-Рубрики

 -Цитатник

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 143. Дворец Шёнбрунн. Часть 58. Kaiserliche Wagenburg или Музей императорских карет. Часть 12. - (0)

Австрия, Вена. Прошлое и настоящее. Часть 143. Дворец Шёнбрунн. Часть 58. Kaiserliche Wagenburg или ...

Триест(Trieste)Италия - (0)

Триест(Trieste)Италия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/e1197e/32/0/4ntpdygozde...

Сад роз в парке Сан Джованни(Parco San Giovanni)Триест,Италия - (0)

Сад роз в парке Сан Джованни(Parco San Giovanni)Триест,Италия https://x-lines.ru/letters/i/cyr...

Чистернино(Cisternino)Италия - (0)

Чистернино(Cisternino)Италия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/e1197e/30/0/4...

Сад Инверью(Inverewe Garden)Шотландия - (0)

Сад Инверью(Inverewe Garden)Шотландия https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/0907/1c8a14/...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vasilisa59

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2011
Записей: 20244
Комментариев: 8594
Написано: 31815


13.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Андрей Иванович ШТАКЕНШНЕЙДЕР

Воскресенье, 31 Декабря 2017 г. 12:10 + в цитатник
Андрей Иванович ШТАКЕНШНЕЙДЕР (1802-1865)



Андрей Иванович Штакеншнейдер родился недалеко от Гатчины в мызе Ивановка, где до сих пор сохраняются руины родовой усадьбы Штакеншнейдеров. В детстве Андрей увлекался рисованием и сооружением игрушечных сооружений. Отец обратил внимание на эти занятия и отдал тринадцатилетнего сына в Академию художеств. По её окончанию в 1821 году архитектор поступил чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ, а затем был определен рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора, где зодчий трудился под руководством Огюста Монферрана.


Работа с Монферраном оказалась большой удачей для молодого архитектора. Французский зодчий заметил талант Штакеншнейдера. В 1831 году по рекомендации Монферрана Штакеншнейдер перестраивал усадьбу графа Бенкендорфа, любимца Николая I, под Ревелем (Таллин). Заказчик остался ей крайне доволен, Штакеншнейдер был представлен императору и привлечён к дворцовому строительству. С этого времени Андрей Штакеншнейдер стал истинно дворцовым архитектором- по его проектам строились новые, перестраивались и переоборудовались старые дворцы членов императорской фамилии.

В 1835 году по идее Николая I Штакеншнейдер строит Никольский домик в Петергофе, который внешне имитировал усадьбу зажиточного крестьянина. Этот домик был сюрпризом императора для своей супруги, которая в дальнейшем любила бывать здесь. Домик не сохранился, но имеет важное значение как один из первых примеров "русского стиля" в архитектуре столицы.

Никольский домик в Петергофе

Среди малоизвестных работ Штакеншнейдера стоит выделить музыкальный вокзал в Павловске (1836-38, не сохранился), построенный в качестве конечной станции первой в России железной дороги.

В 1839 году Штакеншнедер получает заказ от императора на строительство резиденций для его любимой дочери Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской. И если в архитектуре петербургского Мариинского дворца Штакеншнейдер обращается к классической традиции, то загородную усадьбу в Сергиевке строит в необычном для нашего города стиле неогрек. Перголы, атриумы и колоннады стали удачным украшением летнего дома герцогини.

Мариинский дворец


Усадьба Сергиевка

В тот же период, с 1840 по 1842 год Штакеншнейдер проектирует загородный дворец подруги Марии Николаевны княгини Потемкиной в Гостилицах. Этот барский дом по идее архитектора получил форму романо-готического замка.До нашего времени он сохранился только в руинах.

Усадьба Гостилицы

В 1844 году архитектор приступает к сооружению нового дворца на Собственной даче наследника престола Александра Николаевича под Петергофом, а также строит рядом с ним церковь Святой Троицы. Дворец и церковь получили оформление в стиле необарокко, во вкусе времени Людовика XV, убранство их было настолько изящно и богато что это послужило толчком к активному строительству подобных необарочных построек в имениях знати. Дворец воспринимался как «драгоценная безделушка роскоши и изящества».

Собственная дача

В том же стиле необарокко в 1846- 48 годах Штакеншнейдер создает петербургский дворец князей Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и Фонтанки, а также загородную дачу князей на Крестовском острове.

Дворец Белосельских-Белозерских

Но наиболее богатое наследие оставил Штакеншнейдер в архитектуре Петергофа- любимой загородной резиденции Николая I. Здесь он строит множество крупных построек и мелких павильонов, среди которых- Царицын павильон (1841-44), Розовый павильон (1845-48,не сохранился), Ольгин павильон (1846-47), Царская мельница (1851-54), церковь святой мученицы царицы Александры (1851-54), дворец Бельведер (1852-56), Фермерский дворец в парке Александрия (1858-59).

Царицын павильон


Дворец Бельведер


В 1853-61 годах Штакеншнейдер работает над созданием петербургской резиденции великого князя Николая Николаевича, которая оформила только что созданную площадь при съезде с Благовещенского моста. Николаевский дворец внешне имеет формы ренессансного палаццо и является данью моде на эпоху Ренессанса. Когда в 1857-61 годах архитектор создавал дворец для другого сына Николая I, Михаила Николаевича, то обратился уже к стилистике необарокко. Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной стал последней крупной работой зодчего.

Николаевский дворец

Произведения Штакеншнейдера носят на себе следы последовательного преобладания самых разных исторических стилей- от необарокко до готики, его художественное наследство поэтому представляет немалый интерес своей многогранностью для изучения истории архитектуры середины 19 века, в которые один модный стиль быстро сменялся другим.

Долгое время семья Штакеншнейдеров проживала на съёмных квартирах. В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице, полностью перестроил его, после чего этот дом стал одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На "субботах" у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе, А. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.

В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. По проектам Штакенщнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Новгороде, Таганроге и Крыму. Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался 8 августа 1865 года в Москве и был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне.

источник

Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
...
Часть 11 - 11. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Василий Петрович СТАСОВ (1769—1848)
Часть 12 - 12.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Анри Луи Огюст Рикар де МОНФЕРРАН
Часть 13 - 13.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Андрей Иванович ШТАКЕНШНЕЙДЕР
Часть 14 - 14.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Николай Леонтьевич Бенуа.
Часть 15 - 15.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Гаральд Юлиус БОССЕ
...
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»

Рубрики:  ГОРОД МОЙ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку