Потерянные цивилизации Перу.Часть 5.Другие культуры перед инкским завоеванием |
Салинар
Керамика культуры Салинар. Музей Ла-Платы
В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар. Ее материалы заметно отличаются от микоцик, относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная керамика и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.
Экспозиция музея Гардинер,Торонто,Канада
Культура Салинар — существовала на прибрежной территории, где сейчас находятся департаменты Анкаш и Ла-Либертад.Культура выделена в 1930-х гг. Рафаэлем Ларко Ойле
Салинар по культурным характеристикам занимала промежуточное положение между культурами Куписнике и Моче. В это время в сельском хозяйстве всё большее распространение получали системы ирригации. Поселения обычно были небольшими и изолированными
В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жилыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилищами, структура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях.
Ряд укрепленных пунктов и поселений по южному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно,раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Салинар. Ее центр - Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.
Гальинасо
В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой многокомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседствовавших с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходившие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях долины, в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходится на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Кельехон-де-Уайласа.
Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной долины. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на побережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.
Перуанский исследователь Инасио Альва Менезес обнаружил в археологическом центре Вентаррон департамента Ламбаек погребение таинственной культуры гальинасо. О ней известно очень мало, поэтому исследователи были обрадованы, когда обнаружили богатую могилу трехлетнего мальчика, который погиб около двух с половиной тысяч лет назад. Она расположена в 500 м от храма Пойманного Оленя, который был воздвигнут более четырех тысяч лет назад. Религиозная постройка получила свое название благодаря росписи стен, на которых древние запечатлели охоту на оленя.
Рекуай
Сосуды культуры Рекуай. Музей Касинелли (Cassinelli), Трухильо, Перу
Рекуай — доколумбова культура, существовавшая на территории Перу на территории современного департамента Анкаш. Существовала в промежуточную раннюю эпоху южноамериканской хронологии в 200—600 н. э. и занимала почти всё ущелье Уайлас (Huaylas). На востоке достигала реки Мараньон, а на западе — высокогорной части долины Санта.
Сосуд. . Центральные Анды, Перу, Северное побережье. Культура: Рекуай. I в. до н.э. – VI в. н.э.
Поглощена в конце VI — начале VII в. государством Уари.
Сосуды культуры Рекуай. Музей Касинелли
В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосудов и каменных изваяний из музейных коллекцийЕдинственный научно исследованный памятник - городище Пашаш. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель. Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застройки. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, в честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками была обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровождалась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захоронении керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.
Сосуд с музыкальной сценой. Рекуай. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей праздника всех святых , Шафхаузен, Швейцария
Бытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной площадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со стремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, "чайники" с горлом и носиком и др.
Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены росписью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей, человека с нападающими на него с двух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщика с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характерное, - "Зверь Рекуай" с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропоморфных личин с отростками.
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.
В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает.Музей им.Пушкина
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных захоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и инкрустированными изображениями на на вершиях. Мастерам была известна техника литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.
Лима
Храм Пачакамак.Главный вход в храм
Лимская культура, или культура Лима — цивилизация местного происхождения, существовавшая на территории современного Перу с 100 г. до н.э по примерно 650 г. н. э.
Данная доинкская культура находилась в долинах рек Чильон, Римак и Лурин. Представлена в основном керамическими находками. Люди лимской культуры соорудили множество храмов, в настоящее время известных как «уака», которые до настоящего времени сохранились в городе Лима.
Пачакамакский храм
На центральном участке перуанского побережья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обитало земледельческое население, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежат сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени.
На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для местного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относящиеся к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.
Какая красавица...
Комплекс культуры Лима заметно изменяется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшествующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосуды с ребром, сосуды с мостовиднои ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-выпуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых имеют высокое сужающееся горло и круглую ручку.
Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная орнаментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.
Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей использовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встречаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.
Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытянутом положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают несколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захоронения с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определенной имущественной или социальной дифференциации.
При строительстве древнейших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное массовое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих костяков и многочисленные сосуды.
К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с «переплетающимися» узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.
В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо.
Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится «Древний храм» и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина Лурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые, более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.
Пукара
На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, идущих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. Открытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри "подковы" располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находилось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.
С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Прежде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повязки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.
Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барельефом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встречаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.
Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя репертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (прежде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто сочетаются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом являются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и раскрашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (особенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face.
Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходящимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно украшенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.
Варкин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций. — М., 2000.
Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с.
Серия сообщений "история":
Часть 1 - Похоже, Кутузов воевал не за русов
Часть 2 - Павел I и Анна Лопухина - История любви
...
Часть 17 - Потерянные цивилизации Перу.Часть 9."Золотой" век Ика,Чанкай,Сикан
Часть 18 - >Затерянные цивилизации Перу.Часть 6.Мачу-Пикчу
Часть 19 - Потерянные цивилизации Перу.Часть 5.Другие культуры перед инкским завоеванием
Часть 20 - Великая Индийская Стена
Часть 21 - Великая Кавказкая стена
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |