шмидт построил здание для фирмы Карла Фаберже в центре города. Фасад облицован полированным и «грубым» гранитом и также носит готические черты. Интерьеры более близки стилю модерн.
Знаменитый ювелир Карл Фаберже приходился архитектору двоюродным дядей. Впоследствии Шмидт построил для Фаберже дачу в Левашово. К сожалению разрушается(.
В 1901 году Шмидт построил особняк и контору П. П. Форостовского — одно из самых удачных своих произведений. Двухэтажный особняк с асимметричным планом уже относится к раннему, несколько сдержанному модерну.
Особняк П. П. Форостовского
Массивное пятиэтажное здание - так называемый "предвестник северного модерна", построенное в 1901-1902 годах — доходный дом архитектора Карла Карловича Шмидта.
Именно в этом доме Шмидт прожил вплоть до своего отъезда в Германию.
В 1899 году Шмидт переехал в Павловск. Здесь он в 1902—1904 годах построил собственную дачу в «англо-саксонском стиле».
Дача К.К. Шмидта в Павловске
К 1907 году относится постройка женской гимназии Шаффе в стиле «рационального модерна». В её суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.
В 1912 году Шмидт построил доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты, — своеобразная дань моде, но, в целом, это произведение остается в русле модерна. Это массивное здание становится одной из последних больших построек Шмидта.
Доходный дом Кёнига
В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту Шмидта построен дворец княгини Ольги Палей. До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно искажённом виде.
Дворец Ольги Палей
Революция 1917 года... Осенью 1918 года Шмидты покинули Россию. В Германии Шмидт сменил много рабочих мест, но к архитектурной деятельности вернуться уже не смог.
В итоге архитектор лишился всего, что зарабатывал своим честным трудом на протяжении всей жизни. В Германии, жизнь в которой после Первой Мировой войны была крайне тяжёлой (кризис, бесконечная инфляция, безработица).
В 1930-х годах его таки ждало общемировое признание, но уже не как зодчего, а как филателиста - он выпустил два научных труда об истории почтового дела России и Германии, а свою коллекцию марок (он собирал русские почтовые марки на протяжении всей своей жизни) Карл Шмидт отдал в музей коммуникаций в Берлине, где они хранятся и в наши дни.
Карл Карлович прожил 78 лет и умер в 1945 году в своём имении в Магдебурге, через два месяца после окончания страшной войны, в которой воевали две родные для него страны.
Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 29 - 29. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Виктор Федорович БЕЛОВ
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»