-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Васин_ВП

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2010
Записей: 10
Комментариев: 18
Написано: 67





ПОДДЕРжКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ - РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ часть 1

Вторник, 19 Апреля 2011 г. 23:05 + в цитатник
Введение
Данный курс имеет две цели.
Первая цель - помочь школьникам подготовится к ЕГЭ и ГИА по наиболее сложным разделам школьной математики – стереометрии и решении уравнений и неравенств с параметрами. Помочь подробной иллюстрацией решений в максимально наглядной форме. Другое средство помощи - показать высокоэффективные приемы применения векторов при решении таких задач. Что касается графики – вопрос бесспорный, для применения векторов необходимы веские аргументы.
Даны задачи, которые с помощью векторов решается практически мгновенно, а задачи на кратчайшее расстояние между скрещивающимися прямыми в пространстве становятся элементарными. Тем самым большой поток задач – источник затруднений – несётся мимо. Ради этого можно пойти на освоение понятия векторного произведения векторов. Кроме того, это понятие имеет фундаментальное значение во всей науке, а главное, будет достигнуто существенное облегчение изучения стереометрии и сэкономлено время на решение указанных задач.
Несколько сложнее мотивация развития методов решения уравнений и неравенств с параметрами. Этот раздел по существу сложен, но чрезвычайно актуален - решение задач с параметрами выводит школьную математику на теорию катастроф, чего нет в настоящее время даже в вузовских обязательных программах. Здесь изучается такие явления, при которых решения могут исчезать и появляться одиночно или сериями. Содержательное изложение таких задач средняя школа должна вводить.
Это лишь один аргумент. Приведу ещё один: олимпиады, ЕГЭ и ГИА всегда содержат задачи с параметрами, которые, как правило, составляют их наиболее сложную часть. Необходимо научить школьников решать их!
Вторая цель – дать основу для ведения в школе исследовательской работы по математике. Излагаемые в пособии методы открывают в школьных условиях возможность приступить к исследовательской деятельности в части:
анализа решений больших систем уравнений, возникающих в задачах управления сложными системами: энергетическими, биологическими, экономическими, социальными и т.д.
космической навигации и для управления взаимным движением космических кораблей в пространстве;
астрофизическими процессами движения космических систем, галактик и их столкновений;
при разработке компьютерных игр, в которых описание вращений сражающихся воинов требует виртуозного владения векторами;
в развитии и обобщении действительных чисел: комплексных чисел, кватернионов и октав.
Все перечисленные направления невозможно даже упрощенно рассказать, если учащийся не владеет векторными методами.
Они будут раскрыты в последующих статьях.

Часть 1. Решение задач по стереометрии векторными методами.
Состоит из четырех уроков.
Первый - вводный в нем излагаются основные положения векторной алгебры и дается примеры их эффективного применения.
Второй и третий уроки содержат решение задач по стереометрии из сборника ЕГЭ 2011.
Задачи рассматриваются разными методами и сопоставляются по трудоемкости и характеру ошибок, которые допускаются при их решении.
Даются комментарии и рекомендации.
Четвертый урок содержит задачи повышенной трудности (из олимпиад МГУ, МЭИ и др. вузов).

Часть 2. Решение уравнений и неравенств с параметрами.

Состоит из трех уроков.
Первый урок – пять задач для решения уравнений с параметрами, представленных в виде анимированных презентаций. Опубликованы в Интернете на блогах http://vladis-vend.com и http://www.liveinternet.ru/users/4091922/.
Второй урок. Решение систем уравнений с двумя параметрами.
Третий урок - введение в теорию катастроф и системы уравнений с параметрами.


Часть 3. Исследовательские задачи по математике в школе.

Описание движения тел в пространстве как сумма параллельного переноса тела и вращения тела вокруг заданной оси на угол б. Ось вращения задается единичным направляющим вектором (c1 c2 c3). Вводится вектор Гиббса:

G = tg(б/2) ( c1 c2 c3).

Вектор Н*, полученный из вектора Н при повороте его вокруг данной оси на угол б, определяется формулой:

Н* = cos2 (б/2){(1 - |G|^2 )Н + 2(G,XН) G + 2[GXH] }

Достаточно владеть понятиями скалярного и векторного произведений векторов, чтобы работать с движением тел в пространстве: и параллельными переносами, и всевозможными вращениями. Такие задачи рассматриваются в третьей части.


Краткие сведения из векторной алгебры
Предполагается, что выбрана ортогональная система координат в пространстве (x,у,z).
Векторы в пространстве V = (A1 B1 C1), W= ( A2 B2 C2) задаются их компонентами (проекциями на оси координат).
Рассматриваются следующие операции с векторами.
Умножение вектора V на число х есть вектор : хV = (хА хВ хС)
Сложение векторов есть вектор, : V + W = ( A1+A2 B1+B2 C1+C2)
Если точка М(x1 , y1, z1)  начало вектора, а точка Q(x2, y2, z2) – конец вектора, то его проекции на оси координат равны разности координат конца и начала. Записывается это так

МQ = (x2 - x1 y2 - y1 z2 - z1)

В отличие от записи координат точек запятые между проекциями векторов не ставят, но делают хорошо видимый интервал.

Скалярное произведение обозначается как VW или (V,W). Это число равное

V W = (V,W) = A1*A2 + B1*B2 + C1*C2 .

1) Скалярное произведение равно произведению длин векторов на косинус угла между ними

VW = |V||W| cos(V^W).

2) Или равно произведению модуля первого вектора на проекцию второго на направление первого.
(V,W) = |V|* проекция W на направление V первого.
Или произведению модуля второго вектора на проекцию первого на направление второго.
3)При перемене порядка сомножителей скалярное произведение не меняется.
4) Векторы V и W ортогональны тогда и только тогда, когда их скалярное произведение равно 0: (V,W) =0
. Векторное произведение - вектор U
U = [V Х W] = (В1*С2 - В2*С1 - (А1*С2 - А2*С1) А1*В2 - А2*В1)
1) Вектоp U = [XW ] ортогонален и V, и W, что проверяется непосредственно:
А1( В1*С2 - B2*С1) -В1(А1*С2- А2*С1)+ С1(А1*В2 - А2*В1)= 0
Направлен U так, что с его конца вращение первого вектора ко второму с минимальном углом поворота видно против часовой стрелки.
2) Модуль векторного произведения двух векторов равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах как на сторонах.
Или равен произведению модулей сомножителей на синус угла между ними.
3) Перемена местами сомножителей векторного произведения приводит к умножению произведения на число ( - 1), т.е. дает противоположный к прежнему произведению вектор.
5) Векторное произведение векторов равно нулю, тогда и только тогда, когда входящие в него векторы коллинеарны (лежат на одной прямой). При этом проекции векторов пропорциональны:
А1/А2 = В1/В2 = С1/С2,
т.е. существует число с такое, что V = c W.
Для вычисления векторного произведения составляют таблицу
i j k
A1 B1 C1
A2 B2 C2
Символы i,j,k – обозначения для единичных векторов, направленных по осям координат, будут пояснены в следующих статьях.
Проекция U на ось ОХ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и первого столбца.
Проекция U на ось ОУ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и второго столбца, взятому со знаком минус. Проекция U на ось ОZ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и третьего столбца. Примеры см.ниже.
Уравнение плоскости в пространстве
Вектор нормали к плоскости. Вектор V = (A B C), отличный от нуля, есть вектор нормали к данной плоскости, тогда и только тогда, когда любой вектор, лежащий в плоскости, ортогонален вектору V. Пусть точка М(х0, у0, z0) принадлежит рассматриваемой плоскости. Пусть Q(x, y, z) - произвольная точка, принадлежащая данной плоскости. Уравнение для переменных х, у, z называется уравнением плоскости, если все точки плоскости удовлетворяют ему и ни одна точка, не принадлежащая плоскости, не удовлетворяет ему.
Вывод уравнения плоскости в пространстве. Вектор
МQ = (x – x0 y - y0 z - z0 )
принадлежит плоскости, так как обе точки его: и начало, и конец - лежат на плоскости. Поэтому он ортогонален вектору V= (A B C) и
(V, MQ) = A(x – x0) + B(y - y0) +C(z - z0) =0
Обозначим D = - Ax0 - By0 - Cz0 и перепишем последнее равенство в виде
А х + Ву +Сz + D = 0.
Это и есть уравнение плоскости. Надо ещё доказать: если точка не принадлежит плоскости, то её координаты не удовлетворяют этому уравнению. Это вытекает из того, что для точек Р, не принадлежащих плоскости, скалярное произведение (V, МР) не равно 0.
Как по уравнению плоскости определить её геометрические свойства?
Очень просто:
в уравнении плоскости коэффициенты при переменных определяют нормальный вектор А,В, С;
свободный член уравнения D равен взятому с обратным знаком скалярному произведению нормального вектора на вектор ОМ, где О есть начало координат, в которой рассматривается уравнение;
если вектор V имеет длину равную 1, то |D| есть расстояние плоскости до начала координат;
если (А В С) единичный вектор, а М (х, у, z) произвольная точка, то
|Ax + By + Cz + D| расстояние точки М до плоскости.
Уравнение плоскости, приведенное к виду, когда её нормальный вектор имеет единичную длину, называется нормальным уравнением плоскости. Чтобы из любого уравнения плоскости получить нормальное уравнение, надо все коэффициенты данного уравнения разделить на модуль нормального вектора.
Произведение трех векторов V, W , Н вида (V,[(WX H])называется смешанным произведением трех векторов: здесь векторы W и Н умножаются векторно, а полученный результат умножается скалярно на V.
Модуль смешанного произведения трех векторов равен объему параллелепипеда, построенного на этих векторах как на ребрах.
Тройное смешанное произведение векторов равно нулю, тогда и только тогда, когда эти векторы компланарны, т.е. лежат в одной плоскости.
Изложенные положения позволяют компактно решать многие задачи стереометрии.


Понравилось: 1 пользователю

ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ - РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ часть 1

Вторник, 19 Апреля 2011 г. 22:59 + в цитатник
Введение
Данный курс имеет две цели.
Первая цель - помочь школьникам подготовится к ЕГЭ и ГИА по наиболее сложным разделам школьной математики – стереометрии и решении уравнений и неравенств с параметрами. Помочь подробной иллюстрацией решений в максимально наглядной форме. Другое средство помощи - показать высокоэффективные приемы применения векторов при решении таких задач. Что касается графики – вопрос бесспорный, для применения векторов необходимы веские аргументы.
Даны задачи, которые с помощью векторов решается практически мгновенно, а задачи на кратчайшее расстояние между скрещивающимися прямыми в пространстве становятся элементарными. Тем самым большой поток задач – источник затруднений – несётся мимо. Ради этого можно пойти на освоение понятия векторного произведения векторов. Кроме того, это понятие имеет фундаментальное значение во всей науке, а главное, будет достигнуто существенное облегчение изучения стереометрии и сэкономлено время на решение указанных задач.
Несколько сложнее мотивация развития методов решения уравнений и неравенств с параметрами. Этот раздел по существу сложен, но чрезвычайно актуален - решение задач с параметрами выводит школьную математику на теорию катастроф, чего нет в настоящее время даже в вузовских обязательных программах. Здесь изучается такие явления, при которых решения могут исчезать и появляться одиночно или сериями. Содержательное изложение таких задач средняя школа должна вводить.
Это лишь один аргумент. Приведу ещё один: олимпиады, ЕГЭ и ГИА всегда содержат задачи с параметрами, которые, как правило, составляют их наиболее сложную часть. Необходимо научить школьников решать их!
Вторая цель – дать основу для ведения в школе исследовательской работы по математике. Излагаемые в пособии методы открывают в школьных условиях возможность приступить к исследовательской деятельности в части:
анализа решений больших систем уравнений, возникающих в задачах управления сложными системами: энергетическими, биологическими, экономическими, социальными и т.д.
космической навигации и для управления взаимным движением космических кораблей в пространстве;
астрофизическими процессами движения космических систем, галактик и их столкновений;
при разработке компьютерных игр, в которых описание вращений сражающихся воинов требует виртуозного владения векторами;
в развитии и обобщении действительных чисел: комплексных чисел, кватернионов и октав.
Все перечисленные направления невозможно даже упрощенно рассказать, если учащийся не владеет векторными методами.
Они будут раскрыты в последующих статьях.

Часть 1. Решение задач по стереометрии векторными методами.
Состоит из четырех уроков.
Первый - вводный в нем излагаются основные положения векторной алгебры и дается примеры их эффективного применения.
Второй и третий уроки содержат решение задач по стереометрии из сборника ЕГЭ 2011.
Задачи рассматриваются разными методами и сопоставляются по трудоемкости и характеру ошибок, которые допускаются при их решении.
Даются комментарии и рекомендации.
Четвертый урок содержит задачи повышенной трудности (из олимпиад МГУ, МЭИ и др. вузов).

Часть 2. Решение уравнений и неравенств с параметрами.

Состоит из трех уроков.
Первый урок – пять задач для решения уравнений с параметрами, представленных в виде анимированных презентаций. Опубликованы в Интернете на блогах http://vladis-vend.com и http://www.liveinternet.ru/users/4091922/.
Второй урок. Решение систем уравнений с двумя параметрами.
Третий урок - введение в теорию катастроф и системы уравнений с параметрами.


Часть 3. Исследовательские задачи по математике в школе.

Описание движения тел в пространстве как сумма параллельного переноса тела и вращение тела вокруг заданной оси на угол б. Ось вращения задается единичным направляющим вектором (c1 c2 c3). Вводится вектор Гиббса:

G = tg(б/2) ( c1 c2 c3).

Вектор Н*, полученный из вектора Н при повороте его вокруг данной оси на угол б, определяется формулой:

Н* = cos2 (б/2){(1 - |G|^2 )Н + 2(G,XН) G + 2[GXH] }

Достаточно владеть понятиями скалярного и векторного произведений векторов, чтобы работать с движением тел в пространстве: и параллельными переносами, и всевозможными вращениями. Такие задачи рассматриваются в третьей части.


Краткие сведения из векторной алгебры
Предполагается, что выбрана ортогональная система координат в пространстве (x,у,z).
Векторы в пространстве V = (A1 B1 C1), W= ( A2 B2 C2) задаются их компонентами (проекциями на оси координат).
Рассматриваются следующие операции с векторами.
Умножение вектора V на число х есть вектор : хV = (хА хВ хС)
Сложение векторов есть вектор, : V + W = ( A1+A2 B1+B2 C1+C2)
Если точка М(x1 , y1, z1) начало вектора, а точка Q(x2, y2, z2) – конец вектора, то его проекции на оси координат равны разности координат конца и начала. Записывается это так

МQ = (x2 - x1 y2 - y1 z2 - z1)

В отличие от записи координат точек запятые между проекциями векторов не ставят, но делают хорошо видимый интервал.

Скалярное произведение обозначается как VW или (V,W). Это число равное

V W = (V,W) = A1*A2 + B1*B2 + C1*C2 .

1) Скалярное произведение равно произведению длин векторов на косинус угла между ними

VW = |V||W| cos(V^W).

2) Или равно произведению модуля первого вектора на проекцию второго на направление первого.
(V,W) = |V|* проекция W на направление V первого.
Или произведению модуля второго вектора на проекцию первого на направление второго.
3)При перемене порядка сомножителей скалярное произведение не меняется.
4) Векторы V и W ортогональны тогда и только тогда, когда их скалярное произведение равно 0: (V,W) =0
. Векторное произведение - вектор U
U = [V Х W] = (В1*С2 - В2*С1 - (А1*С2 - А2*С1) А1*В2 - А2*В1)
1) Вектоp U = [XW ] ортогонален и V, и W, что проверяется непосредственно:
А1( В1*С2 - B2*С1) -В1(А1*С2- А2*С1)+ С1(А1*В2 - А2*В1)= 0
Направлен U так, что с его конца вращение первого вектора ко второму с минимальном углом поворота видно против часовой стрелки.
2) Модуль векторного произведения двух векторов равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах как на сторонах.
Или равен произведению модулей сомножителей на синус угла между ними.
3) Перемена местами сомножителей векторного произведения приводит к умножению произведения на число ( - 1), т.е. дает противоположный к прежнему произведению вектор.
5) Векторное произведение векторов равно нулю, тогда и только тогда, когда входящие в него векторы коллинеарны (лежат на одной прямой). При этом проекции векторов пропорциональны:
А1/А2 = В1/В2 = С1/С2,
т.е. существует число с такое, что V = c W.
Для вычисления векторного произведения составляют таблицу
i j k
A1 B1 C1
A2 B2 C2
Символы i,j,k – обозначения для единичных векторов, направленных по осям координат, будут пояснены в следующих статьях.
Проекция U на ось ОХ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и первого столбца.
Проекция U на ось ОУ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и второго столбца, взятому со знаком минус. Проекция U на ось ОZ равна определителю, получаемому из этой таблицы вычеркивание первой строки и третьего столбца. Примеры см.ниже.
Уравнение плоскости в пространстве
Вектор нормали к плоскости. Вектор V = (A B C), отличный от нуля, есть вектор нормали к данной плоскости, тогда и только тогда, когда любой вектор, лежащий в плоскости, ортогонален вектору V. Пусть точка М(х0, у0, z0) принадлежит рассматриваемой плоскости. Пусть Q(x, y, z) - произвольная точка, принадлежащая данной плоскости. Уравнение для переменных х, у, z называется уравнением плоскости, если все точки плоскости удовлетворяют ему и ни одна точка, не принадлежащая плоскости, не удовлетворяет ему.
Вывод уравнения плоскости в пространстве. Вектор
МQ = (x – x0 y - y0 z - z0 )
принадлежит плоскости, так как обе точки его: и начало, и конец - лежат на плоскости. Поэтому он ортогонален вектору V= (A B C) и
(V, MQ) = A(x – x0) + B(y - y0) +C(z - z0) =0
Обозначим D = - Ax0 - By0 - Cz0 и перепишем последнее равенство в виде
А х + Ву +Сz + D = 0.
Это и есть уравнение плоскости. Надо ещё доказать: если точка не принадлежит плоскости, то её координаты не удовлетворяют этому уравнению. Это вытекает из того, что для точек Р, не принадлежащих плоскости, скалярное произведение (V, МР) не равно 0.
Как по уравнению плоскости определить её геометрические свойства?
Очень просто:
в уравнении плоскости коэффициенты при переменных определяют нормальный вектор А,В, С;
свободный член уравнения D равен взятому с обратным знаком скалярному произведению нормального вектора на вектор ОМ, где О есть начало координат, в которой рассматривается уравнение;
если вектор V имеет длину равную 1, то |D| есть расстояние плоскости до начала координат;
если (А В С) единичный вектор, а М (х, у, z) произвольная точка, то
|Ax + By + Cz + D| расстояние точки М до плоскости.
Уравнение плоскости, приведенное к виду, когда её нормальный вектор имеет единичную длину, называется нормальным уравнением плоскости. Чтобы из любого уравнения плоскости получить нормальное уравнение, надо все коэффициенты данного уравнения разделить на модуль нормального вектора.
Произведение трех векторов V, W , Н вида (V,[(WX H])называется смешанным произведением трех векторов: здесь векторы W и Н умножаются векторно, а полученный результат умножается скалярно на V.
Модуль смешанного произведения трех векторов равен объему параллелепипеда, построенного на этих векторах как на ребрах.
Тройное смешанное произведение векторов равно нулю, тогда и только тогда, когда эти векторы компланарны, т.е. лежат в одной плоскости.
Изложенные положения позволяют компактно решать многие задачи стереометрии.

ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ - РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ (ТРЕНИНГ)

Пятница, 01 Апреля 2011 г. 21:48 + в цитатник
Ниже предлагается наглядное пособие для освоения методов решения уравнений с параметрами.
Они предназначены для старшеклассников, для подготовки к ГИА, участию в олимпиадах и просто для повышения математической подготовки
Занятий построены в виде презентаций, которые можно многократно прокручивать и разбирать все детали решений. Подробно все показано на рисунках.
Рекомендуется работать с тетрадкой воспроизводя в ней все операции, показанные на слайдах.
Особое внимание надо уделить понятию критических значений параметров. Они имеют важнейшее значение в данной теме: разбивает область допустимых значений параметров на промежутки, в которых число решений постоянно; непосредственно входят в ответ отдельными срочками.
В учебной литературе (математической) понятие критического значения параметров мало освещается, а иногда вообще не рассматривается. Это большой недостаток, так как критические значения параметров имеют исключительно важное значение в физике, химии, устойчивости, теории катастроф и т.д. Усвоив это понятие, вы потом будете его встречать в научной литературе как доброго знакомого.
Пособие содержит решение 5-ти задач. Первая приводится непосредственно в этом тексте. Остальные выполнены в виде презентаций, допускающих управление анимацией. Они очень красочны, в хорошем масштабе и значительно нагляднее непосредственного текстового изложения.
Презентации представлены в заархивированном виде.
Презентации рекомендуем посмотреть, даже если вы не планируете проходить тренинг, они показывают как можно красиво отобразить решение математических задач с помощью современных компьютерных методов.
Авторы разработки:
Заслуженный учитель Российской Федерации Васина Галина Васильевна ,
доктор технических наук, профессор Васин Владислав Петрович.

Ниже приведена первая задача пособия.

ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ СМ. АРХИВ НИЖЕ. ТАМ ЕСТЬ ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ.

Внимание, просмотр презентаций возможен несколькими способами, подберите себе тот, кготорый вам больше нравится, например, сначала можно пролистать все слайды и понять процесс решения в целом. Подробный разбор решения удобно проводить в режиме слайд-шоу с развернутым экраном.
Если возникли какие-то вопросы и необходимо посмотреть сразу два слайда - это удобно сделать при наличии в левом столбце ленты всех слайдов. Удачи вам, до новых встреч!

Первая задача



С1-1 (700x525, 39 Kb)

 (700x525, 44Kb)

 (700x525, 66Kb)

 (700x525, 26Kb)
 (700x525, 63Kb)
 (700x525, 39Kb)
 (700x525, 56Kb)
 (700x525, 22Kb)
 (700x525, 32Kb)
 (700x525, 54Kb)
 (700x525, 46Kb)
 (700x525, 36Kb)
 (700x525, 39Kb)
 (700x525, 36Kb)
 (700x525, 35Kb)








Вложение: 3864647_rurpar.zip


Посмотрите!!!съемка с нескольких метров цунами в Японии Miyako city. Какая мощь!!

Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 12:32 + в цитатник
karat773.ru/post157063430/
Посмотрите!!! съемка с нескольких метров цунами в Японии Miyako city. Какая мощь!!

О катастрофе на АЭС «Фукусима-1», воля Всевышнего и проблема рисков.

Суббота, 19 Марта 2011 г. 15:06 + в цитатник
О катастрофе на АЭС «Фукусима-1», воля Всевышнего и проблема рисков.
Реплика на заявление Н.С. Михалкова 18 марта 2011г.

Искренне уважая Никиту Сергеевича Михалкова, преклоняясь перед его талантом, не могу принять его выступление о том, что катастрофа в Японии – землетрясение и цунами – есть наказание Всевышнего.
Да и вообще, всякое несчастье связывать с вмешательством Всевышнего несовместимо с состраданием и милосердием. А кому дано определять, что есть вмешательство Спасителя, а что нет? Это главное!
А посмотрим материалистически на всю эту историю! Полагаю, что была совершена большая ошибка при принятии решения о строительстве АЭС «Фукусима -1»; и была совершена общая ошибка в принятии программы развития атомной энергетики в Японии по двум причинам:
- Япония находится на огненной дуге землетрясений, которые будут все время трясти весь тихоокеанский регион и активность их будет расти;
- Япония подвержена цунами как ни одна другая промышленная страна, а АЭС «Фукусима -1» открыта им.
Она стоит на берегу Тихого океана, пришла волна цунами высотой более 10 метров, оборудование станции затоплено и отказало, отказали системы охлаждения реакторов со всеми вытекающими последствиями.
Сообщаю: существует инженерная дисциплина о выборе площадок для строительства электростанций и монографии по этой дисциплине, и методики расчета и т.п.
Итак, при определении затрат на сооружение и эксплуатацию этой АЭС неправильно были рассчитаны риски: риски землетрясений и риски цунами. Причем риски цунами чрезвычайно велики: станция - просто антенна для принятия цунами, открытая всему Тихому океану.
Оценить вероятность прихода цунами за время эксплуатации станции (40-50 лет) можно значением близким единице, а величина ущерба огромна. Надо было отказаться от этой площадки или строить защиту от цунами.
Вопрос коллегам-японцам: вы считали риски цунами? Думаю, что не считали, – и это главная ошибка. Всевышний здесь ни при чем. Необходимо серьезно относиться к расчету рисков. И не только в части их вычислений, а также в составлении максимально полного перечня рисков. Здесь-то и возникают ошибки.
Посмотрим на себя. О катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС (2009). Так как шесть шпилек, крепящих крышку турбины, были не затянуты, давлением воды (высота плотины 242 м) крышку турбины сорвало и поток воды под давлением более 20 атмосфер ворвался в помещение машинного зала ГЭС – результат: разрушение и гибель 75 человек. Турбина была выброшена потоком воды из корпуса.
Ослабление крепления крышки турбины – это недосмотр, связанный с недооценкой рисков: риск срыва крышки (а их 10 штук, т.е. десятикратный риск!) не находился в списке рисков, подлежащих строжайшему контролю. А ведь в зоне действия этого риска находился все персонал машинного зала в течение всего рабочего времени. Если бы они понимали, что срыв крышки возможен, начальник сам каждый день бегал и смотрел бы все эти крышки, или…совсем просто… требовал регулярного отчета подчиненных: что с крышками, какие вибрации и т.п. А обходчик, осматривающий турбину, не проверял гайки: в инструкции не было записано - как просто и так глупо! …
Главная задача – полный, комплексный анализ рисков на всех опасных предприятиях на постоянной основе. Даже при таком контроле нет 100%-ой гарантии безопасности, потому что всегда работает еще человеческий фактор. Поэтому кроме анализа рисков необходимо все принимаемые решения подвергать экспертизе по опасности катастрофических аварий и предъявлять строжайшие требования к профессиональной подготовке персонала.
Профессор, д.т.н. Васин В.П.

