-Рубрики

 -Цитатник

Санта-Маргерита-Лигуре(Santa Margherita Ligure)Италия - (0)

Санта-Маргерита-Лигуре(Santa Margherita Ligure)Италия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscr...

Сады Замка Кавдор(Cawdor Castle and Gardens)Шотландия - (0)

Сады Замка Кавдор(Cawdor Castle and Gardens)Шотландия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscr...

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 137. Дворец Шёнбрунн. Часть 52. Kaiserliche Wagenburg или Музей императорских карет. Часть 6. - (0)

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 137. Дворец Шёнбрунн. Часть 52. Kaiserliche Wagenburg или...

Сибиу(Sibiu)Румыния - (0)

Сибиу(Sibiu)Румыния https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/e1194e/32/0/4no7bqgos8emt...

Ботанический сад Клуж-Напока(Cluj-Napoca Botanical Garden)Румыния - (0)

Ботанический сад Клуж-Напока(Cluj-Napoca Botanical Garden)Румыния https://x-lines.ru/letters/i...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vasilisa59

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2011
Записей: 20224
Комментариев: 8582
Написано: 31783


16. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Виктор Александрович ШРЕТЕР

Понедельник, 01 Января 2018 г. 17:48 + в цитатник
Виктор Александрович ШРЕТЕР (1839 – 1901)

Виктор Шретер родился в Санкт-Петербурге, окончил- как и многие его коллеги немецкого происхождения- Петришулле, а затем Академию художеств. Параллельно он обучался и в архитектурной мастерской Людвига Бонштедта. На второй год учёбы способного юноши Людвиг Бонштедт отказался брать плату за его обучение, объяснив это родителям Виктора тем, что молодой человек уже вышел из ранга ученика и стал помощником. По совету архитектора родители отдали сына в берлинскую Строительную академию, где четырёхлетний курс обучения Шретер закончил всего за два года и получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль.

В 1862 году Виктор Шретер вернулся в Санкт-Петербург и начал проектировать самостоятельно. В 1865 году зодчий начал преподавательскую деятельность в Строительном училище, впоследствии преобразованного в Институт гражданских инженеров, и продолжал её до конца своих дней. В 1882 году Шретеру было присвоено звание профессора Академии художеств.


Шретер работал в период эклектики- «умного выбора». Свобода выбора разных исторических стилей позволяла перерабатывать их мотивы применительно к постройке, изменяя масштаб, пластическую трактовку, насыщая фасад декором исходя не из требований стиля, а из желания заказчика и самого зодчего, вне зависимости от функции здания.

Зодчим были построены лютеранская церковь Марии и здание училища у Сытного рынка на Петроградской стороне (1872-74, не сохранились) , здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества (1876-79, пл. Островского 7), здание торгового дома фирмы "Штоль и Шмидт" (1880-81, Малая Морская ул. 11), здание Русского для внешней торговли банка (1887—88,Большая Морская ул. 32), жилые дома и производственные здания завода «Людвиг Нобель» на Выборгской стороне (1893—95), здание музея в память Н. И. Пирогова на Выборгской набережной (1895—96, не сохранилось).

Лютеранская церковь Марии у Сытного рынка


Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества


Здание торгового дома фирмы "Штоль и Шмидт"


Жилые дома завода «Людвиг Нобель»


Здание музея в память Н. И. Пирогова на Выборгской набережной

Но больше всего Виктор Шретер был известен тем, что одним из первых в Петербурге ввёл в повсеместную практику "кирпичный стиль"- применение неоштукатуренных фасадов. Хотя само по себе отсутствие штукатурки стилеобразующим признаком не является, а постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России уже в конце 18 века — это были в основном производственные и складские сооружения, а также казармы. Но постройки Шретера оказались настолько яркими и (несмотря на отсутствие штукатурки) декоративными, что позже искусствоведы выделили их в отдельный «кирпичный стиль». Простой, практичный и дешевый способ отделки фасадов был гораздо экономичнее непрочной и недолговечной штукатурки, требующей в нашем климате постоянного подновления. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки и использованием цветного кирпича. Увы, хотя кирпичный стиль (также получивший название «фабричного») быстро получил распространение в провинции, но практически не прижился в жилищном строительстве, оставив о себе память в основном в виде промышленных сооружений.

В кирпичном стиле по проектам Шретера были построены доходный дом и комплекс зданий шёлковых изделий А. И. Ниссена (1872-73, наб. Фонтанки, 183), доходный дом В. Ф. Штрауса (1873-74, 2-я линия В. О., 9) доходный дом банкира А. Майера (1876, ул. Марата, 66), доходный дом Вучиховского ( 1877, пр. Римского-Корсакова, 33), особняк Пампеля (1880-81, Английский пр. 6), комплекс зданий больницы Биржевого купечества в память Александра II (1887—89, Большой пр.ВО 77), декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров (1900, ул.Писарева, 20). На Мойке Виктор Шретер построил собственный особняк и доходный дом при нем также в кирпичном стиле (1890-99, наб. Мойки, 114 и 112).


Доходный дом и комплекс зданий шёлковых изделий А. И. Ниссена


Доходный дом В. Ф. Штрауса


Декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров


Собственный особняк Шретера на набережной Мойки

В 1882 году Шретер стал членом Дирекции императорских театров, реконструировал здания Мариинского и Александринского театров, работал над проектом перестройки здания Придворной певческой капеллы. По его проектам строились театры в Рыбинске, Тбилиси, Туле, Киеве, Нижнем Новгороде. В Петербурге Шретер построил склад, декорационный зал и магазин Дирекции императорских театров на Большой Подъяческой улице и такое же сооружение на улице Писарева.

Виктор Шретер было одним из инициаторов создания Общества архитекторов и выпуска отраслевого журнала- «Зодчий». На первом же заседании он был избран секретарём Общества и редактором журнала. Председателем Общества стал один из его учителей А. И. Резанов.

источник

Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 14 - 14.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Николай Леонтьевич Бенуа.
Часть 15 - 15.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Гаральд Юлиус БОССЕ
Часть 16 - 16. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Виктор Александрович ШРЕТЕР
Часть 17 - 17. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Максимилиан Егорович МЕСМАХЕР
Часть 18 - 18.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Леонтий Николаевич БЕНУА
...
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»

Рубрики:  ГОРОД МОЙ
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку