Цитата сообщения Dancing_Witch
Пасха в Карпатах, или что положить в пасхальную корзинку...
...и самое главное - что потом со всем этим делать, кроме как просто сьесть.:)))
А еще - сколько интересных народных "малых" мифов существует вокруг и около Христа, Пасхи и Воскресения...Хватило бы, что бы переписать всю Библию заново еще раз десять, если не больше..:)
Предлагаю еще несколько интересных "вырезок из газет" на тему:
Автор: Мирон Леміш
Гуцульський пасківник
(Паскевник - корзиночка для освящения пасхальной снеди,
я на русский вам переведу - D.W.)
....Феерверк красок на аленьких вышитых рушничках, которыми накрыты гуцульские корзинки, сорочках, пысанках, павлиньих и петушиных перьях на шапках газд (газд - зажиточный крестьянин, хуторянин, хозяин), зеленая трава из-под снега, радостный перезвон и поздравчления "Христос воскрес - Воистину воскрес!", которыми отзываются все горы...Это Пасха на Гуцульщине, которая есть одним из немногих праздников в году, что овеян обычаями предков и традициями, имеющими глубокие языческие корни.
- Первейшим и неотъемлемым атрибутом этого величественного праздника является пышная паска, - говорит знаток древнейших традиций горского края, директор дома культуры в селе Криворивня Верховинского района, на Ивано-Франковщине, Ганна Готич. - Ее начинают выпекать в пасхальную среду. Рецепты передаются от бабушки к внучке и тщательно оберегаются от чужих. Наиболее уважаемые и признанные гадзыни (хозяйки) ни за какие деньги не выдадут рецепт "домашней" паски.
По словам Ганны, паска, которую спекли первой, является самой большой и предназначена для освящения в церкви. Сразу после того, как ее вынимают с пылу-с жару, ее кладут посреди стола. Потом пекут паски меньших размеров. В некоторых селах пекут еще и стольник ("стільник") - хлеб, в который кладут глухим концом столько яиц, сколько есть членов семьи. Каждое яйцо как-нибудь помечают, что бы знать, где чье. Если во время выпекания какое-нибудь яйцо треснет, то говорят, что человек на протяжении года умрет.
Поскольку в жизни гуцулов скотина занимает одно из важнейших мест, то на этот великий христианский праздник обязательно пекут так называемую "скотную паску" ("худобийну паску"), в которую добывляют мед,мертвых пчел, что символизирует жертвование погибших насекомых и прошение к Богу больше их не губить, и сахар, который делают осы. Эту паску после освящения сушат, трут в муку, смешивают с солью и дают скотине, когда она болеет.
Собирать пасхальную корзинку ("великодній кошик" , "паскевник") начинают поздно вечером в субботу. на дно кладут "дору" (порезанные кусочки меньших пасок, обычного белого хлеба и "скотинкиной" паски). На дору кладут кольца домашних копченых колбасок, а сверху на них творог, масло, вареное сало, яйца без скорлупы, пысанки, посудину с водой, в которой варились яйца. Касательно последней, издавна существует поверье, что эта воду помогает при глазных болезнях. Сбоку ставят хрен с листьями, чеснок и соль.
Люди, которые живут далеко в горах и которым до церкви далеко ехать, кладут паскевник в "бесаги" ("бесаг" - тканая сумка из двух частей, которая перебрасывается через плечо.) Во вторую половину бесаги кладут большую паску, котрую спкели первой, свечки и сало.
Приготовив все это, семья молится и ложиться спать. (Сразу добавлю, что относительно сна в предпасхальную ночь существовали отдельные поверья и правила - например, нельзя было укрываться одеялом и вообще, расстилать постель, что бы черти не приснились. Следовало как-нибудь просто прикорнуть в уголке, до того момента, когда нужно уже вставать к утренней службе - D.W.) Но перед тем, хозяйка-гадзыня закрывает все окна в конюшне, курятнике, что бы куры не увидели света, так как считалось, что ту курицу или петуха, которая увидит солнечные лучи перед Великоднем, летом схватит и разорвет ястреб.