Метки:  

О землетрясении в Японии Помощь от чистого сердца.

Суббота, 12 Марта 2011 г. 16:04 + в цитатник
Увы, нашлись такие люди,
которые увидели в беде
Прямое наказание Всевышнего
И радуются этой ерунде.
Подумай, разве мог Спаситель
на своих деток такую силу напустить?
Он ради нас пошел на крест и муки
и каждого учил врага его любить.
Откуда эта злость? Кому она поможет?
Сожги японцы флаг,
но это ж пустяки
Неизмерим, вы видите, народы,
Кошмар, который их постиг!
Где милосердие, вы слышите. уроды!
Как можно так злорадствовать,
Так на костях плясать!
Учтите, что при встрече с вами
всем будет стыдно руку подавать!
А я кричу, кричу чтобы все знали,
Что русские хотят помочь соседям
От сердца чистого, от всей своей души!
Души великого российского народа,
Хотя, быть может, мы не так уж хороши.

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 20 Февраля 2011 г. 18:17 + в цитатник
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ РОССИИ

Много шума среди пишущей интеллигенции:
у России нет национальной идеи! Ах, ах! Позор!
А какая может быть национальная идея?
Очевидно, очень простая, понятная всем и принятая всеми.

У нас была национальная идея – построение коммунистического общества.
И мы были готовы отдать все физические и душевные силы для достижения этой великой цели!
А кто не готов - тот враг народа, враг всего человечества, потому что наша цель - сделать счастливыми всех на земле. А самыми пленительными героями были Овод и Павка Корчагин.
Но не трудно заметить, цель поставленная расплывчата и неопределенна, и, как выяснилось, неосуществима…
Невозможно сделать счастливыми всех людей сразу - это очевидно. И кроме того непонятно, как это выполнить, даже в рамках создания единого общественного строя на планете, что само по себе жуткая затея.

А есть всем понятные общенациональные задачи:
Благосостояние и безопасность всего населения страны,
Мир и согласие между всеми слоями общества.
Высокая продолжительность жизни.
Духовная нравственность.
Расцвет наук, искусств.
Развития спорта.
Очищение природы и производства от всех загрязнений
Развитие связей, дружественных отношений, сотрудничества и взаимопомощи с соседними народами.

Это и есть национальная идея!

Впрочем, она у всех народов одинакова – так и должно быть!

Посмотрим «Благосостояние и безопасность всего населения страны» – Я бы сделал упор на слова «всего населения». Это означает, во-первых, ликвидацию имущественного неравенства, которое у нас чудовищно. Но работа эта тонкая: начни прижимать олигархов – они вывезут капиталы за границу. Будет хуже. Вот здесь и нужен талант руководителей страны!
«Мир и согласие между всеми слоями общества « – здесь, прежде всего, национальная политика. Необходимо доходчиво объяснить, что развал страны по национальным округам – это прежде всего провал в решении проблемы благосостояния.и безопасности.
Эти две проблемы есть ключевые проблемы России. Остальное уже следует из них.
Как мы видим, у России есть свои особенности – это национальная проблема!
Разрешима ли она? Или надо отрезать кое-что?
Опыт есть: отрезали Украину, Беларусь, Молдавию, Прибалтику, Казахстан, Закавказье, Среднюю Азию.
Получилось ли лучше в целом или для кого в частности стало лучше, а как в целом?
Богатым республикам стало лучше,по крайней мере, это мы видим. Или это иллюзия?
По-видимому, что-то не так, потому что они имеют возможность использовать свои богатства только в силу существования России, которая экранирует их от грабежа.
А бедным республикам стало много хуже.
Но дело в том, что везде отделение было выгодно определенным слоям населения, они вцепились в «незалежность» - не оторвать! Кто согласиться отдать статус президента?
Рассчитать и проанализировать все аспекты произошедшего трудно. Ясно, что разделение необратимо, вопрос только в том, какова цена разделения. На этот вопрос надо бы получить обоснованный детальный ответ...
Можно пойти другим путем, пусть мы отделяем, например, республику Алдымею. Идите, дорогие, живите сами по себе. Что это будет стоить? И можно этот процесс продолжить до конца, т.е. всех распустить. На этот вопрос ответ очевиден – будет полный кавардак!
Что у всех будет своя валюта (делайте друзья!),
свои госграницы (споры без конца!),
своя армия (вооружайтесь!) и т.д.
Этого могут пожелать только те, кто спит и видит крушение жизни всего населения нашей страны.
И тот, кто думает, что после разделения будет лучше – глубоко заблуждается:
в богатые республики придут транснациональные корпорации и выкачают из них все богатства, как они выкачивают их из Южной Америки, Африки, в Ираке и др.
Вы помните: америкосы требовали за совместную разработку газовых месторождений в Арктике отчисления им 50% прибыли. Не 10-15%, а 50%, т.е. в 3-5 раз больше!
А Иран, который не даёт себя грабить, вынужден жить в условиях осажденной крепости.

Итак, национальная идея – это сохранение и процветание нации.
Других идей быть не может и не должно.

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 22:38 + в цитатник
Как же они работают?

24 марта 2010 года по инициативе Минэнерго России состоялось совместное заседание Научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» и Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики по теме: «Модернизация российской энергетики – ключевая задача энергетической политики». По материалам этого заседания А.Ф. Дьяков и В.В, Молодюк на страницах Рунета разместили большую статью "Модернизация российской электроэнергетики."
Статья меня ошарашила. Пред нами не простые люди – академик, профессор А.Ф. Дьяков был министром энергетики при президенте Ельцине;. Молодюк В.В - д.т.н. профессор видынй ученый...
Я приведу часть статьи дословно, чтобы читатель не сомневался - это не выдумки…
… Я назову эту цитату так

«Беда коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник - результаты хозяйствования менеджеров в электроэнергетике»…
Цитата.

