ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: НЕ НАДО ОТВЕЧАТЬ ЗА ВСЁ - ОТВЕЧАЙ ЗА СВОЮ РАБОТУ!
Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура в мировой экономике, связанная с беспрецедентным ростом цен на энергоносители, зашторила главные нерешенные проблемы российского общества, в том числе и высшего образования.
А это, прежде всего проблемы профессиональной деятельности, а точнее низкий уровень профессионализма на всех уровнях, всепроникающая коррупция при полной потере национальных целей и традиций. Об этом говорят все: и на телевидении, и по радио, и в прессе...Но когда мы переходим к повседневным задачам нашей работы, как одурманенные, не хотим замечать этого на своем рабочем месте. И если пытаемся решать проблемы качества нашей деятельности, повышения профессионализма, то без отчетливого представления масштаба такой работы, без осмысления задачи в целом, работаем на уровне решения мелких, не имеющих принципиального значения вопросов, без единого плана, без перспективы и четко сформулированной цели. А главное, без определения коренного звена, которое следует исправлять немедленно.
В первую очередь относится к высшей школе и, конечно, к высшей технической школе...
Это относится и к здравоохранению, и к правоохранению, и к промышленно опасным предприятиям, и к армии, и к флоту.
Последнее очень тревожно, потому что потеря профессионализма в военной области сразу оборачивается массовыми потерями и глубоким социальным потрясениям. Плоский штопор воздушного пассажирского лайнера в прекрасный августовский день не лезет ни в какие ворота. Они что были пьяные? А ведь в промышленности происходит то же самое.
Ниже мы рассмотрим этот вопрос в следующей последовательности.
Катастрофы на флоте и в армии и почему они происходят, где и как проявляется отсутствие профессионализма и трагические последствия этого. Чрезвычайные происшествия в промышленности, есть ли главная причина? Проблемы образования и проблемы высшего технического образования.
Катастрофы на флоте... Статья к.т.н. полковника О.Л. Сергеева в газете «Промышленные ведомости» №11-12, ноябрь – декабрь 2007 «Крупные катастрофы: утрата системных принципов управления» должна быть широко тиражирована, а, к сожалению, она помещена в не очень широком издании, подробно анализирует трагедии линкора «Новороссийск», АПЛ «Комсомолец» и АПЛ «Курск» в непосредственной связи с влиянием на их развитие человеческого фактора.
О.Л. Сергеев раскрывает, что основные причины - это управление на высшем уровне при явной профессиональной непригодности. И, что очень важно для осмысления проблемы и поиска путей ее решения: как такие командиры, конечно, сами-то не понимают, что им опасно заниматься управленческой деятельностью... смертельно опасно для жизни тех соотечественников, которые находятся во власти от его «решений»...
Капитан АПЛ «Курска» Лячин Г.П. испрашивал разрешение на отстрел торпеды, получил запрет! Все знали о надвигающейся катастрофе, торпедное отделение покинули все кроме двух матросов, которые ожидали команды на отстрел. Торпеда взорвалась внутри подлодки. Это отражено в книге бывшего генерального прокурора В. Устинова, когда он признает факты нарушений, допущенных специалистами при подготовке торпеды и получении ее на борт крейсера. Сколько ступеней прошла эта процедура и ни на одной не была остановлена! Что все виноваты, всем до лампочки?
Но не следует делать такие выводы, хотя на бытовом уровне так и думают.
Есть другая сторона этого вопроса , она имеет конструктивный характер. Возникновение причины взрыва означает, что при обучении специалистов не рассматривалась такая ситуация, не была она проиграна во всех вариациях. А что это значит: должна была рассмотрена ситуация с приемом опасного объекта на борт. Рассмотрена во всех даже самых крайне маловероятных вариантах и оценен риск разных решений и ответственность каждого участника (в том числе, ответственность за жизнь людей!). Поэтому здесь вина школы.
