Эта симфония классична настолько, насколько это вообще возможно; в ней есть та строгость и четкость, которые как раз высмеивал Прокофьев (5 марта). Она входит в цикл из 12 симфоний, написанных Гайдном под конец жизни – так называемых лондонских симфоний. На момент ее создания Гайдн успел написать уже сто – целых сто! – симфоний. Казалось бы, композитор должен был бы уже начать повторяться, но нет, несмотря на весь свой предыдущий опыт, Гайдну удается убедить нас, что мы слышим что-то новое и свежее – как будто он в жизни никогда не пробовал писать симфонии.
Премьера прошла в 1794 г., симфония была с восторгом встречена критиками. Вот что, например, писали в Morning Chronicle:
«Как обычно, самым приятным развлечением стала новая большая симфония ГАЙДНА – неутомимого, чудесного и тончайшего ГАЙДНА! Первые две части были встречены бурными овациями, и все произведение в целом оставило ощущение глубокой радости. В ожидании каждой новой симфонии мы боимся, что композитор вот-вот начнет повторяться, но каждый раз мы ошибаемся».
Ну а почему эта симфония получила название «Часы», становится понятно уже с самого начала. Тик-так…
Haydn : Symphony No. 101 in D major, "Clock"
II. Andante
Хочется согласиться и повторить слова этой газеты "...неутомимый. чудесный и тончайший Гайдн!"
У него есть и другие симфонии с таким же искусством отображения задуманной темы : "Философ", "Медведь","Охота", "Прощальная", "Пассионарная", когда наглядно представляешь звучащую музыку.