«7. ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСА РАБОТЫ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ

В настоящее время в электроэнергетике отсутствуют крупные ремонтные компании, способные осуществлять наряду с ремонтом также и модернизацию оборудования электрических станций и сетей.
Сам ремонт переведен в непрофильный вид деятельности. Заводы-изготовители отстранены от сервисного обслуживания своего оборудования, что ведет к снижению качества ремонтов, поставкам контрафактных изделий и снижению надежности...
Ежегодно около 10 млн. кВт мощностей не проходит полноценного технического обслуживания и ремонта...
Были ликвидированы специализированные ремонтные предприятия отрасли (Мосэнергоремонт, Ростовэнергоремонт, Уралэнергоремонт, Сибэнергоремонт, Дальэнерго-ремонт и др.), каждое из которых имело более 7 тыс. специалистов и обслуживало 10—20 регионов. ((т,е. десятки тысяч ремонтников! - ВВП)...
Отсутствуют общие принципы и стандарты оценки текущего состояния оборудования. Нынешний подход к определению ресурса работы оборудования дает возможность собственникам генерирующих мощностей выводить оборудование из эксплуатации в больших объемах...
В связи с этим необходимо срочно создать законодательную основу, ограничивающую необоснованный вывод оборудования из эксплуатации.
Формирование современной ремонтно-сервисной инфраструктуры — важнейшая составляющая модернизации. Одним из важных направлений в этой области является воссоздание крупных ремонтно-сервисных компаний, способных выполнять комплексные капитальные и средние ремонты и модернизацию оборудования электростанций, подстанций и ЛЭП с гарантийным и послегарантийным техническим обслуживанием по прямым договорам с производителем оборудования.
Необходимо также выработать отраслевые критерии и методы определения степени износа оборудования с последующей разработкой мер по выводу его из эксплуатации и продлению ресурса, модернизации либо замене новым более эффективным оборудованием.
С целью обеспечить должный уровень эксплуатации энергетического оборудования целесообразно создать отраслевой орган государственного энергетического надзора с использованием опыта Государственной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей.
В отрасли отсутствует единая информационная база о проводимых ремонтах, нет полной и достоверной информации о состоянии оборудования и результатах ремонтной деятельности. В этих условиях невозможно проанализировать результаты проведенных ремонтов и получить представление о состоянии оборудования.
В свое время в нашей стране существовала и эффективно действовала единая информа-циионно-аналитическая база Главного вычислительного центра энергетики. Сейчас эта система разрушена. Необходимо воссоздать полноценную информационно-аналитическую систему в электроэнергетике». (конец цитаты)

Неспециалисту трудно оценить абсурдность ликвидации ремонтных баз на станциях и в сетях. Ведь эксплуатация электрических станций и сетей связана со смертельной опасностью поражения электрическим током и потому надежность оборудования, быстрота его восстановления после повреждений, качество восстановления – это вопрос безопасности, а в силу исключительности технологических процессов в энергетике требует постоянного контроля за профессионализмом ремонтного и обслуживающего персонала. Требует постоянного обучения его правилам и методам безопасного выполнения работ. И это надо делать в условиях, близких к рабочим, еще лучше, на рабочих местах!
Поэтому ликвидацию ремонтной базы следует считать преступной.
А специалисты сидели, молчали и только шепотом по углам ужасались…
А вопрос с запасными частями – при ликвидации ремонтных баз на предприятиях изымали и запасные части и материалы. Работники станций хранили их тайно на дачных участках и в гаражах. Как будто шла партизанская война!

Я снова возвращаюсь с основной проблеме: профессионализм – это не только наличие знаний, умений и навыков, это способность работать в условиях чрезвычайных событий, а главное это способность брать ответственность на себя и не только в цеху, в поле, на плотине, но и на совещаниях у руководства, в процессе принятия решений.

Почему душа болит? Не видно сдвигов - сейчас, как и 20 лет назад, та же картина.
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС была совсем недавно.

Недавно выполнял работу по оценкам рисков несчастных случаев на предприятиях электрических сетей России. Работа моя не была прринята, потому что для её применения необходимо знать продолжительность нахождения персонала в условиях опасных для жизни.
А вот этого оказывется никто не знает! Не верите? "И мы этим заниматься не будем!" - отрезал начальник.
Как же они работают?!

Метки:  

КАТАСТРОФЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ТЕХНИКЕ

Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 18:32 + в цитатник
ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: НЕ НАДО ОТВЕЧАТЬ ЗА ВСЁ - ОТВЕЧАЙ ЗА СВОЮ РАБОТУ!

Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура в мировой экономике, связанная с беспрецедентным ростом цен на энергоносители, зашторила главные нерешенные проблемы российского общества, в том числе и высшего образования.
А это, прежде всего проблемы профессиональной деятельности, а точнее низкий уровень профессионализма на всех уровнях, всепроникающая коррупция при полной потере национальных целей и традиций. Об этом говорят все: и на телевидении, и по радио, и в прессе...Но когда мы переходим к повседневным задачам нашей работы, как одурманенные, не хотим замечать этого на своем рабочем месте. И если пытаемся решать проблемы качества нашей деятельности, повышения профессионализма, то без отчетливого представления масштаба такой работы, без осмысления задачи в целом, работаем на уровне решения мелких, не имеющих принципиального значения вопросов, без единого плана, без перспективы и четко сформулированной цели. А главное, без определения коренного звена, которое следует исправлять немедленно.
В первую очередь относится к высшей школе и, конечно, к высшей технической школе...
Это относится и к здравоохранению, и к правоохранению, и к промышленно опасным предприятиям, и к армии, и к флоту.
Последнее очень тревожно, потому что потеря профессионализма в военной области сразу оборачивается массовыми потерями и глубоким социальным потрясениям. Плоский штопор воздушного пассажирского лайнера в прекрасный августовский день не лезет ни в какие ворота. Они что были пьяные? А ведь в промышленности происходит то же самое.
Ниже мы рассмотрим этот вопрос в следующей последовательности.
Катастрофы на флоте и в армии и почему они происходят, где и как проявляется отсутствие профессионализма и трагические последствия этого. Чрезвычайные происшествия в промышленности, есть ли главная причина? Проблемы образования и проблемы высшего технического образования.

