Жемчужина Дворцового Царскосельского паркового ансамбля в городе Пушкине — Екатерининский дворец.
Туда мы и направились в конце февраля текущего года.
Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери Петра I, Елизавете Петровне.
С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца в 1756 году был приглашен Ф.Б. Растрелли. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.
Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.
Большой зал или Светлая галерея — самое большое помещение. Предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.
Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.Б. Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.
При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал окутан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах.
Парадная анфилада, сквозь которую шла императрица, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.
Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф.Б. Растрелли, воплощенный в Екатерининском дворце.
Вот оно - фамильное серебро дворянского рода Нарышкиных!
Более 700 предметов из серебра и золота конца XVIII – начала XX века.
Фамильные раритеты были найдены семь лет назад в особняке Трубецких-Нарышкиных. Все серебро находилось в идеальном состоянии. Его бывшие владельцы перед бегством за границу в 1917 году аккуратно завернули все в газету «Народная воля». В таком виде клад пролежал 95 лет и лишь случайно предстал миру.
Находку из столового серебра и предметов быта оценили в 189 миллионов рублей.
При изготовлении раритетов использовались самые разные техники: гравировка, литье, чеканка, золочение, гильошировка и резьба. Например, в комплект фирмы Сазикова вошло около 40 предметов. Все они изготовлены в Петербурге в 1880 году и украшены растительным декором с птицами и цветами. Сервиз представлен самоваром, сухарницей, сливочником, конфетницей и ложками. Все предметы выполнены из серебра 916-й пробы.
Один из любимых парадных залов Екатерины Великой - Арабесковый зал. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд.
Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".
Зеленая Столбовая, в которой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.
Есть еще и Малиновая Столбовая, которая ранее использовалась для проведения настольных игр.
Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.
Ну и наконец - Янтарная комната!
Восьмое чудо света — так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.
Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната была полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.
Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кёнигсберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.
Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комната была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Вот и всё. А далее мы идем в борщевую Гутцайта.
Сергей Гутцайт известен как владелец ресторана "Подворье" и еще 14 ресторанов, частной школы им. Горчакова, гостиничного комплекса и туристической деревни Мандроги.
В кафе можно приобрести только борщ. Но зато какой! Наваристый на бульоне или постный - всё будет вкусно! К нему подаётся густая сметана, зелень, вкуснейшие ржаные гренки, которые вы можете натереть ароматным чесноком.
Интерьер в стиле советской эпохи.
А оплачиваете борщ уже после того, как съели его! Причём, сами же и оцениваете его и оставляете столько денег, сколько посчитаете нужным.
Подкрепившись и согревшись не прошли и мимо рынка в Гостинном дворе.
Там я люблю покупать свежую рыбку.
И заканчиваю прогулку на Соборной площади, которая располагается в самом сердце Царского Села.
Проект Соборной площади разрабатывал архитектор Гесте в начале XIX столетия. Изначально, площадь задумывалась как единая композиция с Екатерининским собором, возведенного в 1840 году.
По замыслу архитектора вокруг собора сделали насыпную круглую площадку, а от нее в форме креста проложили аллеи, обрамленные деревьями.
В 1939 году Екатерининский собор был взорван, а площадь в угоду тогдашней власти – переименована.Так она стала обычным сквером, в котором в 1960 году был установлен памятник Ленину.
Памятник впоследствии постигла незавидная судьба, в 2004 году неизвестные вандалы сбросили его с пьедестала и разбили. Зато через два года после гибели статуи было начато строительство Екатерининского собора.
В 2007 году площадь вновь стала Соборной и здесь закипели реконструкторские работы. К 300-летнему юбилею города собор был полностью восстановлен и освящен.
Вот и все! До скорого.