Очевидно, что образование специалиста без прохождения таких тренингов будет неприемлемым! Взрывы на подводных лодках вследствие образования гремучей смеси случались в истории флота с начала ХХ века и насчитываются десятками. История их опубликована. Поэтому никаких отговорок - вводите такой тренинг!
Тяжело говорить о погибших. Мы их будем всегда помнить. Но ... командир должен был принять решение об отстреле торпеды, рискуя своей карьерой. Это тяжелейший момент - взятие ответственности на себя. Но какие красивые люди погибли! Их фото можно посмотреть в Интернете.
Задолго до «Курска» была другая катастрофа – катастрофа с линкором «Новороссийск». С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место в Севастопольской гавани на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение - военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре.
В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Корабль начал крениться и в 04.15 (прошло около трех часов) опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, упершись в грунт мачтами. В 22.00 корпус полностью исчез под водой.
Капитан «Новороссийска» тоже обращался к командующему ЧФ В.А. Пархоменко для получения разрешения на операцию спасения экипажа - получил запрет. Рассказы очевидцев: «Сразу после взрыва на корабле организовали совершенно бестолковую борьбу за живучесть. Бестолковую, потому что было ясно, какой будет финал. Взрыв под днищем был такой силы, что разворотило палубу, а площадь подводной пробоины составила ВОСЕМЬДЕСЯТ квадратных метров. Видя, к чему все идет, люди с корабля начали прыгать за борт. С берега по ним открыли стрельбу, ибо считалось, что это дезертирство в боевой обстановке...»
Линкор перевернулся в гавани Севастополя, унеся с собой жизни более 600 моряков!
В Норвежском море 7 апреля 1989 года в результате аварии затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Трагически погибла большая часть ее экипажа. До настоящего времени «белым пятном» расследования гибели остается последний акт трагедий - потеря остойчивости и недостаточность ресурсов для борьбы за живучесть корабля. Нет ответа, почему АПЛ «Комсомолец» затонула с неизрасходованным 25-процентным запасом воздуха высокого давления (ВВД), работоспособными средствами борьбы за живучесть, действующим дизель-генератором, электроэнергетической системой и электрическим освещением.
Анализ показывает, что катастрофический дифферент на корму был связан с нерациональным расходом ВВД – ресурсом остойчивости и непотопляемости АПЛ. Такая ситуация возникла из-за ошибочных действий командования, допустившего при спрямлении корабля перерасход запаса ВВД и бесконтрольный выход воздуха из разрушенных пожаром магистралей 7-го отсека. Незнание командиром БЧ-5 схемы пневмогидравлики и корабельных систем (!?) не позволило задействовать спасительный ресурс командирской группы баллонов (Д. А. Романов, Трагедия подводной лодки «Комсомолец»).
Дело не только в отсутствии компетентности на высшем уровне, но и на уровне офицеров и старшин компетентность так же невысока. Вот свежий пример: происшествие с батискафом в бухте Березовая в Беринговом море произошло 3 августа 2006 года. Подводный аппарат с семью членами экипажа на борту (военнослужащими и служащими ТОФ) на глубине почти двести метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах. Трое суток понадобилось для проведения спасательной операции. Поднять батискаф и спасти членов экипажа удалось благодаря помощи английских военных моряков, которые срочно доставили в регион спасательное оборудование и специалистов.
Передает РИА "Новости" 14.12.2006 16:27. Командующий Войсками и Силами на северо-востоке России контр-адмирал Александр Витко о происшествии с батискафом АС-28 у берегов Камчатки. По словам военачальника, в ходе расследования установлено, что виноваты сами моряки, "допустившие нарушения при осмотре глубоководного объекта". А. У России "была возможность самостоятельно поднять аппарат, но, к сожалению, мы этот момент упустили", а причина этого "оставляющий желать лучшего уровень подготовки специалистов". Лейтенант, командовавший батискафом, не смог изучить инструкцию по эксплуатации аппарата (он не знал английского языка, а инструкцию не удосужились перевести на русский) и совершил ошибку, приведшую к повреждению аппарата, запутавшись в рыболовецких сетях и каких-то тросах.
Почему его допустили к командованию батискафом? Почему они так плохо подготовлены? Почему они сами не умеют оценивать свои возможности, компетенции, результаты своей деятельности? Если бы они задались этим вопросом, то не смогли бы спокойно спать и освоили все инструкции. Здесь еще и такая социально - психологическая сторона проблемы.
А потому, что на каждой из этих ступеней контроля в системе подготовки кадров есть существенные недоработки. Т.е. провалы по всем позициям. А потому, что никто даже не сформулировал, что главное в образовании, особенно в высшем техническом образовании, - это приобретение опыта деятельности, опыта оценки своей деятельности, опыта ответственности за порученное дело и как следствие - способности взять ответственность на себя.
Именно отечественная педагогическая школа выдвинула основополагающие положения в теории образования, которое определяет качество подготовки специалиста:
это опыт профессиональной деятельности,
опыт его личного отношения к действительности в профессиональной сфере,
опыт оценки своей деятельности,
опыт критической самооценки.
Совокупность перечисленных качеств составляет венец образования, портрет продукции высшего учебного заведения.
Итак, в высшей школе, как на стадии достижения высшего уровня развития, мы должны определенно поставить задачу выходного контроля по показателям:
Сформированный опыт профессиональной деятельности
Сформированный опыт оценки деятельности и, прежде всего, самооценки
Сформированный опыт отношения к самому себе.
Эти положения дает нам общая теория.
Но в современных условиях к перечисленным требованиям добавляется
Сформированный опыт принятия решения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций,
Формирование специалистов, способных брать ответственность на себя.
Именно последние два положения упускаются в отечественной высшей школе.
Шторм 11 ноября 2007 года стал причиной ряда кораблекрушений в Азовском и Черном морях: за один день затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/12/15/n_1153288.shtml[/url] . Ущерб от катастрофы в Каспийском море составил около 30 млрд рублей. Такие данные обнародовала Южная транспортная прокуратура, где прошла коллегия, посвященная результатам проверок исполнения законодательства о безопасности плавания морских и речных судов и эксплуатации портовых комплексов. «Аварийные случаи с судами подтверждают выводы о неприемлемом состоянии законности на объектах водного транспорта, сделанные по результатам анализа материалов проведенных в сентябре–октябре 2007 года прокурорских проверок. Факты ненадлежащего обеспечения безопасности функционирования водного транспорта, нарушений определенных законом правил использования портовых комплексов выявлены повсеместно. Наиболее угрожающая обстановка сложилась в портах, специализирующихся на перевалке опасных грузов, в том числе Новороссийске, Туапсе, Кавказе, Темрюке. //«Прайм-ТАСС» http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/11/28/n_1146427.shtml[/url]
Прокуратура отмечает, что капитан порта «Кавказ» при изменении гидрометеорологической обстановки противоправно не принял «решение по отходу судов в безопасный район, в том числе тех из них, которые не имеют права и возможности для плавания в морской акватории». Причиной гибели четырех членов экипажа затонувшего сухогруза «Нахичевань» прокуратура назвала «ненадлежащее обеспечение судовладельцами требований охраны труда, жизни и здоровья экипажей, в том числе недоукомплектование средствами спасения». //РИА «Новости»
http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2007/11/28/n_1146393.shtml 13:29 (17 ноября) Основные причины ЧП в Керченском проливе – нарушения в действиях капитанов портов «Кавказ» и «Ростов», а также нарушения, допущенные самими капитанами судов, сообщил руководитель отдела криминалистики Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета (СК) при прокуратуре России .