Катастрофы на флоте... Статья к.т.н. полковника О.Л. Сергеева в газете «Промышленные ведомости» №11-12, ноябрь – декабрь 2007 «Крупные катастрофы: утрата системных принципов управления» должна быть широко тиражирована, а, к сожалению, она помещена в не очень широком издании, подробно анализирует трагедии линкора «Новороссийск», АПЛ «Комсомолец» и АПЛ «Курск» в непосредственной связи с влиянием на их развитие человеческого фактора.
О.Л. Сергеев раскрывает, что основные причины - это управление на высшем уровне при явной профессиональной непригодности. И, что очень важно для осмысления проблемы и поиска путей ее решения: как такие командиры, конечно, сами-то не понимают, что им опасно заниматься управленческой деятельностью... смертельно опасно для жизни тех соотечественников, которые находятся во власти от его «решений»...
Капитан АПЛ «Курска» Лячин Г.П. испрашивал разрешение на отстрел торпеды, получил запрет! Все знали о надвигающейся катастрофе, торпедное отделение покинули все кроме двух матросов, которые ожидали команды на отстрел. Торпеда взорвалась внутри подлодки. Это отражено в книге бывшего генерального прокурора В. Устинова, когда он признает факты нарушений, допущенных специалистами при подготовке торпеды и получении ее на борт крейсера. Сколько ступеней прошла эта процедура и ни на одной не была остановлена! Что все виноваты, всем до лампочки?
Но не следует делать такие выводы, хотя на бытовом уровне так и думают.
Есть другая сторона этого вопроса , она имеет конструктивный характер. Возникновение причины взрыва означает, что при обучении специалистов не рассматривалась такая ситуация, не была она проиграна во всех вариациях. А что это значит: должна была рассмотрена ситуация с приемом опасного объекта на борт. Рассмотрена во всех даже самых крайне маловероятных вариантах и оценен риск разных решений и ответственность каждого участника (в том числе, ответственность за жизнь людей!). Поэтому здесь вина школы.
Очевидно, что образование специалиста без прохождения таких тренингов будет неприемлемым! Взрывы на подводных лодках вследствие образования гремучей смеси случались в истории флота с начала ХХ века и насчитываются десятками. История их опубликована. Поэтому никаких отговорок - вводите такой тренинг!
Тяжело говорить о погибших. Мы их будем всегда помнить. Но ... командир должен был принять решение об отстреле торпеды, рискуя своей карьерой. Это тяжелейший момент - взятие ответственности на себя. Но какие красивые люди погибли! Их фото можно посмотреть в Интернете.
Задолго до «Курска» была другая катастрофа – катастрофа с линкором «Новороссийск». С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место в Севастопольской гавани на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение - военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре.
В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Корабль начал крениться и в 04.15 (прошло около трех часов) опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, упершись в грунт мачтами. В 22.00 корпус полностью исчез под водой.
Капитан «Новороссийска» тоже обращался к командующему ЧФ В.А. Пархоменко для получения разрешения на операцию спасения экипажа - получил запрет. Рассказы очевидцев: «Сразу после взрыва на корабле организовали совершенно бестолковую борьбу за живучесть. Бестолковую, потому что было ясно, какой будет финал. Взрыв под днищем был такой силы, что разворотило палубу, а площадь подводной пробоины составила ВОСЕМЬДЕСЯТ квадратных метров. Видя, к чему все идет, люди с корабля начали прыгать за борт. С берега по ним открыли стрельбу, ибо считалось, что это дезертирство в боевой обстановке...»
Линкор перевернулся в гавани Севастополя, унеся с собой жизни более 600 моряков!
В Норвежском море 7 апреля 1989 года в результате аварии затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Трагически погибла большая часть ее экипажа. До настоящего времени «белым пятном» расследования гибели остается последний акт трагедий - потеря остойчивости и недостаточность ресурсов для борьбы за живучесть корабля. Нет ответа, почему АПЛ «Комсомолец» затонула с неизрасходованным 25-процентным запасом воздуха высокого давления (ВВД), работоспособными средствами борьбы за живучесть, действующим дизель-генератором, электроэнергетической системой и электрическим освещением.
Анализ показывает, что катастрофический дифферент на корму был связан с нерациональным расходом ВВД – ресурсом остойчивости и непотопляемости АПЛ. Такая ситуация возникла из-за ошибочных действий командования, допустившего при спрямлении корабля перерасход запаса ВВД и бесконтрольный выход воздуха из разрушенных пожаром магистралей 7-го отсека. Незнание командиром БЧ-5 схемы пневмогидравлики и корабельных систем (!?) не позволило задействовать спасительный ресурс командирской группы баллонов (Д. А. Романов, Трагедия подводной лодки «Комсомолец»).
Дело не только в отсутствии компетентности на высшем уровне, но и на уровне офицеров и старшин компетентность так же невысока. Вот свежий пример: происшествие с батискафом в бухте Березовая в Беринговом море произошло 3 августа 2006 года. Подводный аппарат с семью членами экипажа на борту (военнослужащими и служащими ТОФ) на глубине почти двести метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах. Трое суток понадобилось для проведения спасательной операции. Поднять батискаф и спасти членов экипажа удалось благодаря помощи английских военных моряков, которые срочно доставили в регион спасательное оборудование и специалистов.
Передает РИА "Новости" 14.12.2006 16:27. Командующий Войсками и Силами на северо-востоке России контр-адмирал Александр Витко о происшествии с батискафом АС-28 у берегов Камчатки. По словам военачальника, в ходе расследования установлено, что виноваты сами моряки, "допустившие нарушения при осмотре глубоководного объекта". А. У России "была возможность самостоятельно поднять аппарат, но, к сожалению, мы этот момент упустили", а причина этого "оставляющий желать лучшего уровень подготовки специалистов". Лейтенант, командовавший батискафом, не смог изучить инструкцию по эксплуатации аппарата (он не знал английского языка, а инструкцию не удосужились перевести на русский) и совершил ошибку, приведшую к повреждению аппарата, запутавшись в рыболовецких сетях и каких-то тросах.
Почему его допустили к командованию батискафом? Почему они так плохо подготовлены? Почему они сами не умеют оценивать свои возможности, компетенции, результаты своей деятельности? Если бы они задались этим вопросом, то не смогли бы спокойно спать и освоили все инструкции. Здесь еще и такая социально - психологическая сторона проблемы.
А потому, что на каждой из этих ступеней контроля в системе подготовки кадров есть существенные недоработки. Т.е. провалы по всем позициям. А потому, что никто даже не сформулировал, что главное в образовании, особенно в высшем техническом образовании, - это приобретение опыта деятельности, опыта оценки своей деятельности, опыта ответственности за порученное дело и как следствие - способности взять ответственность на себя.
Именно отечественная педагогическая школа выдвинула основополагающие положения в теории образования, которое определяет качество подготовки специалиста:
это опыт профессиональной деятельности,
опыт его личного отношения к действительности в профессиональной сфере,
опыт оценки своей деятельности,
опыт критической самооценки.
Совокупность перечисленных качеств составляет венец образования, портрет продукции высшего учебного заведения.
