Макс Эрнст и его Европа после дождя.
«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием».
Андре Бретон
М. Эрнст (1891 – 1976) – немецкий художник. Ведущая фигура в движении дадаизма - литературно-художественного течения, существовавшего между 1916 и 1922 годами.
“Дада – это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки…и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения”, так писал о новом загадочном течении в искусстве его идейный вождь Тристан Тцара.
Это был период войн, агрессии и патриотических речей. Целью нового течения стало выражение протеста всем агрессивно настроенным людям и сторонникам войны. В противовес напыщенным, официозным выступлениям представителей власти дадаисты выбрали язык насмешки и абсурда. Результатом творческих экспериментов поэтов, художников и писателей стали экземпляры бессмысленной поэзии, щумовой музыки и автоматического рисунка.
Творческие методы Макса Эрнста отличались чрезвычайным разнообразием. Он работал в области живописи, скульптуры, создал колоссальную серию коллажей. Создавая их он использовал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и фрагменты растений. Однажды Эрнст высказал мнение, что в художественном творчестве не допустимы, размышление, рационалистический подход. Художник постоянно искал новые приемы обеспечивающие эффект неожиданности. Он стал автором новой техники – фроттаж (фр. Frotter – натирать). Художник помещал лист бумаги на рельефную поверхность какого-либо предмета и, рисуя на нем, получал изображение, повторявшее неровности основы. Для создания фона Эрнест применял неровности дерева, камней, а затем добавлял фигуры. В такой технике выполнены картины «Лес» (1927 г), «Антипапа» (1942 г), «Европа после дождя» (1942 г).
«Антипапа» (1942 г)
Читать далее
Литература:
1. «Энциклопедия искусства ХХ века», Москва, «Олма-пресс», 2002 г.
2. Сайт http://www.museum.ru
3. Сайт http://www.krugosvet.ru