>Собор, мечеть, музей: полторы тысячи лет истории Святой Софии Константинопольской в занимательных фактах |
В начале июля этого года турецкие официальные органы могут объявить об изменении статуса собора Святой Софии в Стамбуле: с 1453 года он был мечетью, а в 1935-м, через 12 лет после объявления Турции светской республикой, стал музеем. Теперь же его снова могут объявить мечетью — по официальной версии, для того чтобы его можно было посещать бесплатно, как и другие исторические стамбульские мечети, а не за плату, как сейчас. Всё это — отличный повод вспомнить несколько интересных фактов из истории Айя-Софии.
Немалое число людей полагают, что константинопольский собор Святой Софии освящен в честь некоей святой по имени София — например, в честь св. Софии Римской, пострадавшей за веру в 304 году, или в честь той Софии, что была матерью подростков Веры, Надежды и Любови, умученных, по церковному преданию, примерно полутора веками ранее, и была прославлена в лике святых вместе с ними. Однако это не так: собор был посвящен Премудрости Божьей (по-древнегречески Σοφία — «мастерство», «знание», «мудрость»), особому свойству Бога в христианстве, которое отождествлялось с Христом и особо почиталось на востоке. Аналог Премудрости Божьей можно найти не только в христианстве: в Древней Греции это свойство было тесто связано с Афиной, этот термин применяется и в иудаизме и встречается в Ветхом Завете. Больше того, параллель находится и в исламе — там Божественное знание олицетворяется Хранимой скрижалью, выступающей источником всех священных писаний, в которой записаны все события прошлого, настоящего и будущего. Большая часть других соборов Святой Софии, кстати, также посвящена именно Премудрости Божьей. Это касается, помимо прочего, Софии Киевской и Софии Новгородской (один из древнейших храмов Руси), построенных в XI веке, а также, скажем, Святой Софии в Вологде (XVI век), древнейшего каменного сооружения в городе. Примечательно, что и три предыдущих христианских храма, построенных на этом месте в VI–V вв., тоже были освящены в честь Софии Премудрости Божьей. Константинопольский же собор после превращения в мечеть сохранил свое название: по-турецки он назывался и называется Ayasofya.
Фотохромное изображение мечети Айя-София, сделанное неизвестным фотографом в 1897-м году. Источник: Wikimedia Commons
Собор Парижской Богоматери строился 182 года (1163–1345), собор Святого Петра в Риме — 120 лет (1506–1626), Исаакиевский сбор в Санкт-Петербурге — 40 лет (1818–1858). Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» (крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек), сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением. Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! — в огне в ходе очередного восстания (да, восстания и пожары были нередким явлением в столице Византийской империи). Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством.
Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Неофициальное название церкви — Малая Святая София. Источник: Smith Collection / Gado / Getty Images
Юстиниан решил строить свою Святую Софию с размахом и преуспел: в длину собор имеет 82 метра, в ширину — около 73 метров, а 31-метровый в диаметре купол опирается на четыре массивных столба, причем его вершина удалена от пола на 55,6 метра (в первой версии купол был более плоским и высота его была ниже, нынешний вид и параметры от приобрел после перестройки). При этом барабан купола прорезан 40 окнами, в результате чего пространство под ним залито светом, а сам свод с мозаикой как будто висит в воздухе. Этот купол на протяжении девяти веков был крупнейшим на планете — пока его не обогнал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где купол имеет диаметр более 42 метров. При этом сама Святая София на протяжении примерно того же срока оставалась крупнейшим зданием и крупнейшим христианским храмом на планете. Штат собора при Юстиниане составлял 525 человек (позже он был увеличен), из которых одних только священников было 50 человек — вдвое больше, чем певчих.
Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света (даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций). Из-за этого кажется, что стены и купола совсем не давят, а внутреннее пространство огромно. Добавьте к этому многочисленные золотистые мозаики, отражавшие свет, и тысячи серебряных и стеклянных масляных светильников, и вы сможете себе представить, какое впечатление производил на посетителей интерьер сооружения. Источник: Atlantide Phototravel / Getty Images
Хотя может показаться, что Святая София крепка и неколебима, это впечатление обманчиво: меньше чем через двадцать лет после завершения строительства в результате двух землетрясений в центральном куполе и восточном полукуполе появились трещины, а подземные точки 7 мая 558 года вызвали обрушение центрального купола. (Современная Турция вообще и регион, где находится нынешний Стамбул, в частности на протяжении многих веков были сейсмически неспокойным местом и остаются таковым по сей день.) Впрочем, к обрушению привели не только землетрясения, но и ошибки в расчетах нагрузок, допущенные проектировщиками. Реконструкция, включавшая постройку купола новой формы и кое-какие переделки интерьера, завершились к 562 году. В таком виде собор простоял несколько веков, пережив эпоху иконоборчества с замазыванием и уничтожением икон и мозаик, сильнейший пожар и очередное землетрясение 859 года, вызвавшее обрушение одного из полукуполов, и наконец землетрясение 989 года, в результате которого обрушилась одна из арок купола. Реставрировать собор тогдашний император Василий II призвал видного армянского архитектора Трдата, который, помимо восстановления и укрепления арки, произвел еще ряд строительных и реконструкционных работ, которые заняли шесть лет.
И далее здание переживало множество злоключений со стороны природы. В частности, особенно сильный ущерб был нанесен ему в середине XIV века землетрясениями, вызвавшими частичное обрушение куполов. С тех пор собор претерпел многочисленные реставрации и реконструкции, наиболее масштабная из которых прошла в конце 40-х годов XIX века, не говоря уже о многочисленных изменениях, сделанных после превращения Святой Софии в мечеть. Последние включали пристройку минаретов и дополнительных помещений и служб к зданию собора, уничтожение деталей интерьера, связанных с христианским богослужением и добавлением таковых для осуществления богослужений исламских, сокрытие изображений и проч.
Одно их поздних добавлений к экстерьеру собора — массивные контрфорсы, призванные предотвратить расползание стен под весом куполов. Первые были построены еще Трдатом, остальные добавлены уже османскими архитекторами. Источник: Luis Dafos / Getty Images
Юстиниан строил собор как символ мощи и богатства своей империи и не жалел не только кирпичей, раствора и рабочих рук. Лучший мрамор и другие строительные материалы свозились в Константинополь со всех концов империи, даже из Африки. По указу императора на украшение собора пошли архитектурные элементы античных построек — колонны из зеленого мрамора — из Эфеса, порфировые — из Рима, а еще золото, серебро, слоновая кость и прочая, и прочая, и прочая. Для украшения алтаря использовались самые разнообразные драгоценные камни в бессчетном количестве. Не удивительно, что на строительство и украшение собора Юстиниан потратил несколько годовых бюджетов империи, а также предписал, чтобы часть доходов некоторых городских торгово-ремесленных корпораций отдавалась на строительство и последующее содержание храма (то же, к слову, пришлось сделать и султану Мехмеду II, завоевавшему Константинополь в 1453 году).
Традиции Юстиниана продолжили другие правители. Так, император Феофил в конце X века установил в соборе резную дверь из языческого храма в Тарсе — ее датируют II веком до н. э. А султан Мурад II, правивший в XVI веке, установил огромные сосуды для омовений, вывезенные из Пергама и изготовленные там между IV и I вв. до н. э. из цельных кусков мрамора. Не удивительно, что все эти богатства были весьма привлекательны для захватчиков. Многие думают, что захват Константинополя турками нанес наибольший ущерб Святой Софии (да и всей Византийской империи), но это не так: больше всего ценностей было вывезено отсюда, когда город пал под натиском крестоносцев в апреле 1204 года во время Четвертого крестового похода.
Колонны нижнего яруса, а также ныне утерянные статуи были вывезены по приказу Юстиниана из храма Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес света, первую версию которого сжег Герострат в 356 году до н. э. (после этого было построено еще две). На переднем плане — один из восьми сделанных из кожи и дерева 8-метровых щитов с каллиграфически написанным именем праведного калифа Али ибн Абу Талиба; на остальных имена Аллаха, Мухаммеда и иных важнейших для ислама фигур. После превращения Святой Софии в музей их вообще-то хотели вынести, но они не прошли в двери, а ломать было жалко. Так они и висят по сей день, вероятно, дожидаясь возвращения зданию статуса мечети. Источник: PEDRE / Getty Images
Святая София — самая известная христианская церковь, превращенная в мечеть, но далеко не единственная. Такая судьба постигла множество церквей по всей Византии, а также в некоторых других некогда христианских странах, попавших под власть мусульман. И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша (обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра). До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля.
Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети? Дело в том, что с конца XII века остров оказался в управлении французских рыцарей, переместившихся туда из Святой земли после падения Иерусалимского королевства крестоносцев. Пика расцвета Кипрское королевство достигло в XIV веке, когда и были построены готические соборы, включая изображенный на фото собор Святого Николая в Фамагусте. В 1571 году Фамагуста и весь Кипр попали под власть Османской империи, и церковь превратили в мечеть. Долгое время ее называли фамагусской Айя-Софией, а в 1954-м назвали в честь Лала Мустафа-паши — военачальника, который и завоевал город и весь остров в ходе Кипрской войны.
Рубрики: | Интересно-позновательная информация |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |