Граф Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ (1700-1771)
Мало кто оказал такое влияние на образ нашего города в 18 века, как Бартоломео Растрелли. Молодым человеком он приехал вместе со своим отцом-скульптором в далекую и неизведанную страну. Работая подмастерьем у отца, он обучался искусству и архитектуре. Уже в возрасте 21 года он выполняет свою первую самостоятельную работу- дворец Антиоха Кантемира (не сохранился), и талантливого архитектора замечают в свете.
Но больше всего талант Растрелли раскрылся после возвращения в Петербург из Москвы императорского двора. Новой императрице Анне Иоанновне и ее фавориту Эрнсту Бирону хотелось жить в роскоши, чем воспользовались отец и сын Растрелли: уже в 1734 году начинается строительство дворца Бирона в курляндской Руентале, а затем еще одного в Митаве. В Петербурге Растрелли перестраивает для императрицы дома Апраксина, Рагузинского и Чернышева, превращая их в новый Зимний дворец.
Несмотря на тесные связи Растрелли с «немецким» двором Анны Иоанновны, новая императрица Елизавета Петровна также обращается к архитектору. Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь и пышность, которую создавал стиль барокко. Строительство дворцов при дочери Петра стало настоящей политикой, а вслед за ней обустраивать свои резиденции стремились и её приближённые. Непревзойдённым мастером стиля барокко (в России прозванного елизаветинским барокко) был только Растрелли.
Зимний дворец Анны Иоанновны
Летний дворец Елизаветы Петровны
В 1741-44 годах Растрелли строит для императрицы роскошный Летний дворец ( на его месте ныне-Михайловский замок). Практически одновременно начинается расширение Большого Петергофского дворца и Екатерининского дворца в Царском Селе, которые в короткие сроки обрели современный вид. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли всегда отмечал и царскосельский павильон Эрмитаж, где для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, были установлены специальные подъемные столы, доставлявшие кушания на второй этаж.
Большой Петергофский дворец
Екатерининский дворец в Царском Селе
Эрмитаж в Царском Селе
В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Растрелли. Строительство велось с 1749 года, но в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Собор был закончен лишь в 1830е годы, а исполинская колокольня 1260 метров в высоту так и не была построена. Однако и созданное является одним из самых значительных творений архитектора.
Смольный собор
В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова на Садовой улице, с 1752 по 1754 года -дворец Строгановых на невском проспекте.
Воронцовский дворец
Строгановский дворец
В 1753 году Растрелли поручается крупнейший проект в его жизни: строительство нового, шестого по счету Зимнего дворца, ставшего главным символом царской власти на весь оставшийся период. Деньги Елизаветы Петровны и гений Растрелли создали величайший памятник барокко в Петербурге. Но Елизавета Петровна так и не успела поселиться в Зимнем дворце- строительство было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.
Зимний дворец
Увы, через полгода, когда к власти пришла Екатерина II, стиль барокко вышел из моды. У Растрелли отобрали все заказы, отправив в отставку. Спас Растрелли все тот же Эрнст Бирон, когда то ставший одним и первых заказчиков зодчего: по приглашению курляндского герцога Растрелли отправляется в Митаву, где завершает строительство роскошного дворца. Там же, в Митаве, он скончался и был похоронен.
источник
Серия сообщений "ЗОДЧИЕ":
Часть 1 - 1.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Доменико Андреа ТРЕЗИНИ.
Часть 2 - 2.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Бартоломео Франческо РАСТРЕЛЛИ
Часть 3 - 3.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Савва Иванович ЧЕВАКИНСКИЙ
Часть 4 - 4.«Выдающиеся зодчие нашего города»: Жан-Батист-Мишель ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ
...
Часть 30 - 30. «Выдающиеся зодчие нашего города»: Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)
Часть 31 - Дом, который построил Шмидт...
Часть 32 - Архитектор Лев Кекушев – «Гений московского модерна»