За последние полгода я успел всем жанрам творчества Давида Тухманова посвятит несколько постов. Я очень люблю его и считаю живым великим классиком, который, как и положено, при жизни не вознесён на высоты Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Но история знает примеры, когда к народу творчество композитора пробивается годами. Яркий пример: Обретение миром творчества и имени И.С.Баха. В последние годы жизни известность Баха как композитора пошла на убыль: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. А после смерти имя и музыка стали предаваться забвению. Интерес к творчеству Иоганна Себастьяна возник лишь в 1820-е годы. Начало этому положило организованное Ф. Мендельсоном исполнение в 1829 году в Берлине величайшего произведения Баха - «Страстей по Матфею». В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся найти и опубликовать все рукописи и возродить публичное исполнение шедевров ушедшего из жизни композитора (за полвека было издано 46 томов). Я не собираюсь играть роль Ф.Мендельсона и популяризировать Давида Федоровича. Слава богу! Он в этом абсолютно не нуждается. Просто в моих «музыкальных закромах» осталась одна его опера «Царица" с которой я уверен, большинство жителей ЛиРушной вольницы не знакомо. Прошу познакомиться с этим шедевром. Произведение не оставит никого равнодушным. Гурманы и ценители изящества и красоты найдут в массе речитативов россыпь музыкальных бриллиантов, любители Стаса Михайлова и Елены Ваенги покрутят пальцем у виска. И что интересно - все будут правы. Предлагаю познакомиться с оперой, и если у единиц она останется на волнах их памяти, значит я недаром себя и «клаву» изводил.
Приятного просмотра и прослушивания!
P.S. Человек предполагает, а правообладатель располагает.Хотел поместить видеоролик всей оперы, но оказалось, что правообладатель оставил возможность смотреть в Ютьюбе, но не дал возможнось это видео встраивать в посты и т.д.
Придётся познакомимся с оперой небольшими фрагментами.А может это и лучше, каждый будет выбирать, что ему смотреть: кусочек или целую но в Ютьюбе.
В 2008 году композитор Давид Федорович Тухманов написал оперу «Царица» на либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди. «Написать оперу» – звучит так же свежо, как, например, «человек построил космический корабль». Построить-то можно, но полетит не каждое творение. И не каждый замысел станет оперой . Но это не о «Царице». К творчеству композитора Давида Федоровича Тухманова изумление не клеится, потому что он пишет произведения, в которых есть уникальная мелодичность, тонкий смысл, гармония в каждой песенной единице, узнаваемость и непроходящая популярность. В каждой песне Тухманова есть своя опера, как музыкально-драматический жанр. Сейчас можно с уверенностью сказать, что опера «Царица» является уникальным монументальным классическим произведением на современном русском языке. Уникальность «Царицы» именно в сочетании оперной классики и современности языка, на котором она исполняется. Это в буквальном смысле «открытая опера», доступная в восприятии не только специалистам или ценителям оперного искусства. Она – значительный шаг к популяризации оперного искусства, шаг навстречу широкой любознательной публике, способной слушать музыкальную историю своей страны. «Царице» повезло дважды: во-первых, с Тухмановым, во-вторых, со встречей с меценатом Николаем Цветковым. Опере не пришлось переживать десятилетий забвения или веков попрания. С первой премьеры она принята публикой «на бис» и единогласно признается «настоящей современной классической оперой». В 2008 году Давид Федорович показал свеженаписанную оперу художественному руководителю Московского музыкального театра «Геликон-опера», народному артисту России, профессору Дмитрию Бертману. Профессор сказал тогда, что на такой грандиозный проект «Геликон-опера» не рассчитана. Театр не сможет сохранить масштабности. Одного таланта артистов недостаточно. Нужны более солидные подмостки, чтобы не потерять российского простора и размаха, заложенных автором в произведение. Один танцующий хор состоит из шестидесяти человек, а еще солисты, оркестр и т.д.Тогда композитор показал оперу народному артисту РСФСР Льву Валериановичу Лещенко. Певец согласился с мнением режиссера о том, что опера должна быть зрелищной, нельзя ничего менять в ее замысле. Певец познакомил композитора с Николаем Цветковым. Николай Александрович с удовольствием рассказал, что опера понравилась его дочери Виктории. Высокая оценка молодого поколения – это индикатор современного качества. Семейный фонд Цветковых «МЕТА» оказал «Царице» финансовую и организационную поддержку, благодаря которой опера, поставленная театром «Геликон-опера», оправдала надежды создателей: стала крупномасштабной, зрелищной и общедоступной. В оперу включены разнообразные музыкальные приемы. Есть даже партия для уникального голоса – мужского сопрано (партия Шведского короля Густава IV).Опера масштабна. В хоре и оркестре одинаковое число исполнителей – по 60 человек, 20 актеров исполняют сольные партии.Опера рассказывает о Екатерине II не только как об императрице, но и как о мыслителе и простой женщине со сложной судьбой. Эта история рассказана очень талантливо и с большой симпатией к Екатерине. Этого не заметить нельзя. Свою сценическую жизнь «Царица» начала в 2009 году с театра Государственного Кремлевского Дворца и Александринского театра. В 2010 году опера прошла в Большом. Потом состоялись гастроли по всей стране, вплоть до Владивостока. Ее увидели 40 тысяч человек в 15 театрах. Ее увидели даже те регионы, которые опер еще не видели. Это прекрасный почин для развития художественно-музыкального вкуса молодежи.«Это было событие в каждом городе, для города и для края», – поделился мнением режиссер-постановщик спектакля «Царица» Дмитрий Бертман.За пять лет спектакль был важным проектом Московского музыкального театра «Геликон-опера» и Семейного фонда Цветкова Н. А. – ФП «МЕТА».17 февраля 2014 года состоялась церемония передачи прав на оперу «Геликон-опере». На церемонии передачи в «Геликон-опере» присутствовали народный артист России Давид Тухманов, народный артист России Дмитрий Бертман, председатель Совета директоров ОАО Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» Николай Цветков и председатель Совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» Галина Цветкова. А также почетными гостями стали первая исполнительница роли императрицы Мария Максакова, первый исполнитель партии князя Потемкина – народный артист России Юрий Веденеев, обладатель уникального голоса – Олег Рябец, и многие другие. Начался новый этап в жизни оперы, который познакомит с современной классической русской оперой тысячи и тысячи новых зрителей.
Автор: Катя Чековска Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-65872/ © Shkolazhizni.ru