У хозяина-газды свои хлопоты: он ставит перед сном на пол возле кровати топор, на который после полуночи должны наступить босыми ногами все члены семьи, для того, что бы ноги были такими же крепкими, как железо. Походивши по топору, все умываются в воде, в которую мать кидает дентги и пысанку и приговаривает : "Чтобы были такими же красными, как пысанка, а денег имели мешки" ("Абисте були такі красні, як писанка, а грошей мали міхи”. )
До зари перед воскресеньем к церкви сходятся и съезжаются гуцулы с отдаленнейших хуторов, с высочайших гор. После праздничной Службы Божьей во дворе возле церкви люди расставляют паскевники, которые как-будто расцветают свечками. Кое-кто еще перед службой раздает нищим хлеб, сыр, яйца, сало и по одной свечке за прощение своих грехов и поминание душ умерших.
После освящения пасок все спешат бомой. Сначала паску несут в хлев и кладут ее трем разным коровам на хребет, приговаривая : "Как дар красный, так и что бы Бог дал телочек красных" («Який дар красний, такі аби Бог дав телиці красні».). Кое-кто обходит с освяченным три раза подряд весь двор.
Зайдя в хату, хозяин-газда становится на пороге и трижды говорит :"Христос Воскрес!" Гадзыня-хозяйка берет паску, стольник и паскевник и ставит на стол. Разговаривать в этот момент нельзя, что бы в доме не было ссор и что бы скотина мирно паслась и не убегала с пастбищ. Хозяин зажигает свечку, прикрепляет ее к корзинке и крошит туда "скотинкину" паску, которую посыпает солью, а потом идет в хлев и высыпает все это скотине.
Когда он возвращается в хату, вся семья уже должна сидеть за столом. Гадзыня зажигает свечу и прикрепляет ее к первой большой паске. Но никто не начинает есть, не помолившись и не сказав в конце молитвы : «Абисмо дочекали й на рік святого Воскресення, діждали святу дору споживати і від нарік до поза нарік, і на всі роки, допоки Бог призначить віку, і аби маржина миром була! Чого і вам бажаємо! Христос Воскрес!».
По материалам статьи - Мирон Леміш, свободный журналист "ХайВей"
h.ua/story/11097/ - 102k
Пасха в Карпатах или Великдень - легенды и поверья:
"В тот день, как воскрес Христос, Солнце от радости не заходило и день был долгим-предолгим, потому его и назвали Великдень. По другой легенде, в то время, когда Христос родился, сильно светило Солнце и стояли такие долгие дни, что нынешних дней понадобилось бы целых семь сложить, что бы был один тогдашний. Тогда было, как взойдет Солнце в воскресенье утром, то заходит аж в субботу вечером. А как распяли Христа - дни уменьшились. Теперь только царские ворота в церкви распахнуты семь дней, в память про те долгие дни. Вот почему день Воскресения называется Великим. Празднуют его по-разному, вот например в Карпатах.
Победа жизни над смертью.
По словам научного сотрудника Института народоведения НАН Украины Стефании Гвоздевич, пасхальные обряды начинались еще с Чистого четверга. Во время Службы Божьей, которую правили в этот день, люди старались удержать свечку, что бы не потухла по дороге домой и обойти с нею вес хозяйство. Сажей с нее выжигали крест в доме, а саму свечку сохраняли. Говорят, она является очень полезной. Ею обкуривают человека, который перепугался, а если кто-то умирает, дают ему эту свечку в руку. А еще ее называют "громницей" ( "громниця") - потому что ее зажигали во время грома, что бы отогнать его от хаты.
(Мои собственные впечатления от грома в Карпатах - УЖАС! ..:) Хотя мы жили в хатке не на самой высокой горке, можно даже сказать, почти в долине, но это было как раз на Ивана Купала, когда бушуют летние грозы, и ощущение ночью было такое, что гремит прямо у тебя в голове, всю ночь...:) Не удивительно, что от грома нужна была мощная защита! - D.W.)
Паска, которую пекли в этот день, не была такой маленькой, как сейчас, поэтому в корзинку она часто не вмещалась Гуцулы носили святить ее в бесагах, иногда в хустке или скатерти. А в корзинку клали яйца со скорлупой и без, что бы сразу можно было есть. Обязательно там было что-то мясное : ветчина, солонина, вареное сало. Кроме того - масло и домашний сыр. В Карпатах делали сыр из коровьего молока, типа брынзы. Непременно святили соль, свеклу с хреном.
Есть легенда, что когда евреи хотели отравить Христа, давши ему сьесть хрен, который тогда считали ядовитым корнем. а Он съел и сказал, что хрен на самом деле является очень лечебным, как свидетельствует теперь и современная народная медицина. Потому когда едят мясные блюда, едят так же свеклу с хреном или белый хрен с яйцом и сметаной.(ммм, очень вкусно, хрен со сметаной - мягче и нежнее, чем тот, что обычно продают в магазинах со свеклой - D.W.)
Дійсно, сучасна народна медицина свідчить, що цей корінь є дуже помічним.
На Пасху обязательно одевали обновки. Эта традиция связана с обновлением, пробуждением природы. Кроме того, весна - это надежды на что-то новое. Когда-то в пасхальную неделю ходили в гости к бабе-повитухе. Сегодня, когда на смену повитухам пришли кумовья, обязательно проведывают их, а так же крестных родителей, дедушек и бабушек, что бы проявить таким образом свое уважение.В гости идут обязательно с пысанкой, паской.
Хотя на Пасху вобщем-то ходили не так в гости, как на массовые развлечения, которые устраивали на поле или пастбище.в Карпатах такие развлечения устраивали перед церковью. Например, это были качели (гойдалки), которые считались очищением воздухом. Было так же и очищение огнем - с субботы на воскресенье перед Пасхой разжигали костры, через которые прыгали парни.
"Модные" пысанки по трипольским мотивам - D.W.
В воскресенье после церкви все быстренько бежали домой. Считалось, кто как прибежит - так и будет спориться у него хозяйка. Когда разговлялись - то в первую очередь яйцом, желая друг другу здоровья. Скорлупу от яиц не выбрасывали, кожицу с колбасы тоже - зарывали в поле. Кто имел пчел - святили и мед, а потом несли его на пастбище, что бы ничто злое к ним не цеплялось.
Пасхальная корзинка:
Специально к Пасхе держат корзинку и вышитый особым образом рушничок.
Еще с вечера корзинку наполняют праздничным угощением: кладут паски - пшеничную и сырную, крашенки, сало, ветчину, хрен, сливочное масло, пирожки с сыром и завиванец с маком, соль, пысанки и свечку (ее вставляют в Паску и зажигают , когда священник святит скоромное). Все накрывают полотенцем. Эти пожитки освящаются для того, что бы люди на праздник получили радость, и духовную, и от земных даров.
Паска символизирует жизненную полноту, а возможно, напоминает нам про древнюю Великую Богиню, так как одним из названий паски есть "баба". Украшают пасхальный хлеб узорами из теста - двойными (восьмиконечными) крестами, решетками, веночками.
И в этом украинский хлеб существенно отличается от российского "кулича" - не всегда украшенного узорами, а просто залитого белым сахарос и посыпанного разноцветным "пшеном". (вот поэтому я и говорю всегда, что в Украине больше общего с европейским язычеством, чем с классическим славянским, особенно в Закарпатье.Но это мое личное мнение, совершенно не обязательно со мной соглашаться..:)) - D.W.)
Паски, как правило, выпекали в четверг из пшеничной муки на яичных желтках, и каждая хозяйка придерживалась заведенных обычаев: печь топили поленьями, которые откладывали каждый четверг Великого Поста, поджигала их веточками освяченной вербы, сажая паски в печь приговаривала особую молитву. В субботу женщины красили яйца. Наши предки верили, что в освященном яйце помещается 40 милостей и Святой Дух. Скорлупу с первого освященного яйца несли к речке и бросали в воду, "что бы доплыла до рахманов и оповестила, когда Великдень". (про загадочных рахманов - если будет время - еще выложу, D.W)
На Пасху обязательно готовят сырную (творожную) Паску, запеченную, или приготовленную "холодным" способом, под прессом.
Соль - символ достатка, полноты бытия. В Библии соль - символический способ связи между Богом и его народом:„І не оставляй жертви твоєї без солі завіту Бога твого”. В Нагорной проповеди Христос называет своих учеников "солью земли". Считается, что соль - это очищающее вещество, связанное с железом, кровью и небесными светилами, которого боится нечистая сила. Встречать гостей с хлебом-солью имело два значения: проявление гостеприимности и оберег.В праздничные дни для придания особой силы соли ее запекали или святили в церкви. Перед Пасхой соль запекают в Чистый Четверг. Соль и хрен - символы очищения. Хрен - придает сил, помогает пищеварению. Кто имел - добавляли так же яблоки, зеленый лук.
Рассказывают так же, что когда преследовали Христа, он спрятался в сене. Но куры разгребли сено, открывши Спасителя.Его схватили, но он сумел убежать и спрятался в соломе. Подбежали свиньи и стали рыть солому, закрывая Христа еще глубже.С того времени Бог благословил свинину в пищу людям. Потому и существует традиция освящать на Великдень сало и поросят.
Ветчина и колбаса добавляют символически людям здоровья и плодовитости. Когда-то не каждый мог позволить себе иметь все это.
Пысанки - по легенде, пысанки, подаренные на Пасху, оберегали от сил зла и должны были приносить счастье. Бело-красные пысанки означали уважение к духам, что заботились о доме, зеленые - возрождение природы и любви, коричневые - семейное счастье."
Источник - http://ua-reporter.com
И еще немного интересного:
"На Гуцульщине есть и такая легенда про пысанку. Вскоре после своего Воскресения Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверьми, которые заперты на двенадцать железных замков. Но нечистый имеет силу и по сей день, день и ночь он рвется наружу, разгрыз уже одиннадцать железных дверей. Еще чуть-чуть - и упадет последняя преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и настанет конец света. Но именно в этот момент звонят в церкви колокола, люди говроят "Христос Воскрес!" и дарят друг другу пысанки. Тогда сразу же обновляются все оковы нечистому, все двери и замки. Вот и сидеть ему там вечно - пока люди на земле рисуют пысанки и поздравляют друг друга с Великоднем.
Крашеные яйца докатились уже фактически до 21 века.
Интересно, что археологи находят следы пысанкарства по всей Украине и не только. Исследователь-этнограф Степан Килимник, находясь в научной экспедиции в Армении, обследовал руины дворца персидского царя Сасанида II (на развалинах старого Еревана). Он нашел фрагменты украинских орнаментов - кривульки, бесконечники, крестики и разные солярные знаки, которые возможно , персы переняли у скифов. Доисторические пысанки и крашанки находил и Викентий Хвойка на Трипольских раскопах - а это 5000 лет до нашей эры!
Пысанка, по гуцульским поверьям - символ весны, Солнца, возвращения природы к жизни. И сегодня в каждой гуцульской хате можно увидеть над дверьми три пысанки - великоднюю, вербную и третью - в грабедьках.
Первая - з крестом – оберегает хату от зла...
.... вербная - дет здоровье...
....а в грабельки - "выгребает" несчастья."
По статье - Іван Дмитрів, Івано-Франківська область, ukrslovo.net
Все знаки украинских пысанок.
В зависимости от орнамента пысанки у гуцулов имели названия : "рибки", "сорок клинчуків", "рожа", "фасолька", "горішки", "рискаль", "грабелькова", "ґвіздкова", "коники", "птах", "кучерівка", "хрестикова", "качориги", "перерва", "очкова" і т. д.