Если литературу Репин прославил портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, то музыку — в первую очередь портретом Мусоргского, с которого началась его галерея композиторов. Весной 1881-го года критик Стасов сообщил художнику, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии. «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически», — писал Стасов.
Репин воспринял это сообщение как миссию и за четыре сеанса — со 2-го по 5-е марта — создал единственный прижизненный портрет композитора, который считается теперь наиболее глубоким и точным. Художнику, конечно, нужно было торопиться, времени в его распоряжении было совсем мало.
Но ему повезло. По воспоминаниям того же Стасова, «в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах… К тому же, погода стояла чудесная, и большая с высокими окнами комната композитора была вся залита солнечным светом…»
Мусоргский на портрете сидит одетый в халат с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, в глубокой задумчивости. Падающий на лоб солнечный свет «гасит» болезненную красноту лица. Взъерошенные волосы, растрепанная борода напоминают о мятежном характере уставшего, но все еще сильного человека. Пустой задний план — Мусоргский будто изображен на фоне неба — рождает иллюзию открытого пространства.
Этот человек в реальности и уже в истории — той истории, которая воздает каждому по заслугам.
В творчестве Репина это уникальный случай, когда портрет пришлось писать с человека, которому позировать уже было не надо. И именно этот схваченный эмоциональный эффект, достигнутая в работе широта и свобода, почти пленэрное присутствие света невероятно поразили современников, открыв для самого художника новую дорогу. Впереди его портреты Глинки, Бородина, Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, если говорить только о музыке…
М.П.Мусоргский(1839–1881)
Первое и последнее
В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации.
С 1849 постоянно жил в Петербурге и учился в Петропавловской школе, в 1852–56 — в Школе гвардейских подпрапорщиков.
В 1852 издано первое сочинение Мусоргского — полька «Подпрапорщик» для фортепиано.
Полька "Подпрапорщик"
исп.Виктория Постникова(фортепиано)
По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку.
Теперь о последнем сочинении композитора...
В 70-х гг. позапрошлого века Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «ХОВАНЩИНА», она и стала последним произведением русского композитора.
Эскиз декорации к опере «Хованщина» А. М. Васнецова
Композитор взял за историческую основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта в 1682 году. Когда после смерти царя Фёдора Алексеевича, власть перешла к царевне Софье, хотя официально был коронован десятилетний Пётр.
После Стрелецкого бунта фактически властвовал князь Иван Хованский (этот период известен как «хованщина»).
Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, и с присущим ему талантом, отразил в звучании оперы все события приходящего.
К сожалению, произведение не было закончено и исполнено при жизни автора. На момент смерти Модеста Мусоргского, остались незавершёнными фрагменты из сцены самосожжения в конце и практически отсутствовали оркестровки оперы. Окончание оперы продолжил Римский-Корсаков.
«Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, спустя год - на сцене Большого. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, выполняющий как организационные задачи, так и исполняющий партию Досифея.
Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. География постановок «Хованщины» расширилась, она вошла в репертуар театров по всему миру, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены.
Предлагаю посмотреть и послушать экранизацию этой оперы.
Как и одноимённая опера, сюжет фильма очень сильно отступает от исторических реалий.
М.П. Мусоргский
Фильм-опера "Хованщина" (1959)
В ролях
Алексей Кривченя — князь Иван Хованский, начальник стрелецкого приказа
Антон Григорьев — князь Андрей Хованский, сын Ивана Хованского
Евгений Кибкало — боярин Шакловитый
Марк Рейзен — Досифей
Кира Леонова — Марфа
Владимир Петров — князь Василий Голицын
Алексей Масленников — Кузька, молодой стрелец
Вивея Громова — Эмма, девушка из немецкой слободы
Виктор Нечипайло — народный вожак
Лилия Гриценко — Сусанна, раскольница
Майя Плисецкая — пленная персидка
Н. Захаров / Сергей Бекасов — подьячий
Г. Панков — пастор
Ф. Фокин — Варсонофьев, доверенное лицо князя Голицина
Т. Черняков — клеврет князя Голицина
Ю. Дементьев — боярин Стрешнев
Съёмочная группа
Сценарист: Дмитрий Шостакович, Анна Абрамова
Композитор: Модест Мусоргский
Художник: Александр Борисов
Оркестр, хор, балет: Государственного академического Большого театра СССР
Дирижёр: Евгений Светланов
Балетмейстер: Сергей Корень
Хормейстер: А. Хазанов
Концертмейстер: С. Бриккер
Дмитрий Шостакович за адаптацию музыки Мусоргского был номинирован на соискание премии «Оскар» за лучшую музыку в 1962 году.
Давайте же будем вспоминать о Мусоргском с благодарностью за то, что он успел сделать вопреки всем трудностям. И проникнемся сочувствием к этому человеку с безрадостной, одинокой, полной лишений и непонимания и, действительно, на редкость русской судьбой.