-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liudmila_leto

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.11.2010
Записей: 18945
Комментариев: 3237
Написано: 32242


К 190-летию со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина (ч.4)

Воскресенье, 26 Ноября 2023 г. 14:49 + в цитатник
(часть 1)(часть 2)
(часть 3)

Под звуки Петровского марша русские войска когда-то вошли в Париж, разгромив Наполеона.


Эта мелодия настолько величественна, что даже сейчас хочется встать и снять шляпу. Что ж говорить о чувствах маленького мальчика, который волею судьбы живёт в Петербурге, в доме на краю Семёновского плаца, и с утра до вечера слушает духоподъёмную музыку в исполнении полкового оркестра. Его зовут Саша Бородин.


Дорога в мир звуков у кого-то начинается со слёз и уговоров, с пряника или кнута, а у него — с восторга! Поэтому в его жизни появляются флейта, гобой, потом фортепиано и виолончель.
И вот уже готова Полька собственного сочинения.
Девятилетний композитор преподносит её даме сердца — не маленькой девочке, а взрослой женщине по имени Елена.
"Элен-полька"
для фортепиано в 4 руки (1843;1861)



В тринадцать лет он уже был автором концерта для флейты и фортепиано(утрачен). Следующим его произведением было небольшое трио для струнных инструментов на тему оперы «Роберт-Дьявол» Мейербера.(утрачен).

За порогом уже поджидает очередной «подарок» судьбы — друг(Михаил Романович Щиглев(1834-1903), впоследствии ставший композитором, дирижером и музыкальным педагогом), с которым будущий композитор ходит на концерты с партитурой в руках, слушает оперы, исполняет в четыре руки симфонии Моцарта и Мендельсона, а бетховенские учит наизусть. Глубинное погружение в музыку — и как из рога изобилия появляются фортепианные переложения, трио, вокальные дуэты, фантазии на темы итальянских опер и даже концерт. В этом плодовитом юноше трудно узнать Бородина, который будет писать «Князя Игоря» почти два десятилетия, да так и не закончит.

К сожалению, из юношеского сохранилось немного. А из того, что играют, хоть и не часто, фортепианная миниатюра под названием Адажио(1849). Её опубликуют на деньги матери.



«В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей с новым талантом», — слова на обложке окажутся пророческими.

Спустя годы судьба выполнит поручение Всевышнего и приведёт Бородина в эпицентр новой русской музыки под названием «Могучая кучка».

В 1862 г. он познакомился с М. Балакиревым, а в последствии и с остальными членами его кружка ( Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский ).

«До встречи со мной», — вспоминал позднее Балакирев, — «он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство».

Изо всех композиторов этого союза он станет при жизни самым исполняемым, и с помощью своих хедлайнеров — Первой симфонии(1862-67 гг.) и картины «В Средней Азии»(1880 г.) — «прорубит окно» в Европу.
могучая кучка 1 (380x512, 166Kb)


Симфония № 1 ми-бемоль мажор Бородина воссоздает для слушателя образ певца России, который вовсе не чувствует себя отчужденным от народа, но с не меньшей силой и страстью желает уяснить самую суть национального начала и выявить самые характерные черты Отечества.
Движимый своей идеей, он идет сразу и вглубь, и вширь: углубляясь в почву народного искусства и расширяя поле духовного зрения, он охватывает соотношение с Русью двух миров – Запада и Востока.



1.Adagio - Allegro - Andantino 00:00
2.Scherzo:Prestissimo - Trio: Allegro 13:32
3.Andante 20:16
4.Allegro molto vivo 28:43


Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880 г.) – единственное произведение Бородина имеющее конкретную программу.
Бородин обратился к событиям, развернувшимся в 1860-1870-х гг. на территории Средней Азии, в результате которых Российская империя приросла территориями Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.
События эти вызвали в российском обществе живейший интерес. Его проявлением стала, в частности, «Туркестанская серия»– цикл картин Василия Верещагина .
Содержание симфонической картины представляет собою движение каравана, который безбоязненно и мирно совершает свой путь по бескрайней среднеазиатской пустыне под защитой русских военных сил – программа не столько сюжетная, сколько изобразительная.



Это произведение было высоко оценено Ференцем Листом, которому композитор показал партитуру, будучи за границей.

Но даже заграничный успех не изменит отношение автора к музыке. Она навсегда останется для Александра Бородина лишь увлечением.

https://orpheusradio.ru/programs/borodin/2023-11-1...ykalnye-pazly?utm_source=vkfor
https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/2-3-8-instrumentalnoe-tvorchestvohttps://musicseasons.org/borodin-v-srednej-azii/
https://music.e-publish.ru/p29aa1.html
Рубрики:  музыка
искусство
история
Camelot
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку