Литейный проспект находится в центре города и является оживленной транспортной магистралью. Но даже на такой оживлённой магистрали есть уютные уголки в виде небольших садиков. На Литейном есть четыре-пять таких садиков - Итальянский садик, сад Шереметьевского дворца, сад дома Пеля, сад дома Пашкова и сад Дружбы. Вот и пройдёмся по этим садикам.
Итальянский садик.
Вход в него — между домами 57 («Новый Пассаж») и 55 (бывший дом Екатерининского училища).
![IMG_4949-KOPIY.jpg](https://im.wampi.ru/2022/09/10/IMG_4949-KOPIY.jpg)
Маки нашей победы.
История сада уходит в петровское время, когда Петр I подарил этот участок царице Екатерине Алексеевне. Для нее в 1712 году на берегу Фонтанки построили деревянный дворец в «итальянской манере», а за ним устроили обширный сад. Оба получили название «Итальянские». В Итальянском саду выращивали фрукты и овощи для царского стола.
В 1804 году дворец снесли и на его месте построили здание женского Училища Ордена Св. Екатерины, а кусок сада остался. Сегодня это единственный сохранившийся остаток Итальянского сада петровского времени.
На противоположной стороне Литейного проспекта виднеется зелёный сквер Мариинской больницы. Больница для бедных на Литейном проспекте была построена по проекту Кваренги в 1803-1805 гг. Основана она императрицей Марией Федоровной (поэтому и получила название Мариинской) в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и в память императора Павла I.
А это просто в соседний двор заглянула.
Шереметьевский сад (или сад Фонтанного дома).
Надо войти под арку 53-го дома и пройти во двор. Приятный и тихий сад с музеем Ахматовой.
Стены Шереметьевского сада уже давно расписаны стихами и украшены различными рисунками и граффити.
Начало этому процессу было положено самими работниками музея Анны Ахматовой , по их просьбе архитектор Сергей Падалко нарисовал в арке огромный портрет Анны Ахматовой и к нему, прямо на стене дома добавил строки из ее стихов.
А далее процесс стал стихийным и по сути неуправляемым, люди приходят сюда чтобы прикоснуться к прекрасному , к духу поэзии, и если угодно "гению места".
В порыве вдохновения или желания творить люди на стенах дома и во дворике пишут стихи Анны Ахматовой, свои стихи , да и просто изливают душу в форме прозы или замысловатого рисунка.
Таких откровений на стенах дома и прилегающей к нему территории накопилось огромное количество, но процесс погружения в андеграунд продолжается.
Памятник Прасковье Жемчуговой (графине Шереметевой).
Шереметьевы славились любовью к искусству и благотворительностью. Особенно история России выделяет имя мецената Николая петровича Шереметьева (1751-1809).
В своем подмосковном театре он серьезно обучал крепостных театральному искусству. Россия может гордиться целой плеядой вышедших из этих стен талантливых актеров. По уровню подготовленности и серьезности постановок это был ведущий театр в России. На его постановки стекался весь цвет московской и питерской публики. Особенно поражал необыкновенный по красоте и тембру голос крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Ее голосом восхищались польский, шведский и итальянский короли. Павел специально ездил из Петербурга на спектакли с ее участием.
Нужно отметить, что сам Николай Петрович Шереметьев был серьезно образованным и разносторонне развитым человеком. Он обучался в Лейденском университете, параллельно изучая театральное дело. Был знаком с Генделем и Моцартом. Последнему помогал материально. Занимал пост обергофмаршала императорского двора.
Шереметьев представлял из себя весьма завидного жениха, однако, полюбив Прасковью Жемчугову, дал себе обещание, что жить может только с любимой женщиной. В разное время он занимал видные посты в государстве: был директором Императорских театров, сенатором, тайным советником.По записанным после смерти Жемчуговой воспоминаниям графа стало ясно, что любил он ее не только и не столько за красоту и за голос, сколько за необыкновенные качества ее личности. Эта любовь дала ему силы преодолеть тщеславие и деспотизм в своем характере. Граф тайно венчался со своей возлюбленной, преодолев социальный и материальные барьеры. Через три года после венчания Жемчугова подарила графу сына Дмитрия, но через три недели после родов скончалась от обострения туберкулеза. Император Александр I проявил снисходительность, официально признав брак Шереметьева. Дмитрий официально стал наследником.
Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметьев пережил супругу на 6 лет. После ее смерти он перебрался в Петербург, где жил в Фонтанном доме.
С появлением 3 ноября 2020 года выставки посвященной творчеству
Иосифа Бродского "Сохрани мою тень" на стене Фонтанного дома Шереметьевский сад еще более преобразился.
Случилось интересное некий симбиоз соединения стихов Иосифа Бродского и Анны Ахматовой плавно соединившихся между собой и дополняющих друг друга общую неповторимую атмосферу маленького сада.
"Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини.
Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани.
За твоею спиной умолкает в кустах беготня.
Мне пора уходить. Ты останешься после меня..."
Сад дома Пеля (садик "Сен-Жермен")
Литейный пр., дом № 46
Это садик под названием "Сен-Жермен", существующий во внутреннем дворике домов уже больше века и до наших дней сохранил уйму интересного.
Первоначальный владелец нынешнего дома № 46 по Литейному проспекту, по некоторым данным, был прославленный сподвижник Петра Великого, подполковник Преображенского полка, граф Бурхард Кристоф фон Миних. Хотя это факт не подтверждённый.
В 1859 году дом был выкуплен и значительно перестроен архитектором Александром Пелем. В начале XX века участок перешёл в собственность Федора фон Крузе. Когда участок перешёл в собственность Крузе в 1905 году, также была проведена реконструкция.
Позднее нефтепромышленник Павел Гукасов пригласил для перестройки архитектора Александра Хренова. Именно в этот период в саду появился фонтан, и он приобрёл тот вид, которым мы можем наслаждаться сейчас. Петербуржцы называют этот сад "Сен-Жермен", наблюдая в нём некую отсылку к французским садам, контрастирующим с петербургскими каменными колодцами.
В 1960-х годах садик стал местом встречи творческой интеллигенции. В разные годы здесь запросто можно было встретить разных поэтов — от Бродского до Кинчева. Легендарные представители советского рока нередко попивали здесь портвейн и участвовали в баттлах с гопниками.
Трёхарочный вход во двор, а между двумя новыми корпусами разбит сад, с фонтаном в центре.
Своё народное название "Сен-Жермен" садик получил благодаря схожести с французскими садиками. На французский манер его ещё называли "Пале Рояль" или "Бельведер". Эти французские названия были даны жителями в советское время.
Упорно не утихает молва о том, что в своё время садик был свидетелем выступлений знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина и известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Более того, в начале XX века в коммунальную квартиру в гости захаживал Максим Горький к своей музе Марии Андреевой.
При Союзе, в 1960–1970-е годы во дворике с садом и фонтаном собиралась вся творческая интеллигенция города: Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев.
И за красивой высокой оградой как бы продолжение садика.
Гимназия "Тутти" с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
Сад дома Пашкова
Дом Пашкова - Литейный пр. дом 39, бывший дом Департамента уделов.
А напротив, в доме 36, находится музей-квартира Н.А.Некрасова, где с 1857 года до своей кончины в 1877 г. проживал русский поэт. В то время здесь находилась редакция популярных журналов: "Современник" и "Отечественные записки". В квартире Некрасова побывала почти вся литературная элита конца XIX в.
Особняк Пашкова на Литейном, 39, воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда». В саду установлен памятник Н.А.Некрасову. И очень много птиц))
И последний сад -
Сад Дружбы.
Зеленый уголок расположен на участке между домами под номерами 13 и 17—19 по Литейному проспекту.
Экономическая столица Китая Шанхай к трехсотлетию нашего города (в 2002 г.) преподнесла оригинальный подарок - Сад дружбы, уменьшенную копию сада Ю Юань в переводе означающего "Сад радости".
Один из признаков прихода настоящей весны в Санкт-Петербурге — цветение сакуры в сквере Дружбы.
На этой прекрасной ноте и закончу.