-Рубрики

 -Я - фотограф


1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Лопатина

 -Подписка по e-mail

 


Япония

Вторник, 01 Февраля 2011 г. 12:02 + в цитатник
Цитата сообщения Kandy_sweet Храмы и пагоды Японии

Вот ещё статья в продолжение поста Японские храмы и здесь Японские храмы

В Японии издревле существует обычай, по которому обветшавший деревянный храм в определенные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений. Вообще, в Японии очень заботятся о сохранности того, что было создано давно. Об отношении японцев к памятникам старины может свидетельствовать такой пример. В одном из монастырей есть так называемый «сад камней»: небольшая, покрытая песком площадка, на которой живописными группами расположены камни. Эта композиция, созданная более четырехсот лет назад, поддерживается в порядке и сохранности по сей день.


В VIв. в Японию из Кореи проникает буддизм, а затем и формы китайской архитектуры. Буддистские храмы и пагоды строились в Японии китайскими или корейскими архитекторами, даже черепицу для них привозили из-за моря. Одно из таких сооружений — храм в г. Нара, являющийся выдающимся историческим памятником, национальной святыней.
В средние века культурное влияние Китая продолжалось (кстати, японская письменность создана на основе китайских иероглифов). В VIII-XIIвв. японские императоры, стремясь упрочить свою власть, вводили в стране порядки по образцу Китая, где личность императора обожествлялась, и вся страна существовала как бы ради него.
При строительстве новых столиц — Нара и Киото — за эталон брались регулярные планы городов, и для руководства работами приглашались специалисты из Китая. Подражая блеску и напыщенности китайских богдыханов, правители Японии строили дворцовые храмовые постройки в китайском стиле.

В конце XIIв. в Японии произошел государственный переворот, в результате которого власть императора стала номинальной, а фактически страной управлял верховный военачальник. Господствующая военно-феодальная каста стремилась к тому, чтобы в стране царил дух строгости. Стремясь к неизменности установленных порядков, эти правители установили замкнутый режим и проявляли недоверие ко всему иностранному (сначала китайскому, а затем и европейскому). В Японию перестали приезжать архитекторы и мастера-строители из Китая и Кореи, прекратились поездки японской знати в эти страны. Что привело к ослаблению влияния в Японии китайской архитектуры и к усилению старых национальных традиций.


Все же, со временем иностранное влияние возобновилось. Крупные феодалы строили для себя дворцы-замки, а поскольку в стране почти не было традиций каменного строительства, в сооружении замков участвовали китайские архитекторы и португальские инженеры.
Вследствие того, что на протяжении веков дворцы и храмы в Японии возводились в китайском стиле, может создаваться впечатление, что ее архитектура не отличается от китайской. Однако национальное зодчество Японии имеет иной облик.
Буддизм в Японии не вытеснил древний местный культ — синто. Японцы исповедуют одновременно обе религии, считая, что одно другому не мешает. Правда, поскольку буддизм на протяжении веков являлся официальным культом, буддистские храмы, строившиеся в китайском стиле, преобладают.
О синтоистских храмах древности можно судить по сооружений, дошедшим до нашего времени (как уже говорилось, храмы перестраивались с соблюдением форм старой постройки).
Известно, что храмовая архитектура всех народов так или иначе восходит к формам жилья. Синтоистский же храм вообще не отличается от жилого дома.


Todai-ji Temple, Nara


Конструктивно японские постройки сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности — ни вычурности силуэта крыш, ни измельченности деталей, ни обилия декора. Строго говоря, украшений вообще нет, и это делает архитектуру Японии совершенно особенной в зодчестве всего мира. Синтоистская религия не была официальным культом, и при формировании облика синтоистских храмов не ставилась задача воздействовать на психику людей грандиозностью и величием. Религия синто заключается в поклонении духам природы, она мало подходила для того, чтобы ее использовали в своих интересах власть имущие, так что не случайно в Японии была принята в качестве официальной религия иноземного происхождения — буддизм, проповедующий покорность судьбе.
Обожествление природы, почитание естественного привело к характерным особенностям эстетических представлений японцев. Они не окрашивают деревянные части построек, потому что, по их понятиям, древесина должна выглядеть такой, какой ее создала природа. В японском саду нет аллей, штакетников и клумб, потому что их нет в природе.


Японский синтоистский храм резко отличается по своему облику от буддистского. Это очень простое по форме здание, с двускатной крышей, кровля которой сделана из уплотненного слоя тростника или соломы. Постройка стоит на столбах, так что главное храмовое помещение находится на втором этаже. Вокруг него устроена открытая веранда, представляющая собой обход, защищенный от осадков и солнца выступающими свесами крыши. Полностью отсутствуют какие бы то ни было украшения — резьба, росписи, деко­ративные детали и т. п. Живописные детали на коньке имеют практическое назначение: эти накладки в виде крестовин и горизонтальных брусков служат для укрепления конструкции. Декоративный эффект достигается высоким совершенством работы. Детали здания выполнены точно, поверхности их тщательно отделаны.
На территории храмового участка имеются и другие строения; в отличие от китайских храмовых комплексов эти сооружения расположены на участке свободно, не подчиняясь строгой симметрии. Символические ворота, установленные перед входом на территорию храма, сделаны из дерева. Они отличаются от китайских и индийских простотой формы и отсутствием украшений.
Для японской архитектуры характерны легкость конструкций и зрительная легкость форм, а также незамкнутость пространств, связь интерьера с внешней средой. Ей чужда идея неподвижной монументальности, статичности; она отличается простотой, ясностью образа, лаконичностью.
Конструкции здания оставлены открытыми, а формы не видоизменены какими-либо деталями, не имеющими практического назначения. Фактура материалов не скрыта штукатуркой, облицовкой или покраской. Застройка осуществляется по принципу свободной планировки, без нарочитой симметрии и других предвзятых композиционных построений.


Зодчеству Японии несвойственна грандиозность. Архитектура не представляется человеку в виде импозантных сооружений. Наоборот, замысел архитектора совсем иной: человек как бы не должен замечать архитектуры. Она ему открывается исподволь, не навязываясь, не выкладывая всего сразу, не стремясь «произвести впечатление». Эта скромность соблюдалась даже при сооружении загородных вилл знати, ибо пышными строили лишь здания, предназначенные для представительства, а частная жизнь по традиции протекала в архитектурной среде, выдержанной в «старом стиле» (так называли японцы стиль своей национальной архитектуры в отличие от китайского) .
Как и всякая архитектура, японская связана с психологией и эстетическими взглядами ее создателей. Японцам присуща скромность бытовой обстановки, им чуждо стремление блеснуть, произвести эффект.


http://www.acdjournal.ru/2007-6/604/p.html



Nikko
Рубрики:  Путешествия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку