Цитата сообщения Ольга-В
Ян Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675
НАЧАЛО: ЗДЕСЬ
Девушка с жемчужной сережкой ок. 1665—1667
На портрете прекрасная и загадочная девушка, нарисованная не менее загадочным нидерландским живописцем Яном Вермеером. Биографы и искусствоведы до сих пор ведут исследования, дискуссии и споры о жизни и творчестве этого таинственного и талантливого голландца.
А популярность его «Девушки с жемчужной сережкой» вполне можно сравнить со славой знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи. Кто это юное, чистое создание, почему уже более трех веков оно приковывает к себе взгляды, замирающие на полотне, на этих бездонных глазах, нежном овале, необычном головном уборе и, конечно же, на знаменитой сережке?
Но, увы, никто не узнает уже этой тайны, только у кинематографистов и писателей есть простор для творчества и фантазии при создании произведений на эту тему.
Интересные моменты, связанные с данным портретом
1. Его относят к так называемому, портрету-трони. Это жанровая живопись, в которой художник рисует своих моделей по плечи или по пояс, обычно это делается в мастерской и модели чаще всего анонимные, да и картины идут без названия.
Так, например, при переписи имущества Вермеера, этот портрет назывался и «Девушка в тюрбане» и просто «Лицо девушки». Также трони-портреты должны обязательно иметь какую-то особенность – необычную одежду (в нашем случае экзотический тюрбан), необычный предмет (например, птица или, как в работе Вермеера – жемчужная серьга).
2. Кто изображен на портрете? Исследователи жизни Вермеера выдвигают несколько версий – дочь, жена, служанка, любовница. Пожалуй, мы не будем гадать, ведь это все равно так и останется загадкой. Главное, что изображение одухотворено любовью автора, и зритель это очень хорошо чувствует.
3. Необычный, контрастный черный фон. Когда проводили исследования оказалось, что первоначально голову девушки окружал зеленый цвет – глубокий и глянцевый. Представьте как прелестно смотрелось лицо юной красавицы на таком шикарном фоне, подчеркивающим особенную нежность, теплоту и бархатистость кожи.
4. Жемчужная сережка. Вокруг этого украшения до сих пор нет-нет, да и возникают серьезные обсуждения. Спорят о том, что это вовсе и не жемчуг, ведь такого огромного натурального жемчуга в природе не существует, и он скорее похож на металлический шарик, так как видны блики-отражения в верхней и нижней части серьги. Возможно, что это, например, серебряное украшение или дешевое итальянское стекло с покрытием.
Вероятнее всего автор специально изображал украшение преувеличенно крупным, для создания художественного эффекта.
Но дело также и в том, что, как говорилось выше, изначально картина и не называлась «Девушка с жемчужной сережкой». У портрета не было названия вообще, не считая тех, которые присваивали условно при инвентаризациях имущества.
К концу 20-го века, когда картина была восстановлена после реставрации, выяснилось, что Вермеер воздушными розовыми мазками кисти сделал легкий блик в уголке рта, в результате чего, ему удалось так реалистично передать сочный блеск губ юной модели.
Неповторимы глаза девушки. С какой точки вы бы не смотрели на портрет, всегда ее гипнотизирующий, чувственный, и в то же время открытый и добрый взгляд будет направлен на вас.
Эта работа не совсем типична для стиля живописи художника, и в подборе красок и в выборе самой модели, а также нет основного отличия Вермеера – изображения предметов интерьера, которые он всегда тщательно вырисовывал.
Также, есть предположение, что мастер писал портрет с помощью технического приспособления – камеры-обскуры. Благодаря ей, можно получать оптическое изображение, хотя и немного размытое. Но даже если художник и пользовался им, это нисколько не умаляет его гениальности, а лишь добавляет этакую вермееровскую «изюминку» в рисунок и он становится узнаваемым.
Эта работа Яна Вермеера является олицетворением, и можно сказать даже, гимном молодости, юности, только начинающей расцвет, такой робкой и не осознающей в полной мере своей будущей красоты и силы. Девушка с жемчужной серёжкой уже давно отделилась от ее создателя и живет своей жизнью.
Можно бесконечно долго смотреть на картину, придумывать и додумывать ее жизненную историю, строить всевозможные догадки и все равно отойти от нее с каким-то особенным настроением, с чувством неразгаданности ее тайны
Молодая женщина с кувшином у окна ок. 1662—1664
После победы буржуазной революции национальное искусство Голландии почти целиком обратилось к миру обычного человека. Одним из тех, кто воспевал радости частного существования, стал Вермеер, всю жизнь проживший в родном Делфте среди людей, которых хорошо знал и любил.
Он нередко изображал женщин за каким-нибудь домашним занятием, причем в одном и том же антураже: белая стена, на ней карта, окно, стол, покрытый ковром. Персонажи при этом совершают такие простые действия, как на представленной картине: женщина открывает окно, придерживая другой рукой кувшин.
Рассеянный дневной свет, льющийся в комнату, делает мягкими черты лица и контуры предметов, наполняет глубиной краски.
Как писал Ван Гог,«... надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-желтого цвета; это мягко и чарующе, как сочетание небесно-голубых и желтых на картине Вермеера Делфтского». Вермеер был внимателен к подробностям: кувшин отражает голубую драпировку, а поверхность таза - ковер.
Астроном 1668
Возможно, для написания этой картины знаменитому голландскому живописцу Вермееру позировал не менее знаменитый ученый и изобретатель микроскопа Антоний ван Левенгук.
Рука астронома касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, висит таблица с тремя нарисованными окружностями, назначение которой в настоящее время не определено. Без книг, карт, астролябии и циркуля невозможно представить ученого того далекого времени. Художник настолько точно прописал детали картины, что воспроизведенная им иллюстрация в раскрытой книге астронома позволила исследователям установить ее название.
Аллегория веры ок. 1671—1674
Картина, отличающаяся от других работ художника необычно большими размерами, заключает в себе недвусмысленный символический посыл. Расположенный на первом плане богато расшитый занавес, похожий на шпалеру, вводит зрителя в сцену, отображающую воплощение Веры.
Она окружена символическими атрибутами, почерпнутыми в знаменитой книге Чезаре Рипы «Иконология», переведенной в середине XVII в. на голландский язык. Белый и голубой цвета - очевидное олицетворение чистоты и истины.
Рука, прижатая к груди, указывает на глубину веры, исходящей из самого сердца. На стене помещена репродукция картины антверпенского живописца Якоба Йорданса «Распятие», которая еще более убедительно подчеркивает значение сцены.
Интересно, что изображенная на полотне картина была собственностью Вермеера и упоминалась в инвентарном списке имущества художника, составленном после его смерти. Сдержанность композиции и более строгий колорит проявляются в поздних произведениях художника.
Им сопутствует заметное влияние классических концепций, которые постепенно распространялись в голландском искусстве той эпохи. Нельзя исключать, что полотно было написано по заказу.
Распятие, кубок и Библия, помещенные на столе, расположенном рядом с девушкой, подчеркивают основополагающую роль в католической религии таинства Евхаристии и жертвы Христа. Контрреформа, особенно в открытой полемике с доктриной протестантизма, касающейся символической ценности, вменяемой хлебу и вину, признавала за Причащением особенную роль.
Яблоко, лежащее у ног Веры, согласно христианской традиции представляет запретный плод из райского сада, сорванный Евой, искушенной змеем, и поэтому ставший символом грехопадения человека и смертного греха.
В действительности в Священном Писании не говорится, к какому виду относилось дерево познания. Но латинское слово malum означает и male («зло») и malus («яблоня»), отсюда следует, что дереве быть и яблоней.
Женщина, взвешивающая жемчуг ок. 1663—1664
Данный холст - аллегория равновесия. Героиня полна внутреннего покоя и сосредоточенности. Осторожно, дабы не нарушить равновесие, она держит весы в правой руке, а левой опирается на крышку стола.
Едва различимо изображение «Страшного суда» на картине позади модели. Эта апокалипсическая сцена перекликается с действиями женщины. На Страшном суде Христос будет отделять добро от зла, праведников от грешников, и все земные ценности покажутся ничтожными. Женщина взвешивает свое богатство, а Христос - человеческие души.
Невероятно сложно было достичь симметрии и уравновешенности композиции, согласованности деталей и тоновых отношений - понятно, почему Вермеер так долго и тяжело работал над каждой картиной. Его творения ценились не столько за содержание, сколько за форму. Он умел изображать предметы так, как они существуют в жизни, как их видит человек, не фокусируя взгляд на чем-то определенном, а воспринимая в целом.
Кружевница ок. 1669—1670
«Кружевница» - самая маленькая по размеру, но ничуть не таковая по исполнению, картина голландца Яна Вермеера. Это полотно не совсем обычно для его творчества и поэтому выделяется из всех работ художника. Несмотря на то, что изображение голландских рукодельниц довольно популярный сюжет того времени, у Вермеера свое видение содержания и процесса работы.
На фоне абсолютно белой стены, склонившись над плетением, сидит девушка. На ней желтое платье, белоснежный воротник. Гладкие, аккуратно уложенные волосы. Лицо опущено вниз, но видно его спокойствие и сосредоточенность одновременно. Рядом лежит книга, скорее всего Библия, обшитая дорогой тканью.
Все эти признаки, как и само рукоделие, говорит о том, что девушка добродетельна, скромна и трудолюбива.
