2018 год проходит в России под покровительством музы Терпсихоры,то есть посвящен искусству балетного танца.
200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа(11 марта 1818 — 14 июля 1910), который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.
Первые шаги Мариуса Петипа в российском балете начались еще в середине 19 века, когда он впервые в качестве солиста покорил сердца столичной публики. Успешная сольная карьера продолжалась недолго, а именно до тех пор, пока француз не ощутил в себе талант преподавателя.
Будучи преуспевающим хореографом, Петипа отыскал и вывел на большую сцену десятки звезд театрального танца за что удостоился звания лучшего балетмейстера своего времени. За большие заслуги перед отечественной культурой, европейский специалист получил Российское подданство и любовь сотен поклонников по всей стране. Сегодня считается, что именно Мариус Петипа стоял у истоков всемирно известного Русского балета. Его идеи прямо повлияли на становление данной сферы искусства и создали тот прекрасный шедевр театрального действия, которым по сей день восхищаются миллионы людей на всех континентах. Весь период второй половины 19 века в Русском балете принято величать «эпохой Петипа», что показывает, насколько большой вклад привнесла эта личность в наше культурное наследие.
Он прожил в России шестьдесят лет, но так и не выучил русский. Зато он в совершенстве знал язык классического танца. Великий француз служил четырем русским императорам, поставил более шестидесяти балетов, был удостоен высочайших наград, а в финале был изгнан из Мариинского театра, который называл своим домом. Однако до сих пор ни одна академическая труппа не может обойтись без спектаклей Петипа – великого хореографа русского балета.
Он прибыл в Санкт-Петербург в качестве первого танцовщика с жалованьем десять тысяч рублей в год. Он даже и не думал, что задержится на шестьдесят лет. Глядя на смешного француза, обмотанного платком, никто и не предполагал, что русский балет навсегда будет связан с его именем.
Творческая деятельность Мариуса Петипа в России продолжалась более полувека. Он поставил свыше 60 спектаклей, создал свод правил балетного академизма. Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий, он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. Не случайно балет конца XIX века называют эпохой Петипа. «Я имел честь служить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II. За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров Двора и восьми директоров. Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных», – писал Петипа в своих мемуарах.
Более тридцать лет он занимал должность главного балетмейстера и 17 февраля 1903 года Мариус Петипа получил письмо, в котором император Николай II изъявлял желание, чтобы тот оставался первым балетмейстером до конца жизни.
Русский балет на совершенно новый уровень поднял не только грандиозный талант великого хореографа, но и невиданный энтузиазм, с которым француз подходил к своему детищу. От заурядных постановок, распространенных в те времена, работы Петипа выгодно отличались изяществом и открытостью к смелым экспериментам. Только на территории Российской Империи балетмейстер создал более 70 ошеломляющих постановок, абсолютное большинство из которых произвели настоящий фурор в культурных кругах больших городов.
Столь значимые заслуги Мариуса Петипа не остались без внимания потомков.В качестве благодарности его фигура станет центральной на всех мероприятиях в 2018 году, посвященному балетному искусству.
Среди балетных шедевров Мариуса Петипа – «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Корсар», «Жизель», «Баядерка» и другие постановки. Многие из его балетов сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века.
Балет на музыку Петра Чайковского «Спящая красавица».
Этот балет-феерия был давней мечтой М.Петипа. По сказке Шарля Перро он вместе с Иваном Всеволожским, театральным деятелем и директором императорских театров, написал сценарий, а для Чайковского на основе передвижений фигурок артистов, вырезанных им из картона, зарисовал композицию будущего спектакля. В результате получился шедевр, который не сходит со сцены уже второе столетие. Только при жизни Петипа балет исполнялся 200 раз!
В главных партиях: Ирина Колпакова, Сергей Бережной и Любовь Кунакова.
Дирижёр Виктор Федотов.
запись 1982 года
Балет на музыку Александра Глазунова «Раймонда».
Премьера балета состоялась в 1898 году на сцене Мариинского театра.
В главных партиях: Ирина Колпакова, Сергей Бережной, Геннадий Селюцкий.
Дирижёр Виктор Широков.
запись 1980 года
Праздничный вечер на исторической сцене Мариинского театра в день рождения великого балетмейстера (11 марта, 20:00).
Разнообразную программу гала-концерта украсит премьера новой работы Константина Кейхеля – одного из самых заметных молодых российских хореографов – «Времена года» на музыку Александра Глазунова. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев.
Прямая трансляция гала-концерта – на телеканалах Mezzo и Mezzo live HD («Триколор ТВ»).