Однако вопрос о подготовке кадров почему-то не связывают с такими происшествиями. В законе «Об образовании» и о высшей школы ничего нет об ответственности специалиста за возникновение чрезвычайных ситуаций и в обычных ВТУЗах этому вообще не выделяется время. Забыто, что надежность это лишь одна сторона часть триады: надежность, безопасность, живучесть. И уж тем более не поднимается вопрос о человеческом факторе. При этом забыты цели и задачи воспитания, предназначенного, по определению, для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта формирования личности с учетом возрастных этапов, начиная с младенческого возраста, ее подготовки к общественной жизни и производительному труду при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также самих воспитуемых между собой.
Утилитарный принцип оценки качества образования по остаточным знаниям специалиста-практика неумолимо сжимает блок дисциплин, определяющих индивидуальность любой профессии: летчика и судоводителя, инженера, педагога и врача, все чаще забывающего клятву Гиппократа.
«Мы имеем дело с тотальным непрофессионализмом в кругах, которые пришли сейчас к руководству гражданской авиацией», - ставит неутешительный прогноз действительный член Российской академии образования, генерал-лейтенант В. А. Пономаренко, за плечами которого пятьдесят лет работы в авиационной и космической медицине. Подъемной силой образования выступают научные знания. Уже в конце 1980-х в НИИ высшего образования исследовалось влияние качества образования на безошибочную работу специалистов различных профессий. Этой цели служили подразделения: эргономики и психологии, содержания образования, воспитания, экономики и компьютеризации, интеграции образования, науки и производства. Обобщение зарубежного опыта проводили профессионалы – ветераны ГРУ Генштаба. Но нынешнее состояние научных учреждений подобно режиму плоского штопора. Без научного «подхвата» в «зоне турбулентности» остаются предложения ведущих вузов страны о создании информационной и технологической среды, необходимой для выпуска любого продукта, востребованного рынком. Без нее трудно вписаться в европейское и мировое академическое сообщество. Разрушительные реформы в образовании привели к безобразиям при выдаче дипломов по аэрокосмическим специальностям организациями, не имеющими аккредитации.
Прочитав предыдущее кто-то скажет - автор нагоняет панику. Нет! Вспомним чернобыль, о нем много писалось, не следует повторять. Но, по-моему, многие не осознают, что на тысячи лет Чернобыль будет зоной смертельной опасности.. На тысячи лет! Это невиданная в истории катастрофа, возникшая исключительно вследствие профессиональной непригодности как исполнителей, так и управляющего персонала... По мнению специалистов фирмы ОРГРЭС по тепловой автоматике установка простейшей тепловой защиты на блоке предотвратила бы взрыв реактора...
И второй пример: катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС - невиданная катастрофа на гидростанциях ...
Правда аналог был в СССР, без жертв, но по той же схеме. Засекретили! И потому второй раз на те же грабли! Причина банальная - длительно эксплуатировали турбину с опасными вибрациями крышки турбины, которая работает под давлением более 20 атмосфер ...Шесть шпилек на крышке были незатянуты! и пр.
Не понятно, почему ? Отвечаем! По двум причинам: в учебных программах вообще нет раздела по чрезвычайным ситуациям, и потому такие ситуации не проигрываются при подготовки специалистов.
И вторая, еще более абсурдная: лица, принимающие решения, в подавляющем числе случаев не имеют полноценного базового образования ...
Как-то так получается. что наша страна поставляет истории науки и техники самые страшные технологические катастрофы...
За державу обидно! Картина ясна: профессиональная подготовка в России имеет принципиальные недоработки, связанные с отсутствием надлежащей подготовки по чрезвычайным ситуациям , соответствующего тренинга по принятию решений при возникновении ЧС, профессиональной подготовке по формированию способности специалиста взять ответственность на себя.
Что тогда стоят пафосные высказывания " Я отвечаю за всё!" Не надо отвечать за всё, отвечай за свою работу!
А это весьма сложная часть профессионального образования, которая категорически необходима для безопасности страны.
Вложение: 3836966_Obrazovanie_Katastrofuy.doc