Чувствуется, что работу она делает с удовольствием и любовью. Она вся поглощена своим занятием – плетением кружева. В руках ее коклюшки, с помощью которых и создавалось знаменитое голландское кружево, известное во всем мире.
Можно предположить, что кружевница вовсе не служанка, а хозяйка или хозяйская дочь. Так как в 17-м веке плетение кружев было модным и доходным делом, то девочек и девушек обучали этому мастерству с малых лет, и они могли таким ремеслом даже обеспечить себе приданое.
Ведь кружево ценилось на вес золота (в прямом смысле слова) и вполне приравнивалось к искусству, требующему от исполнительницы фантазии, усидчивости и сноровки.
Да и стол для плетения представлял собой дорогую и не совсем простую конструкцию – это было приспособление со столешницей в виде треугольника, которое можно было регулировать для удобства шитья.
В чем же необычность этой картины?
А то, что автор рассматривает девушку за работой немного снизу вверх. В результате чего передний, как бы размытый край картины с нечеткими нитями на гобеленовой скатерти, постепенно переходит в четкое изображение коклюшек, лежащей книги, подушечки для иголок, пальцев девушки, держащих предметы и собственно кружевницу.
То есть, в эпоху барокко Вермеер в картине «Кружевница» применил фокусировку и такой своеобразный способ, используемый в оптике, как глубина резкости.
Возможно, и даже, скорее всего, живописец воспользовался камерой-обскурой, этим простейшим прибором, с помощью которого можно получать оптические изображения предметов.
Но это совершенно не умаляет таланта и гениальности художника Вермеера. Ведь благодаря его такому научному подходу к живописи, зритель видит живое, очень реалистичное, как сейчас бы сказали – «3D-изображение предмета».
Офицер и смеющаяся девушка
В период с 1655 по 1660 годы Яном Вермеером написано несколько картин на тему «кавалеры, девушки, вино», в том числе известная «Офицер и смеющаяся девушка», вторая картина по данной тематике после «Сводницы». Это вполне объяснимо - Вермеер молод, полон жизненных радостей и творческих сил.
Полотно открывает перед зрителем простую комнату с двумя персонажами. Интерьер помещения - резные стулья, карта на стене, решетчатое окно - повторяется в различных вариациях в нескольких картинах художника. Но в каждой свое настроение, своя психология сюжета.
Главный персонаж этого полотна, конечно, улыбающаяся девушка с бокалом в руке. Ее красивое лицо освещено потоком света, проникающим через полуоткрытое окно. Хотелось бы отметить, что в этой работе Вермеер проявил себя большим мастером изображения света и воздуха.
Прочувствуйте, как ощущается вибрация воздуха, как дневное тепло разливается по комнате и нежно окутывает веселую девушку с румяными щечками, как свет играет на переливающейся ткани ее платья.
Лица бравого офицера практически не видно, только слегка обрисованный профиль. Но это тоже колоритный персонаж - у него черная перевязь, яркая богатая одежда, широкополая шляпа.
Здесь автор применил интересный художественный прием, называемый repussoir (с французского - выталкивание, отражение), который, кстати, часто использовал и знаменитый итальянец Караваджо.
Именно этот способ использует Вермеер для изображения офицера на переднем плане. Кажется, что его фигура доминирует, красный цвет одежды и темная шляпа контрастируют со светлым и мягким образом девушки. В результате усилена глубина фона, полотно в перспективе смотрится очень эффектно, на нем останавливается взгляд.
О чем же беседуют молодой офицер и девушка?
Может быть, это весело проходящий сговор о встрече, между вернувшимся из очередного похода вояки, и девушкой «продающей любовь». К такому варианту склоняются те, кто увидел в изображении левой руки красотки красноречивый жест, предполагающий оплату за некие услуги.
Возможно, это легкий, ни к чему не обязывающий разговор солдата с приглянувшейся жизнерадостной красавицей.
А может это хозяйка трактира, и она так понравилась мужчине, что он оттягивает время, чтобы подольше с ней не прощаться. Она с пониманием относится к этому, весело поддерживает разговор, но ждет, что он все-таки расплатится за еду и выпивку.
По этому поводу проведено немало жарких дискуссий среди искусствоведов и знатоков творчества Вермеера. Но, нам остается только предполагать, так как живописец (сознательно или нет), всегда оставляет целое поле для догадок и размышлений об истории героев своих сюжетов.
Бокал вина
«Бокал вина» - полотно, выполненное по заказу богатого покровителя и мецената Ван Рюйвена и представляет собой классическую делфтскую школу живописи. Безупречная картина показывает расцвет и зрелость таланта молодого живописца Яна Вермеера.
Возможно, в сюжете кто-то и найдет сходство с работой «Голландский дворик» знаменитого Питера де Хоха, где также присутствует девушка, пьющая из бокала. Но у Вермеера все более аристократично, утонченно и загадочно.