Итак, в высшей школе, как на стадии достижения высшего уровня развития, мы должны определенно поставить задачу выходного контроля по показателям:
Сформированный опыт профессиональной деятельности
Сформированный опыт оценки деятельности и, прежде всего, самооценки
Сформированный опыт отношения к самому себе.
Эти положения дает нам общая теория.
Но в современных условиях к перечисленным требованиям добавляется
Сформированный опыт принятия решения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций,
Формирование специалистов, способных брать ответственность на себя.
Именно последние два положения упускаются в отечественной высшей школе.
Шторм 11 ноября 2007 года стал причиной ряда кораблекрушений в Азовском и Черном морях: за один день затонули четыре судна, шесть сели на мель, два танкера получили повреждения. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/12/15/n_1153288.shtml[/url] . Ущерб от катастрофы в Каспийском море составил около 30 млрд рублей. Такие данные обнародовала Южная транспортная прокуратура, где прошла коллегия, посвященная результатам проверок исполнения законодательства о безопасности плавания морских и речных судов и эксплуатации портовых комплексов. «Аварийные случаи с судами подтверждают выводы о неприемлемом состоянии законности на объектах водного транспорта, сделанные по результатам анализа материалов проведенных в сентябре–октябре 2007 года прокурорских проверок. Факты ненадлежащего обеспечения безопасности функционирования водного транспорта, нарушений определенных законом правил использования портовых комплексов выявлены повсеместно. Наиболее угрожающая обстановка сложилась в портах, специализирующихся на перевалке опасных грузов, в том числе Новороссийске, Туапсе, Кавказе, Темрюке. //«Прайм-ТАСС» http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/11/28/n_1146427.shtml[/url]
Прокуратура отмечает, что капитан порта «Кавказ» при изменении гидрометеорологической обстановки противоправно не принял «решение по отходу судов в безопасный район, в том числе тех из них, которые не имеют права и возможности для плавания в морской акватории». Причиной гибели четырех членов экипажа затонувшего сухогруза «Нахичевань» прокуратура назвала «ненадлежащее обеспечение судовладельцами требований охраны труда, жизни и здоровья экипажей, в том числе недоукомплектование средствами спасения». //РИА «Новости» http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2007/11/28/n_1146393.shtml 13:29 (17 ноября) Основные причины ЧП в Керченском проливе – нарушения в действиях капитанов портов «Кавказ» и «Ростов», а также нарушения, допущенные самими капитанами судов, сообщил руководитель отдела криминалистики Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета (СК) при прокуратуре России .
Однако вопрос о подготовке кадров почему-то не связывают с такими происшествиями. В законе «Об образовании» и о высшей школы ничего нет об ответственности специалиста за возникновение чрезвычайных ситуаций и в обычных ВТУЗах этому вообще не выделяется время. Забыто, что надежность это лишь одна сторона часть триады: надежность, безопасность, живучесть. И уж тем более не поднимается вопрос о человеческом факторе. При этом забыты цели и задачи воспитания, предназначенного, по определению, для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта формирования личности с учетом возрастных этапов, начиная с младенческого возраста, ее подготовки к общественной жизни и производительному труду при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также самих воспитуемых между собой.
Утилитарный принцип оценки качества образования по остаточным знаниям специалиста-практика неумолимо сжимает блок дисциплин, определяющих индивидуальность любой профессии: летчика и судоводителя, инженера, педагога и врача, все чаще забывающего клятву Гиппократа.
«Мы имеем дело с тотальным непрофессионализмом в кругах, которые пришли сейчас к руководству гражданской авиацией», - ставит неутешительный прогноз действительный член Российской академии образования, генерал-лейтенант В. А. Пономаренко, за плечами которого пятьдесят лет работы в авиационной и космической медицине. Подъемной силой образования выступают научные знания. Уже в конце 1980-х в НИИ высшего образования исследовалось влияние качества образования на безошибочную работу специалистов различных профессий. Этой цели служили подразделения: эргономики и психологии, содержания образования, воспитания, экономики и компьютеризации, интеграции образования, науки и производства. Обобщение зарубежного опыта проводили профессионалы – ветераны ГРУ Генштаба. Но нынешнее состояние научных учреждений подобно режиму плоского штопора. Без научного «подхвата» в «зоне турбулентности» остаются предложения ведущих вузов страны о создании информационной и технологической среды, необходимой для выпуска любого продукта, востребованного рынком. Без нее трудно вписаться в европейское и мировое академическое сообщество. Разрушительные реформы в образовании привели к безобразиям при выдаче дипломов по аэрокосмическим специальностям организациями, не имеющими аккредитации.
Прочитав предыдущее кто-то скажет - автор нагоняет панику. Нет! Вспомним чернобыль, о нем много писалось, не следует повторять. Но, по-моему, многие не осознают, что на тысячи лет Чернобыль будет зоной смертельной опасности.. На тысячи лет! Это невиданная в истории катастрофа, возникшая исключительно вследствие профессиональной непригодности как исполнителей, так и управляющего персонала... По мнению специалистов фирмы ОРГРЭС по тепловой автоматике установка простейшей тепловой защиты на блоке предотвратила бы взрыв реактора...
И второй пример: катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС - невиданная катастрофа на гидростанциях ...
Правда аналог был в СССР, без жертв, но по той же схеме. Засекретили! И потому второй раз на те же грабли! Причина банальная - длительно эксплуатировали турбину с опасными вибрациями крышки турбины, которая работает под давлением более 20 атмосфер ...Шесть шпилек на крышке были незатянуты! и пр.
Не понятно, почему ? Отвечаем! По двум причинам: в учебных программах вообще нет раздела по чрезвычайным ситуациям, и потому такие ситуации не проигрываются при подготовки специалистов.
И вторая, еще более абсурдная: лица, принимающие решения, в подавляющем числе случаев не имеют полноценного базового образования ...
Как-то так получается. что наша страна поставляет истории науки и техники самые страшные технологические катастрофы...
За державу обидно! Картина ясна: профессиональная подготовка в России имеет принципиальные недоработки, связанные с отсутствием надлежащей подготовки по чрезвычайным ситуациям , соответствующего тренинга по принятию решений при возникновении ЧС, профессиональной подготовке по формированию способности специалиста взять ответственность на себя.
Что тогда стоят пафосные высказывания " Я отвечаю за всё!" Не надо отвечать за всё, отвечай за свою работу!
А это весьма сложная часть профессионального образования, которая категорически необходима для безопасности страны.

Вложение: 3836966_Obrazovanie_Katastrofuy.doc


Метки:  

Дневник Васин_ВП

Пятница, 26 Ноября 2010 г. 20:51 + в цитатник
Блог нацелен на обсуждение и развитие методологии анализа и синтеза информационных пространств, в том числе и информационного бизнеса в Интернете, баз данных третьего и четвертого поколения, интервальных методов анализа и синтеза информационных и энергетических полей и применение их в экономике и финансах .


Поиск сообщений в Васин_ВП
Страницы: [1] Календарь