Цитата сообщения ЕЖИЧКА
=Акварелист Сергей Андрияка=
16 мая в возрасте шестидесяти пяти лет ушел из жизни, пожалуй, самый известный акварелист России – Сергей Николаевич Андрияка, действительный член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели Сергея Андрияки, основатель и ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, автор множества научных и методических работ, посвященных живописи. Но главное – яркий и самобытный художник, любимый и простыми людьми, и сильными мира сего…
Семья и детство
Натюрморт с фарфором.
Вся жизнь Сергея Андрияки с самых первых дней жизни была тесно связана с искусством. Он появился на свет в Москве, в семье преподавательницы иностранных языков и заслуженного художника РСФСР, преподававшего в художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Талант явно передался по наследству – мальчик рисовал с шести лет и не видел для себя иного пути, кроме как в Суриковский институт. Отец долгое время оставался для Андрияки главным критиком.
Суздаль. Возле Александровского монастыря.
К работе с акварелью он пришел не сразу. Много писал маслом, темперой, гуашью, пробовал себя в декоративно-прикладном искусстве.
Важным для Сергея Андрияки оказалось и влияние матери, ее религиозные убеждения – втайне от мужа-атеиста она водила сына в церковь. Этот опыт, тогда еще неосознанный, стал для художника в дальнейшем важным духовным подспорьем, а искренняя христианская вера, опыт соприкосновения с чем-то большим, нежели бренная человеческая жизнь – ключевым источником вдохновения.
Выставки
Натюрморт с гранатами.
Первая персональная выставка Сергея Андрияки прошла в 1985 году в Звенигороде, а спустя десятилетие таких «сольных выступлений» насчитывалось больше трех десятков. Яркой, сочной акварели Андрияки было тесно в формате групповых выставок – и при этом каждая его персональная выставка, даже проходившая в маленьком, камерном пространстве, становилась не просто демонстрацией работ, а настоящим событием. Впрочем, масштабы этих событий росли с космической скоростью, и за десятилетие от маленького зала в Звенигороде художник перешел к грандиозным экспозициям в самых значимых выставочных пространствах страны. Например, в 1994 году в Манеже он представил шесть сотен работ.
Дары осени.
Знают картины Сергея Андрияки и за границей. В 2005 году в рамках культурной программы Саммита ОТЕС прошла его персональная выставка в Шанхае, в том же году во время официального визита Президента РФ – в Японии. Германия, Болгария, Англия, Италия, Австрия…
А еще работы Сергея Андрияки можно увидеть… в метро. На Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена курсирует поезд с поэтичным названием «Акварель». Его вагоны оформлены репродукциями работ Андрияки и лучших учеников его школы.
Художественный стиль
Цветы и фрукты.
В творческой биографии Сергея Андрияки, конечно, в глаза бросаются цифры, в которые сложно поверить – десятки тысяч работ, написанных на протяжении живописной карьеры, сотня картин в стенах Кремля (об этом чуть позже), тысячи выставок… Кажется, в прежние времена только Ивана Айвазовского можно было считать столь же плодовитым творцом. Сам Сергей Андрияка говорил, что создает в день по одной работе. Будет день – будут картины.
Зимний вечер.
Возможно, все дело в огромной любви к своему делу. А может быть – в уникальной живописной технике. Мы привыкли видеть акварельную живопись по сырому, с потеками, легкими и стремительными мазками. Акварель Андрияки – плотная, объемная, фактурная и очень реалистичная, в духе старых мастеров. Хоть акварель – один из самых капризных и хрупких живописных материалов, в интерпретации Андрияки она обретает мощь, уверенность и силу. И не в последнюю очередь потому, что и сам автор обладал подобными душевными качествами – это подтверждают и его коллеги по цеху, и ученики.
Старые чайники.
Андрияка писал по памяти, без предварительных эскизов и черновых набросков, не использовал белила – а акварель не прощает неуверенности и неточности. Его основная техника – лессировка по сухому листу, то есть нанесение тонких слоев краски один за другим для достижения нужной плотности цвета и «весомости» изображения. Цветы на картине должны пахнуть, фрукты – вызывать аппетит. Такими принципами руководствовался Сергей Андрияка.
Калина на снегу.
Имя Сергея Андрияки ассоциируется, конечно, исключительно с акварелью. В действительности же, по словам мастера, им выполнено более тысячи этюдов и полноценных картин в традиционной масляной технике. Художник вообще был приверженцем консервативных подходов к выбору сюжетов и живописных техник, стремился возрождать забытые за годы массовых художественных экспериментов приемы. К современному искусству относился критически. Он говорил, что пришло время растить мастеров – и к этому стремился как педагог, стремился передавать свой опыт подрастающему поколению живописцев, проводил мастер-классы и призывал в каждом ученике видеть в первую очередь личность, индивидуальность.
Кремлевский художник
Храм Христа Спасителя накануне Рождества.
Талант Сергея Андрияки нашел своих поклонников и в высших эшелонах власти.
В 1995 году по заказу московской мэрии Сергей Андрияка создал шестиметровую акварельную панораму Москвы XIX века, опираясь на фотографии из альбома Николая Найдёнова, изданного в 1876 году.
Кроме того, известно, что пейзажи Андрияки можно было увидеть в московском Доме правительства, а в 2012 году Президент РФ Владимир Путин распорядился украсить ими стены коридоров первого корпуса Кремля. Туда отправилось больше сотни пейзажей художника и его учеников. В приемной президента висит акварель «Храм Василия Блаженного», где символ русской архитектуры изображен во время снегопада.
Сирень.
В последние годы жизни Сергей Андрияка боролся с онкологическим заболеванием. Ни на минуту не прекращал работать – писал, преподавал, организовывал мастер-классы. Его выставки проводились по всей стране и неизменно привлекали всеобщее внимание.
Любимым живописным мотивом художника была цветущая сирень – пышные, тяжелые ветки в фарфоровых вазах. Именно так, собравшись вместе писать ветви сирени, и почтили память Сергея Андрияки его ученики.