Это выражается и в интерьере.
Несмотря на лаконичность обстановки она богата и изысканна: стол покрыт гобеленовой скатертью с яркими узорами; на стуле с головой льва и скамье с резными ножками лежат подушечки с бархатной обивкой цвета ультрамарин и музыкальный инструмент; на стене картина в позолоченной раме; великолепный витраж на приоткрытом окне.
Геометрия шахматных плиток пола углубляет и создает нужную перспективу, подчеркивая две главные фигуры в центре композиции.
Одежда героев тоже отличается элегантностью и роскошью.
Коралловая ткань платья красавицы переливается атласным блеском и отделана золотой тесьмой. Молодой человек импозантен и изящен в своей широкополой шляпе и серо-зеленой накидке, из-под которой видны белоснежные рукава состоятельного дворянина. Девушка допивает бокал вина, а мужчина готов наливать ей еще из белого кувшина.
О чем же эта картина?
Об ухаживаниях, о любви, влюбленности и...о христианской добродетели. Да, Ян Вермеер не был бы им, если бы не зашифровал в своем произведении смысл, используя символы и иносказания.
В живописи 17-го века были приняты изображения определенных предметов, которые могли донести до людей нужное понимание темы, олицетворяли абстрактные понятия, например - знания, веру, глупость, пороки, добродетели и прочее.
Так, музыкальный инструмент (возможно лютня), изображенный автором, предполагает созвучие душ и влюбленность молодых людей, но также, это означает и соблазн.
О предосторожности говорят смятые ноты, брошенные на столе. Они расшифровывались как недостижимость счастья и гармонии между влюбленными.
И, конечно, аллегория умеренности (или трезвости), которую расположил автор прямо напротив девушки - в виде изображения фигуры на витраже окна.
Она призвана помочь девушке обрести разумность и вернуться к праведной жизни.
Все эти символы служат для того, чтобы напомнить об основных христианских добродетелях - скромности, благоразумии, целомудрии.
Не зря Вермеера называют художником-загадкой и нам интересно, сколько же еще секретов и тайн хранят его творения.
Портрет молодой девушки ок. 1665—1667
Девушка изображена как имеющая достаточно невзрачное плоское лицо с маленьким носом и тонкими губами . Явный недостаток идеальной красоты привёл к мнению, что эта работа была сделана на заказ, хотя, возможно, девушка на картине могла быть дочерью самого художника.
Художник, по всей вероятности, использовал в качестве модели реальную девушку, но, как и в случае с «Девушка с жемчужной серёжкой», создал картину не в виде обычного портрета, а в виде трони (нид. «облик» или «выражение») — тип голландской живописи XVII века, где в картинах высоко ценились «необычные костюмы, интригующие лица, суггестия личности, показ артистических навыков». Картина заставляет зрителя задуматься о мыслях, чувствах и характере девушки, отчасти сходной с другими женскими портретами кисти Вермеера.
В то же время картины «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки» необычны для Вермеера, так как в них отсутствует характерное для его работ богатство второго плана: вместо этого девушки изображены на глубоком чёрном фоне. Этот изолирующий эффект усиливает их уязвимость и кажущееся желание вызвать доверие у зрителя.
Спящая девушка ок. 1656—1657
На картине изображена сидящая за столом девушка. Её глаза закрыты, рукой она поддерживает голову. На переднем плане на стол накинута скатерть, на которой стоит ваза с фруктами и графин с вином. За беспорядком на столе не скрыть и небогатый интерьер на заднем плане. Зритель также может заглянуть в соседнюю комнату через открытую дверь.
Рентгеновское исследование показало, что Вермеер изначально задумывал другой задний план картины. Так, за спиной женщины должен был стоять мужчина, а в дверях сидеть собака.
Поставив на первом плане винный графин, Вермеер объяснил причину сонливости женщины, определившей название полотна. Так, 16 мая 1696 года картина была продана в Амстердаме под названием «Een dronke slafende Meyd aen een Tafel» (Выпившая спящая девушка за столом). В следующий раз при продаже картина указывалась как «Een slapent vrouwtje, van de Delfse van der Meer» (Спящая молодая женщина, от Ван де Меера из Делфта).
Изображенная девушка — не служанка, её дорогая одежда говорит о том, что она замужняя женщина-домохозяйка. Её поза трактуется двояко: как аллегория либо меланхолии, либо лености, считавшейся в средневековой теологии смертным грехом.
https://muzei-mira.com
Серия сообщений "**по авторам (в)":
Часть 1 - Alberto Vargas.
Часть 2 - Alberto Vargas.
...
Часть 29 - Вещилов, Константин Александрович 1877-1945
Часть 30 - Ян Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675
Часть 31 - Ян Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675