Цитата сообщения Падунский
Мышкин. Часть третья
Усадьба Т.В. Чистова (1830-1850-е гг.) и часовня Флора и Павла (нач. XIX в.) - Дом Поповых. нач. XIX в. - Дом Смирновых. 1909 г. - Женская гимназия. XIX в. - Дом Королькова. XIX в. - Никольский собор. 1766-1769 гг.
XXI
Помните, герой Д.К. Джерома вопрошал: «Всегда ли дешевые безделушки прошлого будут казаться сокровищами? Будут ли наши расписные обеденные тарелки украшать камины вельмож двадцать первого столетия?»
Ещё как будут. Музеи Мышкина забиты вполне себе обычными мануфактурностями до тарелок включительно.
В вопросе поиска туристической заманухи мышкари под стать своему тотему: пронырливы и прожорливы. Везде сунут нос, всё попытаются если не съесть, то надкусить. В самом деле, каких только музеев нет в городе: мыши, лоцманов, старой техники, льна, валенок, П.А. Смирнова.
Даже вещи адмирала Ушакова отысканы, обласканы и показаны, хотя, казалось бы, какое он-то имеет отношение к Мышкину? Родился в Романовском уезде, снискал славу в южных морях, основал первую в новой истории греческую республику. (Счастливый: он видел Итаку. Правда, ещё до того, как Жуковский перевёл «Одиссею». И эти слова - Из-за того, что я грязен, что рубищем тело одето, Пренебрегает пришельцем она, говорит, что не тот я – он, увы, не мог произнести). Похоронен Ушаков в Санаксарском монастыре Тамбовской губернии; церковь во имя его стоит на самом краю православного мира,- в Черногории, в Херцег-Нови, на русском кладбище. И где здесь Мышкин?
Но кого-то во всей этой музейной лихорадке всё же забыли. Бианки? Морозова?
XXII
В этом месте, наверное, нужно сделать многозначительную паузу, откинуться на спинку кресла, раскурить трубку и обронить усталым баритоном: все эти музеи и музейчики – суть попытка завернуться во время. Не в сегодняшнее, не в собственное. Во вчерашнее. В чужое.
И выпустить струю дыма в лицо статуэтке Клио на каминной полке.
XXIII
Мышкин располагает к тому, чтобы вести жизнь скромную и безупречную. Здесь нужно сажать хризантемы, ходить в концерты и читать Сетона-Томпсона на дощатой брусчатой террасе дома Томсона.
Однажды в городе жил Виталий Витальевич Бианки, знакомый моему поколению по книжкам с иллюстрациями Чарушина. Он ходил на охоту, да и просто так по лесу, изучал птичьи и зверьи следы и писал об этом поучительные, как бы детские рассказки. И совершенно не хотел вспоминать о ЧК, об арестах и ссылке.
О том, что в 1917-м он вступил в неправильную партию, а в 1918-м был призван в неправильную армию. Да и происхождение его вряд ли можно было назвать правильным. За эти прегрешения он сидел в Бийске и изучал природу Уральска. Но всё могло бы быть ещё хуже, если бы свою знаменитую книжку «Чей нос лучше?» он выпустил не в 1923-м, а в 1937-м, когда этот вопрос стал актуальным не только для пернатых.
Усадьба Т.В. Чистова (1830-1850-е гг.) и часовня Флора и Павла (нач. XIX в.)
XXIV
Бывают такие биографии, что, оглядываясь на свою жизнь, понимаешь её скудость и никчёмность. Такие люди даны нам для мечты и пускания слюней.
Вот, например: Николай Александрович Морозов, внебрачный сын помещика Мологского уезда. Образование, помимо домашнего, - пара лет в гимназии и 1 курс университета (вольнослушателем), что не помешало ему при Советах стать директором Естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта и почётным членом Академии наук СССР. Учёные особо подчёркивали фундаментальное значение для науки его высказывания о том, что атом имеет сложную структуру.
Семья его деда была взорвана камердинером «по романтическим причинам», а он стал одним из создателей «Народной воли». Его теоретические взгляды сегодня весьма актуальны: он предлагал использовать террор постоянно в качестве регулятора политической жизни в России. Арестован в 1882 году по делу народовольцев и до 1905 года сидел в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях.
Масон, выдвигался в Учредительное собрание по списку кадетов. За заслуги перед социалистической революцией большевики подарили ему имение отца. В возрасте 85 лет окончил курсы снайперов Осоавиахима, а в 87 ушёл на Волховский фронт.
Он пережил Николая I, Александра II, покушение на которого готовил; Александра III и Николая II, при которых сидел, пережил Ульянова-Ленина и 7 лет не дожил до смерти Джугашвили-Сталина.
Дом Поповых. нач. XIX в.
Дом Смирновых. 1909 г.
XXV
Но нам с Вами Николай Александрович интересен не этим. И даже не тем, что, по уверению Каверина, не целовался с мужчинами.
Благодаря ему мы имеем сегодня Новую хронологию, многими ругаемую и многими почитаемую, широко известную по книгам А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского.
Принято считать, что сама мысль низвергнуть устоявшийся порядок вещей – очень русская, очень наша. Поминают при этом, правда, не прозрения и открытия, а истерики и погромы. Дескать, все эти летящие в омут Катерины, порванные на груди рубашки и сам русский бунт, бессмысленный и беспощадный, - всё это у нас в крови. Не приучены-де к степенству и постепенности.
И так это всё в стихах и красках описывается, что поневоле задумаешься: так ли уж бескорыстны распространители сего мифа? И не найдёшь причин ответить утвердительно.
И даже остроумная версия Олеши о мотивах написания Морозовым своей скандальной книги (Ах, вы меня лишили мира? Хорошо же! Вашего мира не было!) того же поганого свойства.
Меня же, человека далёкого и от истории и от астрономии, Новая хронология интригует: а вдруг?
Женская гимназия. XIX в.
Дом Королькова. XIX в.
XXVI
Мышкин, как пишут, стоит на шести холмах. Уже одно это говорит об оригинальности местных жителей. Другие стали бы упражняться в географии и арифметике, сводя число холмов к семи. Чтобы как в Риме, чтобы как у больших. Эти – нет.
Честно говоря, я не большой знаток римских холмов, чтобы пытаться отгадать загадку: какого же холма нет в Мышкине. В сакральном смысле, конечно же. Хотя было бы заманчиво провести параллели, отыскать совпадения, найти отсутствующий и завернуть что-нибудь глубокомысленное по этому поводу.
Ну да Бог с ними, с рассуждениями о холмах. Просто залезем на один из них.
Никольский собор. 1766-1769 гг.
XXVII
Рядом с Никольской церковью сложно организовать классическую площадь - с восточной и южной стороны склон катится вниз, к логу и кособокому Лукичу. И немудрено: построена она была в 60-е годы XVIII столетия, ещё до обязательных плац-парадов. Правда, по внешнему виду её никак не угадать барокко, полыхавшее в екатерининские времена.
Церковь, даже с учётом утраты колокольни, производит странное впечатление. Портики с широко расставленными парными колоннами нависают над арками с окнами. При такой композиции хочется видеть ворота с крупными барельефными сценами из удивительной жизни. Но их нет. То ли жизнь была недостаточно удивительна, то ли её не было вовсе.
Хотя, вру. Была жизнь. И именно эта кособокость её особо симпатична. Если бы у меня была такая же гордая осанка, как у Вайля, я бы сказал: здесь-то и дремлет дух города, гений места.
XXVIII
Раз уж мы о гении места, как не вспомнить печальную пьесу Островского?
Жила-была дЕвица юная, да на всём готовом в родительском доме. Ходила утром к заутрене, а вечером к вечерней, службу стояла и в потоке света ангелов наблюдала. В промежутках дома молилась, по ночам вставала и в уголке молилась. Пока к заутрене не позовут.
Выдали её замуж за наследника большого состояния. Муж был тихий, матушку свою сильно уважал за большой жизненный опыт и полезные советы. А жену любил и говорил об этом громко, чтобы все слышали. Но не упускал случая уехать из дому как бы по делам, чтобы, значит, хотя бы пару недель вдали от семьи попить-погулять.
Катерина в промежутках между молитвами томилась, по ночам сны видела и хотела чего-то неведомого: то ли полететь как птица, то ли по Волге на лодке кататься, обнявшись. Только не с мужем.
Во всё время пиесы персонажи ходят по сцене из угла в угол, песни поют, разговоры разговаривают и общественно-полезным трудом не занимаются. Купцы выпивают, девушки друг с дружкой целуются, испытатели природы перпету-мобиль ищут. Ну чисто водевиль, разве что без танцев.
Добролюбов, говоривший о себе во множественном числе, был большой мизантроп. Про этих симпатяг он написал: «наглое презрение к здравому смыслу и всякому праву». Интересно, что бы он написал про сегодняшних людей?
XXIX
Не прав был Добролюбов в своей трактовке сюжета, ох не прав! Это же чисто мышкинская пьеса, - взять хотя бы берёзовую аллею на обрыве, которую насадила когда-то команда местного полицейского батальона: не здесь ли прогуливалась Катерина?
Ну а раз так, то вот Вам и разъяснение сюжета. Трёглавый змей, который есть источник зла – это Кабаниха, Дикой и катеринин муж. А мышка, следовательно,- Катерина. Без неё спасение князя состояться не может. Уж она бегала-бегала по его лицу, да всё зря. Не захотел князь спасаться, а тем паче устоявшийся порядок вещей рушить. В Сибирь отправился. Так оно спокойнее.
XXX
Мышкин во всё время нашего знакомства не пытался казаться красавцем, не рядился в лучшие одежды, не принимал горделивых и величавых поз, как натурщик в классе живописи.
Город повернул ко мне недвижное лицо и еле заметно улыбнулся уголком рта. Так мог бы поступить Такеши Китано, если бы, конечно, доехал до Мышкина.
Город посмотрел на меня грустно и отпустил.
Русский стиль и искусство