Златоустовская гравюра на стали.
Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство
украшения холодного оружия.
Набор (поднос, лжица, копие)
В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще
один центр по выпуску холодного оружия,так как уже имевшиеся не могли
полностью удовлетворить потребности армии в нем
Ларец «Сказки Пушкина»
Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие.
Шашка кавказская
Для этого фабрике нужны были специалисты - оружейники высокого класса.
Кубок юбилейный
Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и
Клингенталя - известных оружейных центров Германии того времени.
Потир
До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были
иностранные мастера Шафы - отец Вильгельм - Николаус и сын Людвиг. Два
других сына - Иоганн и Фридрих - специализировались на отделке кожаных
ножен.
Наборы винные
Второй, "русский", этап развития 1820 - 1830 гг. С 1818 года начинается
второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы,
Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип
Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую
высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с
середины XIX в. и до наших дней.
Наборы письменные
С именем Ивана Бушуева (1800 - 1834) связано создание едва ли не самих замечательных произведений.
Наборы охотничьи
Художник Берсенев Геннадий Михайлович Материал клинка Дамаск
О жизни этого художника известно очень мало, даже дата смерти, 1834 г.
сомнительна, и установили ее историки по последним работам Бушуева,
датированным 1833 годом.
Художник Аверкин Олег Васильевич Материал клинка Дамаск
Наряду с усовершенствованием технологического процесса и виртуозным
владением им, много нового вводит Бушуев в композицию: новые элементы из
греческой истории и мифологии.
Топор боевой
В отличие от Шафов, которые гравировали определенную, небольшую
поверхность клинка, Бушуев расширяет рамки, в ряде случаев используя всю
плоскость клинка, что позволяет ему создавать насыщенные орнаментальные
композиции.
Кортик адмиральский «300 лет Санкт-Петербургу»
Не менее талантливым гравером был Иван Петрович Бояршинов.
Кортик морской
После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на
украшенное наградное оружие резко снизились . В это трудное для фабрики
время большую роль сыграла деятельность Павла Петровича Аносова.
Стилет украшенный
С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной
фабрики, потом - ее директором, а позднее - управляющим Златоустовским
горным округом.
Кинжал юбилейный `850 лет Москве`
С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения
клинков - булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую
поверхность.
Кинжал
Художник Тычкин Вячеслав Александрович Материал клинка Дамаск
Чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти,
лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную
поверхность клинка.
Кинжал (мизерикорд)
Изделия златоустовских мастеров высоко оценивались современниками.
Шпага кавалерийская Бородино
Участие в выставках Большую роль в знакомстве с искусством Златоуста
сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых с 1829 года
являлась Златоустовская оружейная фабрика.
Меч «Подвиги Геракла»
После 1917 года - новые взгляды на мир, общество, а с ними и на
искусство, конечно же, отразились на художественной жизни Златоуста,
когда в начале 20-х годов цех украшенного оружия вновь начал
действовать.
Меч «Мальтийский»
В 1919 году, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии.
Меч «Александр Невский»
Учитывая время, обстановку в стране, нехватку материалов, в 1920-х
годах украшенное оружие, предназначенное для наград, было намного
скромнее, чем подарочные варианты XIX века, но выполняли их художники с
неменьшим старанием и воодушевлением.
Сабля «Суворов»
Подъем граверного искусства в 20 - х годах ХХ века - заслуга
художников-граверов Д. Е. Яковлева, И. И. Бахарева, Н. Ф. Морозова, В.
А. Киселева и многих других.
Сабля «Наполеон»
Во время Великой Отечественной войны граверы вновь обращаются к украшенному оружию, которое преподносилось в качестве награды.
Палаш морской
Выполнено оно в технике 30 - 40 - х годов, на позициях которых остается искусство гравюры и в послевоенные годы.
Шашка драгунская
Златоустовская гравюра с большим трудом развивается, вернее,
возрождается, о чем говорят те вещи-жемчужины, которые время от времени
появляются у златоустовских граверов и которых по сравнению с
предшествующими периодами ХХ века становится все больше.
Оформление корана
Это и орнаментальные композиции Г. М. Берсенева, и лоточки О. Аверкина, и
декоративные подносы Н. В. Лохтачевой, и холодное оружие А. Г.
Шаланова, А. Е. Авдеева, А. И. Костюшева, С. Н. Шептунова, Ю. Б.
Рябкова, и работы А. Богачева и А. Шукова, которыми можно гордиться как
настоящими произведениями искусства Златоуста.
Шестопер
Икона «Св. Александр Невский». Гравюра на стали
Оформление молитвослова
Но все это относится к уникальным выставочным образцам, которые не известны широкому зрителю.